Фонтаны – душа садов

Родник – прообраз современного фонтана, именно это природное явления натолкнуло человечество на создание искусственного источника воды. Вплоть до середины XX века фонтаны имели совершенно практическое назначение – снабжали население чистой водой, но помимо этого являлись важнейшим элементом садово-парковой архитектуры, выполняя тем самым эстетическую функцию. TATLIN приводит отрывок из книги «Фонтаны», об использовании фонтанов в роли композиционных элементов в садах и парках в России XVIII века. 

В России с начала ХVIII века вода, это «душа садов», становится излюбленным композиционным элементом садов парковой архитектуры, классическим примером которой являются фонтаны Петродворца.

С этого же времени русские архитекторы начинают отдавать предпочтение фонтанам при оформлении городских площадей и дворянских усадеб.

Художественно оформленные фонтаны, построенные во многих городах, служат не только украшением города, но и предназначаются для чисто утилитарной цели — снабжения водой населения. Примерами таких сооружений могут служить фонтаны, построенные в ХIХ веке в Москве.

Ограниченный объем данной работы не позволяет нам остановиться на таких прекрасных образцах садово-паркового искусства, как Софиевка, начатая строительством в конце ХVIII и законченная в первой половине ХХ века, с ее сложными гидротехническими сооружениями, каскадами, гротами и фонтанами, на фонтанах г. Пушкина, на значительном количестве других интересных сооружений, возведенных в течение почти 200 лет во многих русских дворцах и усадьбах.

Холодный климат средней полосы России, расположение городов на берегах больших рек, обилие естественных водных бассейнов, высокий уровень грунтовых вод и равнинный рельеф местности — все эти условия не способствовали строительству фонтанов в России в средние века. Воды было много, получать ее было легко, без применения каких-либо сложных механических приспособлений для подъема, и население в городах брало воду непосредственно из рек или из колодцев.

Развитие русской техники в это время было на достаточно высоком уровне. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в XI веке в Новгороде, например, имелся водопровод. Это наиболее древний из известных в России водопроводов, открытый раскопками 1937–1938 годов на территории Ярославова дворища. Состоял он из круглых деревянных труб с внутренним диаметром от 18 до 28 см, сделанных из двух выдолбленных внутри бревен и обложенных в три слоя широкими пластами из бересты. В местах поворотов трубопровода имелись деревянные колодцы в виде срубов.

Водопроводная система каптировала воду обильного источника и, по-видимому, снабжала ею княжеский двор, отводя излишек в реку Волхов.

Наличие сложной для того времени водопроводной системы свидетельствует о высокой технической культуре Новгорода конца ХI и начала ХII веков.

Фонтаны в то время только еще зарождались. Большие водосвятные чаши, устанавливаемые перед некоторыми соборами, были их первыми прообразами.

В 1165 году перед дворцовым собором Рождества Богородицы, построенным князем Андреем Боголюбским, находился шатровый киворий, в центре которого на круглом пьедестале была белокаменная чаша с освященной водой. Никаких остатков водопровода в Боголюбске не обнаружено; по-видимому, чаша периодически наполнялась водой из ближайшего колодца.


Шатровый киворий перед собором в Боголюбске (реставрация А. Н. Воронихина)

Подобная же водосвятная чаша была установлена около 1260 года перед главными дверями церкви Марин в городе Холм. Чаша была красного мрамора со скульптурными изображениями змеиных голов, изваянными по ее краям.

 Самотечные водопроводы были известны в Москве еще в ХV веке. Так, летопись свидетельствует, что по приказу Ивана III Петр Фрязин построил две отводные стрельницы с тайниками, в подземельях которых были устроены «на основаниих каменных, водные течи (водопроводы), аки реки, текущие через весь Кремль-град, осадного ради сиденья».

Первый напорный водопровод, построенный русскими мастерами Трефилом Шарутиным и Антоном Константиновым я 1631 году для подачи воды в царскую поварню, просуществовал около двух лет. В 1633 году был построен новый, большей производительности водопровод, выполненный из свинцовых труб.

Забелин упоминает об одном из составителей хронографов, с восторгом отзывающемся о строительной деятельности при паре Михаиле и, в частности, о том, как в 1633 году мастера «хитростройными художествами возвели воду из Москвы реки на царский двор ради великого потребования». В башне был устроен колодец, в который вода по трубе поступала из Москвы-реки. Насосом, приводимым в действие лошадиной тягой, вода подавалась в свинцовый бассейн на верху башен откуда и разводилась на дворцовые нужды. Эта водоподъемная машина, построенная мастером Христофором Галовеем и установленная в Водовзводной башне на берегу Москвы-реки, около 75 лет снабжала Кремль водой. В 1706 году, по указу Петра I, свинцовые трубы от башни до сада были разобраны и перевезены в строящийся Петербург.

На южном скате Кремлевского холма были разбиты так называемые нижние и верхние сады; здесь же были теплицы, оранжереи и небольшие фонтаны — «воды взводные», к которым вола подводилась по свинцовым трубам. В 1681 году в Кремлевском саду устроили пруд, выложенный свинцовыми плитами. Вода в пруд также подавалась из Водовзводной башни.

В ХVII веке, с дальнейшим развитием гидротехники, появляются профессии мастеров водовзводных дел, плотинных дел, водосточных дел. Встречаются имена Ерохова Ивана — водовзводных дел мастера, опаивавшего свинцовыми досками государеву мыльню; Ивана Корела — водосточных дел мастера, чинившего «водяные колеса» в Ново-Иерусалимском монастыре; целой семьи Костоусовых — каменных дел подмастерьев, соорудивших вместе с плотинных дел подмастерьем Андреем Фоминым в 1667 году плотину на Виноградном пруду в Измайлове; Галактиона Никитина — водовзводных дел мастера, покрывшего в 1685 году свинцовыми досками верхний сад в Кремле и производившего на год ранее водовзводные работы «на все три дворца ни на конюшню и в сад...»; Трефила Шарутина, о котором мы уже упоминали в связи с устройством водоснабжения Кремля в 1631 году.

Вот далеко не полный перечень русских мастеров, работавших в ХVII веке. Все это говорит о том, что работы по «водовзводным» устройствам, по сооружению плотин и водяных колес, являвшихся основной двигательной силой на заводах и «пильных мельницах», не были единичным явлением в то время, и что уровень гидротехнических знаний и навыков у русских мастеров был достаточно высок.

В этом же веке (публикация К. В. Миссель) во время застройки высоко расположенных над Днепром участков Киева для водоснабжения части Подола устраивается централизованный водопровод. Грунтовая вода собиралась дренажами, по которым она отводилась в сборный деревянный водоем, расположенный на высоте 30 м над Подолом. От водоема по деревянному трубопроводу протяжением около 500 м вода отводилась в бассейн, перекрытый куполом, опертым на колонны. В середине бассейна была фигура Самсона, раздирающего пасть льву, из которой била струя воды, падающая в бассейн. Это сооружение сохранялось до 1908 года и было закрыто во время эпидемии холеры в городе. 

Резкий поворот, происшедший с начала ХVIII столетия в жизни России, развитие мануфактур, большие усилия царя Петра I, стремившегося выскочить из рамок отсталости, создание сильного дворянского крепостнического государства, привело к значительному совершенствованию техники.

Фото-альбом: 1

Сложные гидротехнические сооружения устраиваются в петровское время для подъема воды к фонтанам Летнего сада. По краям грота, который начал строить Шлютер и закончил, вероятно, Земцов, на крыше находились два водоема, куда вода накачивалась из Фонтанки насосом, установленным в особой камере; затем вода по трубам разводилась к фонтанам.

«Огнедействующая машина» в виде паро-атмосферного насоса была впервые применена для водоснабжения фонтанов в России. Этот насос, построенный по заказу Петра I в 1717–1718 годах, был установлен в одном из помещений грота. 

По-видимому, эта машина очень быстро вышла из строя, так как вскоре построили водоподъемное колесо, забиравшее воду также из Фонтанки.

В начале двадцатых годов ХVIII века был прорыт Лиговский канал и сооружен бассейн, из которого вода по трубам подавалась в водовзводную башню, а из нее по перекинутым через Фонтанку трубопроводам — в систему водоснабжения фонтанов Летнего сада.

От грота вела широкая аллея с фонтанами, отлитыми из свинца по моделям К. Растрелли ни Пино. В саду было также большое количество всевозможных водяных затей, которые так любил Петр I.

Бергхольц в своем дневнике так описывает фонтаны Летнего сада в 1721 году:

«... От этой галереи начинается самая широкая аллея, в которой устроены красивые высоко бьющие фонтаны. Вода для них накачивается большою колесною машиною из канала в особые бассейны и потому ее всегда достаточно. У первого фонтана — место, где обыкновенно бывает царица со своими дамами, а у следующего стоят три или четыре стола, за которыми пьют и курят табак. Это место царя. Вправо от этой площадки стоит прекрасная статуя с покрытым лицом, у подножия которой течет или, вернее сказать, бьет вода во все стороны... Против птичника устроен фонтан в виде вызолоченного каскада, украшенный множеством вызолоченных сосудов...»

Летний сад неоднократно перепланировывался, перестраивался, и от его старых фонтанов до нашего времени ни один не сохранился.

Устройство фонтанов и подъем воды для них были не редкостью в те времена.

Так, по описаниям современника, в 1739 году для императрицы Анны Иоанновны, любившей всевозможные зрелища, по чертежам канцлера А. Д. Татищева был выполнен около Ледяного дома своеобразный фонтан: рядом со зданием стояла фигура слона в натуральную величину, из хобота которого била струя воды высотой в 17 м; вода к фонтану по- давалась насосом; в ночное время из хобота выбрасывалась горящая нефть. Перед входом в Ледяной дом стояли два дельфина, также выбрасывавшие струн горящей нефти.

Значительные работы по сооружению фонтанов выполнил Растрелли в новом Летнем саду.

«Я велел вырыть пруд большого протяжения, расположенный близ дворца, принадлежащего к новому саду, где я устроил также большой лабиринт из зелени, состоящий из липовых аллей с изгородями из различных деревьев, местами украшенных барельефами позолоченными, с вазами, с взлетающими струями воды; вокруг этого большого бассейна было помещено несколько мраморных статуй.

...В новом саду выстроил по приказу императрицы большое ванное здание с большим залом, покрытым куполом, с большим фонтаном из многих струй...».

Фото-альбом: 2

В течение ХVII–ХIХ веков крупнейшие зодчие России проектировали и строили много фонтанов. Проект монументального фонтана с широким привлечением пластики был разработан В. И. Баженовым (1737–1799) для неосуществленного увеселительного императорского «на Екатерингофском месте дома».

Много проектов фонтанов оставил А. Н. Воронихин (1759–1814). Построенный им в 1806 году фонтан в Пулкове на склоне холма, обращенном к Петербургу, является лучшим сооружением камерной архитектуры в окрестностях города. Интересен проект фонтана в Петергофе, выполненный тем же мастером.

В замечательном документе русской культуры первой половины ХVIII столетия, в первом архитектурном трактате, именуемом «Должности Архитектурной Экспедиции», вопросу устройства фонтанов посвящен отдельный пункт «О проводе в приличных местах для фонтанов воды». В нем пишется: «Для удобнейшего удовольствия и красоты города подлежит на знатных площадях и в пристойных местах города сделать публичные фонтаны»; и далее говорится о необходимости выбора места, откуда будет забираться вода, о необходимости составления проекта и определения «во что провод оной воды стать может и для содержания ежегодно, что для того будет потребно». Особые пункты об установке насосов, о прокладке подземных труб, детально излагающие все необходимые мероприятия для строительства, говорят о высоком уровне строительной техники того времени и о солидных гидротехнических знаниях составителей «Должности».

В течение всего ХVIII века строительство фонтанов в России продолжается; фонтаны сооружаются в Петербурге, Москве, в императорских дворцах и парках, в имениях знати, достигая нередко исключительной архитектурной выразительности. Наиболее ярким примером могут служить фонтаны Петергофа, построенные в основном в первой половине ХVIII века по приказу Петра I.

В течение более двух столетий архитекторы Броукштейн, Леблон, Земцов, Растрелли, Микети, Кваренги; скульпторы Вассу, Изохтин, Лабзин, Пино, Сидоров, Шубин, Козловский, Толстой; мастера фонтанных, литейных и каменных резных дел н тысячи талантливых крепостных мастеров создавали садово-парковый ансамбль Петродворца с его изумительными фонтанами, по праву считающимися лучшими в России.

«Это — резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водяного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа.

... Чудно хорош и поэтичен Петергоф. живой свидетель самых блестящих и самых трагических страниц русской истории и сам по себе прекрасный художественный памятник ХVIII века, на создание которого положили свои усилия мастера того времени» (А. Бенуа).

Материал из книги:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: