Первый корпус Дома правительства Грузинской ССР проектировался в годы, когда в борьбе с конструктивизмом и стилизаторством начинала формироваться архитектура социалистического реализма. И понятно, что архитектура правительственного здания отразила эволюцию принципов и идей в советском зодчестве.
Дом правительства Грузинской ССР
- Текст:Н. Джаши14 января 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Главный недостаток первого корпуса Дома правительства ГССР (автор — профессор В. Д. Кокорин при участии архитектора Г. И. Лежавы) состоял в том, что здание было лишено стилевого единства, образ значительного общественного здания не получил ясного идейно-художественного воплощения. Для того чтобы в дальнейшем строительстве комплекса этот недостаток мог быть в максимальной степени устранен. в 1946 году был проведен второй конкурс — на составление эскизного проекта главного корпуса.
На этот конкурс, в котором участвовали В. Кокорин (Москва) и местные зодчие А. Курдиани, Г. Лежава, М. Мелия, М. Непринцев, К. Соколова, И. Чхенкели, М. Шавишвили, поступило 10 вариантов проектов. В большинстве проектов образ Дома правительства трактовался с использованием лишь зарубежного классического наследия, эстетические запросы и устремления нашей эпохи не нашли в них отражения. Однако сравнение материалов конкурса 1946 года с проектами 1934 года свидетельствовало о том, что зодчие ближе подошли к решению задачи, порвали с гигантоманией и эклектикой, нашли более реальный масштаб сооружения, более удачные его пропорции. Этот конкурс был шагом вперед по пути развития архитекторами Грузии принципов социалистического реализма.
В итоге конкурса был принят и осуществлен проект, составленный профессором В. Д. Кокориным и архитектором Г. И. Лежава (в разработке проекта участие принимал арх. В. Д. Насаридзе).
Авторы творчески использовали наследие грузинского зодчества и русскую классику.
Главный корпус Дома правительства расположен на проспекте Руставели, с некоторым отступом от красной линии магистрали; боковые его крылья идут вдоль улиц Читадзе и Чичинадзе. Эти боковые крылья примыкают к торцам ранее выстроенного корпуса. На стыке старого и нового зданий созданы арочные проезды во двор и переходы, связывающие оба корпуса. Почти прямоугольный участок (83 X 70 м), на котором расположено здание, имеет крутой уклон, понижающийся в сторону проспекта.
Ранее существовавший большой открытый двор (каре) послужил тем ядром, по периметру которого разместились объемы старого и нового зданий; двор стал замкнутым, но, однако, не потерял своего значения как связующего звена между корпусами и внешним пространством (проспектом Руставели и двумя улицами); этот двор хорошо гармонирует со всей застройкой.
Общий комплекс ныне состоит как бы из двух кубовидных объемов, соединенных между собой сплошной аркадой и пропилеями. Пропилеи, трактованные как монументальный и удобный вход в архитектурный ансамбль правительственных помещений, помогают выявлению художественного образа и назначения сооружения.
Вся композиция главного входа построена так, что здание не только становится более представительным, но и приветливым. Этому в значительной степени способствует удачно задуманная сквозная пространственная ось, которая идет через главные пропилеи, открытый дворик- вестибюль, верхний большой двор, террасы и, наконец, заканчивается малыми пропилеями старого корпуса. Небольшой открытый дворик является парадным местом на подходе к двум основным группам помещений главного корпуса.
Чертеж портала
План здания по своей конфигурации напоминает два замкнутых прямоугольника, тяготеющих к квадрату (42 X 34 м) и образует две четко разграниченные группы помещений.
В главном корпусе размещены зал заседаний Верховного Совета Грузинской ССР, малые залы заседаний, группа рабочих помещений, хозяйственные, обслуживающие помещения и т. д.
План здания решен приемом расположения комнат по периметру прямоугольных вестибюлей (наподобие классического атриума).
В целом план главного корпуса хорошо продуман, хотя и не лишен отдельных недостатков.
Ввиду того, что сессионный зал расположен над главным вестибюлем группы помещений Верховного Совета, самый вестибюль получил неполноценное естественное освещение. Устройство дневного искусственного света не компенсировало этот недостаток.
В ходе работы над планом здания авторы сократили количество комнат с малыми площадями, однако в здании все же имеются комнаты, которые в силу их пропорций и размеров неудобны для эксплуатации. Так, например, в группе помещений Совета Министров имеются отдельные комнаты, ширина которых при глубине до 6 м равна 2,5–2,6 м.
Поперечный разрез
Не совсем удачно расположено книгохранилище с читальным за лом — вдали от двора, лифта, буфетов.
Переходы из одной группы помещений в другую (на четвертом этаже) неудобны и недостаточно освещены.
Главным элементом в композиции экстерьера здания служит аркада, состоящая из мощных прямоугольных столбов-опор и полуциркульных арок. Столбы-опоры расставлены сравнительно близко и при большой их высоте значительно увеличивают масштаб сооружения. Монументальная торжественная аркада образует колоссальную террасу-лоджию. К сожалению, ее ориентация по странам света (северо-восток) лишает данную композицию живописной игры светотени.
Незначительное, почти незаметное для глаза увеличение шага аркад от крыльев к середине, ступенчатое размещение карнизов и тяг, скульптурное венчание здания, приближающееся к классической форме фронтона, сквозная пространственная ось, проходящая через три центральные арки, — все это сообщило энергичную направленность всей композиции к центру, к пропилеям, придало единство и динамичность архитектуре главного фасада.
Мощные опоры-столбы, как и все здание, облицованы болнисским туфом золотистого тона. Углы граней опор закруглены валиками, тянущимися во всю высоту столбов. Опоры завершаются национальным орнаментальным мотивом.
Применение традиционного строя и пропорций канонического ордера вряд ли соответствовало бы укрупненному масштабу аркады. Авторы придали столбам-опорам необходимую мощь и простоту; смягчением же углов их граней, характерными капителями и криволинейными абаками они добились пластичности и стройности форм. Отдельные детали, близкие деталям ордерной системы (плита, капители, валики), гармонируют с общим характером опор и аркады в целом.
Рисунок капители
Архитектурная композиция главного корпуса Дома правительства, навеянная формами классической архитектуры и прогрессивными традициями национального зодчества, очень выразительна, гармонична.
В построении аркады главного фасада с ее мощными опорами- столбами и крестовыми сводами в лоджии использован прием организации внутреннего пространства, примененный в выдающемся памятнике - Цроми (VII в.).
В архитектуре главного корпуса Дома правительства на новой основе возрождены эти характерные черты национального зодчества. Творческое решение архитектуры здания выразилось, в частности, в органической связи плана и фасада, в монументальности и простоте архитектурных форм, столь характерных для памятников древнегрузинского классического зодчества (Джвари, Светицховели, храм Баграта и др.), в цельности образа, в вертикальной устремленности пропорций.
Боковые фасады, выходящие на второстепенные улицы Читадзе и Чичинадзе, хотя и имеют сходную архитектурную трактовку, обработаны, однако, более скромно: вместо аркады здесь применена композиция неглубоких арочных ниш.
Гармоничной связи боковых фасадов нового и старого зданий не удалось достичь (что прежде всего вызвано разновременным строительством зданий комплекса); допущено некоторое смещение оконных проемов от осей арок в боковых фасадах и т. д.
Интересны по своей композиции пропилеи, созданные на основе творческой переработки приемов архитектурной классики, особенно русской. Построение главного входа в виде системы пропилеи ярко выражает идею торжественности, парадности и монументальности комплекса.
Путем постепенного уменьшения масштаба, пластическим обогащением стен, введением отдельных художественно-выразительных декоративных пятен авторы создают естественный переход от простых, лаконичных и укрупненных форм экстерьера к более сложным, профилированным и детально разработанным формам интерьера (насыщенного орнаментальными мотивами), к богатству и пластичности внутреннего пространства. Зодчие создали очень сильные по эмоциональному воздействию последовательные звенья в общей цепи сменяющих друг друга архитектурных форм и образов.
Вестибюль
Огромные порталы — главные входы обеих групп помещений — богато орнаментированы и обработаны белым экларским камнем. Общее композиционное построение порталов почти одинаково, но главный вход в группу помещений Верховного Совета, с оконными витражами, с хорошо прорисованными деталями, орнаментами, выглядит богаче, сочнее и цельнее.
В сложном комплексе главного корпуса ведущими, определяющими характер внутреннего пространства элементами являются такие парадные помещения, как главные вестибюли, большой сессионный зал, малые залы. Эти помещения, объединенные идейным содержанием архитектурных форм и общей архитектурно-пространственной композицией, наиболее насыщены пластикой, поражают богатством примененных художественных средств.
Вестибюль группы помещений Совета Министров занимает площадь около 300 м2 (высота 22 м) и по сути дела представляет собой своеобразный внутренний закрытый дворик с верхним светом. Огромный кессонированный потолок с восьмигранным сводчатым перекрытием остекленного плафона завершает композицию этого просторного легкого, насыщенного светом и воздухом помещения.
В архитектурном решении этого вестибюля наиболее полно проявилось профессиональное мастерство авторов, их умение создать монументальный и торжественный архитектурный образ.
Драгоценный мрамор живописно прорисованного пола, имеющего ковровую расцветку, светлый колорит оштукатуренных стен, колонн, столбов, архивольтов арок, тонко прорисованных балясин балконов, лепных тяг и капителей, широко примененные национальные орнаментальные мотивы, — все это сообщает интерьеру мягкость и теплоту, парадность и торжественное величие. Фактура материалов вестибюля (мрамора, штукатурки, лепки), столярка из лучших пород дерева роднят архитектуру этого помещения с национальным народным творчеством.
Почти тот же принцип композиционного построения внутреннего дворика, но не открытого, а закрытого, применен в интерьерах группы помещений Верховного Совета.
Зал заседаний Верховного Совета (площадь зала около 400 м2) по своей высоте превышает два этажа; он перекрыт кессонированным потолком с голубоватой подцветкой. Освещение зала — верхнее. Зал состоит из вместительного партера для депутатов, лож для гостей, балконов. При зале предусмотрены просторные кулуары, комнаты для депутатов, к. респондентов, стенографисток и т. д.
Продуманное размещение мест, близость обслуживающих помещений, хотя и парадное, но сдержанное и простое убранство зала — все это соответствует назначению зала, делает его красивым и удобным.
Малые залы заседаний, ряд рабочих кабинетов представляют собой хорошо отделанные и просторные помещения, в интерьере которых применены деревянные панели, кессонированные живописные плафоны, инкрустированные щитовые паркетные полы, богатые орнаменты. Здесь созданы наилучшие условия для работающих в здании и для посетителей.
Архитектура главного корпуса Дома правительства ГССР является значительным вкладом в развитие социалистического по содержанию, национального по форме грузинского советского зодчества.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: