На протяжении XIX века все попытки обновления монументальной живописи неизменно кончались неудачей. Энгр и Делакруа замкнули круг большой живописной формы и оставили после себя только ремесленников, которые по заученным канонам расписывали муниципальные приемные и буржуазные салоны. Оторванная от архитектурного ансамбля, как своей основной базы, монументальная живопись в буржуазном обществе почти перестала существовать.
Фрески Бела Уица

- Текст:С. Ромов24 июня 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Только в условиях социалистического общества возможно развитие синтетических форм искусства и, в частности, монументальной живописи. У нас, при создании архитектурных ансамблей новых городов и отдельных общественных или индустриальных зданий, учитываются наряду со всеми архитектурными деталями и другие компоненты художественного оформления — живопись и скульптура. Поэтому целые группы художников различных тенденций и разнородных по своим формальным приемам обращаются сейчас к монументальной живописи. Бела Уиц принадлежит к наиболее интересным из этих художников.
В прошлом активный участник венгерской революции и член «Директории художников» венгерской коммуны, Бела Уиц всегда с исключительной последовательностью и преданностью использовал все свои средства передового художника для служения революции.
Как художник Уиц прошел очень сложный путь развития. Еще задолго до революции он приобщился к новым художественным течениям Запада, и это дало ему возможность освободиться от рутины старого академизма. Позже Уиц с такой же последовательностью преодолевает влияние формализма.
Это особенно заметно на опытах его последних подготовительных работ к большой фресковой росписи «Разгром царских войск в Кичи-Кемень», которая предназначается для Дома Совнаркома Киргизии в г. Фрунзе. В серии подготовительных работ к этой росписи особое внимание обращает карандашный рисунок «киргизская комсомолия», сделанный с утонченностью старых мастеров. При полном сохранении национальных особенностей типажа и большом портретном сходстве, люди, изображенные художником, получают глубокую социальную характеристику. Изображенные Уицом молодая киргизская девушка и молодой киргиз — типичные представители того нового поколения, которое комсомол под руководством партии воспитывает во всех наших национальных республиках.
Такими же замечательными образцами полноценного рисунка являются и острые наброски Бела Уица. В одном из них зорко подмечена посадка всадника, движение лошади и стремительность ее бега. Между тем, это только рабочий рисунок, которому мастер не придает самостоятельного значения. Несмотря на безукоризненность каждого штриха, четкость линии и эмоциональность всего рисунка, он испещрен надписями и стрелами, указывающими локальный цвет каждой детали с учетом общей колористической гаммы.
В основном эскизе фрески «Разгром царских войск в Кичи-Кемень» Бела Уиц подошел к наиболее верному решению монументальной живописи. Стенная роспись может носить характер самодовлеющей декоративности. Она строится тогда на орнаментальном принципе, согласно которому фигурная композиция трактуется не в реалистически конкретном охвате, а дается только как один из элементов общего орнаментального замысла.
В своем эскизе Бела Уиц преодолевает такую декоративность и обращается к реалистическим традициям фрескистов Возрождения. Реальному архитектурному пространству интерьера художник противопоставляет картинную перспективу и тем самым создает изображение собственного пространства. Эта форма монументальной живописи разделяет стены, открывает новые горизонты, новый мир реальных образов. Она дает возможность художнику насытить свою роспись большим этическим содержанием, полнотой конкретной жизненности. Принципами такой именно стенной живописи и вдохновляется Бела Уиц в своих последних опытах по осуществлению росписей в Доме Совнаркома Киргизии. Основной эскиз предпринятой им здесь работы перекликается со строгой торжественностью росписей Паоло Учелло и трогательной лиричностью Гоциоли.
Стоит также отметить любопытную особенность композиции Уица: отдельные детали — пики всадников, убранство лошадей, построение плоскостей различных планов — в эскизе нашли свое место с учетом прохождения швов от штукатурки, которые часто разбивают живописную плоскость и нарушают цельность впечатления.
Помимо чисто композиционных проблем, которые ставит перед собой Бела Уиц, его особенно занимает цветовое колористическое решение фресковой живописи. В первых наших опытах монументальной живописи художники шли по линии наименьшего сопротивления и к фресковой живописи подходили как к акварели. Упрощая палитру, они обесцвечивали колористическую гамму и пользовались подчас двумя-тремя красками при полной схематизации формы и объема, а также и живописных плоскостей различных пространственных планов.
Бела Уиц и к проблеме цветовой композиции подошел с огромной настороженностью, учтя лучшие навыки старых мастеров фрески, для которых основное было в знании натуры и материала, в свободном владении своими творческими возможностями.
Так же серьезно решен эскиз другой задуманной Уицом большой росписи — «Речь Сталина».
Бела Уиц присуще основное свойство всякого подлинного монументалиста — повествовательный дар. Композиционный замысел монументальной росписи должен строиться в полном соответствии с сюжетным разворотом. Увлекательное повествование должно в монументальной живописи излагаться так же, как в эпической поэме или большом симфоническом произведении, в которых лирические отступления служат средством композиционного развития темы.
Такую именно попытку полноценного решения монументальной росписи сделал Бела Уиц в своей фреске. По своему построению она напоминает фрески Гирляндайо, в которых и сейчас нас волнует лаконичная и предельная простота средств, глубина и правдивость отражения эпохи.
Но достиг ли Бела Уиц в разбираемых эскизах полноты художественного выражения? На этот вопрос трудно ответить с полной категоричностью. Эскиз «Разгром царских войск» существует только в карандашных зарисовках и подготовительных картонах. При всех отмеченных достоинствах следует, однако, указать на излишне обнаженное заимствование у старых мастеров. Архаизм Уица не дает ему возможности ясно отразить героическую тему революционной борьбы в Киргизии. Надо думать, что при проработке в цвете Бела Уиц учтет недостатки эскиза и творчески их преодолеет.
И в эскизе фрески «Речь Сталина» еще много схематизма, явно проглядывающего в неоправданных и однообразных местах, в стилизации пластического выражения. К этой росписи Бела Уиц успел сделать несколько этюдов в материале и цвете, которые дают основание думать, что он добьется большего реализма в трактовке темы. В этих этюдах особенно волнует мажорность и богатство колорита. Уиц пользуется здесь всей своей богатой палитрой и добивается тщательно продуманными и разнообразными лессировками повышенного звучания цвета и яркости художественного выражения. Бела Уиц всегда тяготел к повествовательно-монументальной изобразительной форме. Отсюда его работа над революционным, агитационным плакатом и его сюита «Луддистское восстание», его альбомы «Парижской коммуны» и международного рабочего движения. Но это были лишь временные полукомпромиссные решения. Занятый организационной работой и педагогической деятельностью Уиц долго не мог осуществить своей заветной мечты о непосредственной работе над фресковой живописью. И только недавно он эту возможность получил.
Его первые опыты привлекут внимание всех интересующихся судьбами монументальной живописи.
На обложке: эскиз к фреске «Разгром царских войск в Кичи-Кемень» (1936)
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: