Статья впервые опубликована в 1937 году в журнале «АРХИТЕКТУРА СССР». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации.
В архитектурном убранстве наших городов, оформлении дворов
промышленных предприятий, жилых массивов и садовых насаждений не последнюю роль
играет архитектура фонтанов.
Фонтан, как составная часть ансамбля города, известен с
глубокой древности.
В каждом древнегреческом городе встречалось по несколько
общественных водоемов, которые устанавливались чаще всего на базарах, торговых
площадях и пр. В убранстве водоемов, почти всегда художественно оформленных,
превалировала пластика. Часто фонтаны, состоявшие из падающей струи и водоема,
вкомпановывались в общий ансамбль улицы. На стенах домов, большей частью
лишенных окон, зато украшенных порталами входов, помещались небольшие фонтаны —
то на уровне поверхности стен, то несколько вдаваясь в нее, а то и в нишах.
Нередко фонтаны помещались в специальных домиках; в
некоторых случаях эти сооружения сдваивались или объединялись в группы.
Фонтанные домики, примыкавшие к стене, имели над водоемом легкое перекрытие,
поддерживаемое двумя колоннами (dedicula).
Несколько подобных водоемов часто объединялось общей
колоннадой, окружавшей один большой водоем (бассейн). Примерами таких фонтанов
являются Ennakunos в
Афинах, малый считанный домик в Ефесе, расположенный близ театра, и т. д.
Изображение подобных фонтанов можно видеть на
древнегреческих вазах V и VI вв.
Фото-альбом: Ромея
В древнем Риме фонтанные домики иногда превращались в
сложные сооружения — настоящие водяные дворцы с каскадами и гротами.
На Востоке колодцы и водоемы обычно ставились во дворах
домов, храмов, в садах и при дворцах. Их богато убирали яркорасцвеченной
керамикой, мозаикой, мрамором и другими ценными материалами.
С большим искусством украшались фонтаны в эпоху позднего
средневековья — как в Европе, так и на Востоке.
В Сирии и Палестине водоемы в эту эпоху вырубались в камне,
наподобие шахт с вертикальными стенками и с квадратным или круглым основанием.
В древнехристианских базиликах водоемы устраивались на
передних дворах.
Богато украшенные средневековые фонтаны можно видеть в Южной
Германии, в Австрии и Швейцарии.
Многие фонтаны этой эпохи оживляют пейзаж улицы, села,
города. Одни из них видны со всех сторон, другие представляют часть стены, к
которой они примыкают.
Часто фонтанам придавалось ритуальное значение. Не случайно
многие из них украшены изображениями святых. В композиции фонтанов большую роль
играла также и мифологическая тематика.
Типичной для средневековья формой фонтана была башенка
(фонтан в Нюрнберге 1385 г. и др.), в эпоху Возрождения излюбленной формой
являлась чаша. В это время фонтаны часто превращались в сложные монументальные
сооружения.
В эпоху барокко их украшения приняли вычурный,
фантастический характер (напр. грот виллы Буоналенти во Флоренции).
Особенно значительна роль водоемов, каскадов и фонтанов в
дворцовых парках. Дворец в парке большею частью располагался в центре высокой
террасы. Здесь же помещались павильоны, цистерны, памятники, на склоне террасы
устраивались каскады, под нею гроты и т. п. Архитектура этих фонтанов являлась
повторением и варьированием форм, уже известных с древних времен.
Во Франции парковое искусство достигло своего наивысшего
развития в XVII и XVIII вв. Побывавший во Франции Петр I решил и у себя, близ
своего «Парадиза», устроить наподобие Версаля парк с прямыми дорожками,
подстриженной растительностью и фонтанами. Для этой цели был избран Петергоф.
Устройству фонтанов здесь способствовало расположение дворца на высокой
террасе, широкими уступами спускающейся к морю. Затруднения, связанные с
проведением воды, были устранены соединением Петергофа с речками Шинкаркой и
Каваши, расположенными в 20 км от него. Лучше всего была украшена та часть
террасы, где находился леблоновский дворец. В центре ее устроили грот, в
котором был «стол с брызганием и орган», а по бокам — «две кашкады».
Фото-альбом: Случайная Испания
Бергальц, осмотрев в 1721 г. с принцем Гольштинским
Петергоф, сообщает в своих записках, что он видел «каскад, украшенный
свинцовыми, вызолоченными рельефными фигурами по зеленому полю».
Эти каскады и маски для них проектировал и исполнял Карл
Растрелли, отец знаменитого архитектора.
Существует его эскиз к «Телеге Нептуновой с 4 морскими
лошадьми». Петр решил поставить ее у малой Марлинской «кашкады», против
Монплезира. Почему-то в этом царстве Нептуна и Амфитриды «телега» царя вод не
была исполнена.
В распоряжении Петра было указано: «Буде мочно также в
бассейне фонтану, по уступам у обоих кашкадов статуи и горшки». Бассейном был
назван ковш, устроенный под самой террасой, которая переходит в канал,
впадающий в море. Канал расположен на главной оси парка.
Две главные «кашкады», действительно, украшены 16 золочеными
статуями, вазами и чашами с бьющими из них фонтанами. Грот сохранился, но давно
уже исчез «арган» или «ноты», составленные из стеклянных колоколов. На площадке
перед гротом — фонтан из 17 наклонных трубок. Бьющие из них струи воды
представляют вид огромной плетеной корзины.
Вся вода из каскадов изливается в ковш, посредине которого
установлен колоссальный «Самсон» — Козловского, со струей, выбрасываемой из
пасти льва на 70 футов вверх. Дальше вода, протекая мимо статуй Невы и Волхова,
попадает в канал.
По углам ковша поставлены 2 гладиатора со змеями в руках,
ниже — 2 бронзовые лягушки, две наяды на рыбах и тритоны с мальчиками. Из всех
этих фигур вода изливается по наклонным линиям, создавая сложное переплетение
струй и звуков.
Канал украшен «нишельными» фонтанами, получившими свое
название от ниш из зелени, которые были здесь когда-то. Бьющие фонтаны на фоне
раззолоченного дворца и статуй оживляют их искристыми брызгами радужных
капелек, с шумом летящих вверх, падающих вниз и вновь подбрасываемых.
Фото-альбом: Сан-Марино
Дворец Леблона был выдержан в простых и строго-торжественных
формах Людовика XIV, которым соответствовала и планировка парка. Архитектура же
каскадов и грота значительно вычурнее; также более напряженный характер имеют
маски и скульптура Растрелли на ступеньках каскадов.
«Самсон», статуи Невы и Волхова исполнены позднее и поэтому
классичнее и проще, чем более ранняя скульптура. Так же просты и строги
мраморные колоннады Воронихина, оформляющие площадку ковша.
Кроме главной оси, в планировку парка, по желанию Петра I,
были введены еще две дополнительные, боковые. На одной из них устроен каскад
«Шахматная» или «Драконова» гора, близ которой находятся два крупных римских
фонтана.
Шахматная гора расположена на оси «Монплезира», который
окружен садом с системой фонтанов. В центре фонтан «Корона», вокруг — статуи с
«клюшами».
На второй боковой оси, расположенной в другой стороне от
дворца, близ Марли, построена «Золотая» гора. У ее подошвы находятся два
«менажерных» фонтана, со струей в 11,5 дюйма в поперечнике. Поблизости
находятся старые свинцовые «клюши», в виде тритонов и «Львиный каскад»,
спроектированный архитектором Штакеншнейдером в 1853 г.
Особое место в этом царстве вод занимает «Пирамида». Она
находится в стороне, недалеко от Монплезира. Составлена «Пирамида» из 525
трубок, расположенных в 7 квадратах. Каждый ряд имеет особый привод для
установки высоты струй, чем и обусловливается пирамидальный вид фонтана.
«Пирамида» прекрасно оформлена мраморной балюстрадой с вазами. Построена она
при Петре I, мраморная отделка исполнена при Павле I.
В верхнем парке находится несколько водоемов с
невысокобьющими фонтанами. В центре этой части парка господствует фигура
Нептуна в короне, с трезубцем в руке, окруженная соответствующей свитой из
морских чудовищ. Это — фонтан XVII века, исполненный в Нюренберге и купленный
при Павле I.
Петергоф представляет собой наиболее обширное в мире
собрание самых разнообразных водоемов, каскадов, гротов и прочего вида
фонтанов, формы которых начали создаваться еще с древних времен. Правда,
архитектура их значительно модернизирована стилевыми особенностями тех эпох, в
которые они создавались, но это не уменьшает громадного значения, которое имеет
петергофский фонтанный ансамбль. Хорошо связанный своими вычурными
архитектурными формами, позолотой и яркими красками расцветки с зеленым фоном
растительности, цветами и голубым небом— он динамизируется шумящими,
взлетающими и падающими, переливающими всеми цветами радуги струйками воды,
бурно стекающей вниз и мирно плещущейся в широкой раме берегов моря.
Петергоф является своего рода музеем фонтанов, богатство
которого создает возможность учиться на уже испытанных формах.
На обложке: Петергоф. Фонтан «Пирамида»