Фаянсовый завод

Статья впервые опубликована в 1959 году в журнале «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО СССР». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации. 

Изделия фаянсового завода имени М. И. Калинина обращают на себя внимание как на выставках, так и в магазинах. выделяясь своеобразием форм, красотой глазурей, декоративностью и современностью своего художественного облика. Они заслуженно завоевали любовь советских людей.

Завод был основан в августе 1809 года в деревне Домкино Корчевского уезда Тверской губернии. В июне 1810 года он был продан А. Я. Ауэрбаху и Ивану Рейнеру, мастеру гарднеровского фарфорового завода. Через несколько месяцев единоличным владельцем стал Ауэрбах.

Завод успешно развивался, производительность его быстро росла. Если в 1811 году фаянсовой посуды было изготовлено на 3 тыс. рублей, то через четыре года общая стоимость выпускавшихся изделий увеличилась до 81 тыс. рублей.

В 1829 году завод был переведен из деревни Домкино в близлежащее село Кузнецово на берегу реки Данховки, впадающей в Волгу.

Ранних изделий завода до нашего времени сохранилось сравнительно немного. Но все же по ним можно судить, что выпускаемая посуда отличалась большими художественными достоинствами и совершенством исполнения. Обычно края тарелок обрамлялись растительным орнаментом, написанным от руки. Стилизованные мелкие цветочки и яркие зеленые листья орнамента создают ажурное, классически строгое обрамление для основного изображения на дне тарелки, выполненного способом тонкой печати. Чаще всего в центре тарелки размещается пейзаж с бредущим путником, русская пляска или военная сцена. Подобные изображения отличаются большой строгостью композиции и ясностью колорита, которые свойственны русскому декоративному искусству позднего классицизма.

Мелкая пластика завода Ауэрбаха разнообразна и отличается большой выдумкой и мастерством выполнения, но ее художественные достоинства незначительны.

Па Всероссийской промышленной выставке в Петербурге (1870) завод получил награду «за хорошего качества по белизне массы и отличной крепости фаянсовую посуду».

В 1870 году завод покупает промышленник М. С. Кузнецов. Обладая огромным капиталом, он к концу века объединяет в своих руках большинство фарфоровых и фаянсовых заводов России, общая производительность которых до первой мировой войны составляла две трети производительности всей страны по этим отраслям керамического производства.

Завод в селе Кузнецове стал выпускать в большом количестве мелкую пластику и посуду.

Следует отметить, что с технической стороны изделия Кузнецовского завода выполнены хорошо, добротно; поливы, доставленные из-за границы, отличаются яркостью, чистотой цвета, превосходным блеском.

К сожалению, нельзя столь же высоко оценить художественную сторону кузнецовской продукции. И ней, как в зеркале, отразились эклектические тенденции прикладного искусства того времени, увлечения то ложнорусским, то ложноготическим, то модернистским направлениями.

И скульптуре появляется множество жанровых сцен из современной или «средневековой» жизни, часто воспроизводятся сцены и из народного быта. Но напрасно искать здесь серьезного отношения к изображаемому. В большинстве статуэток присутствует элемент развлекательности. курьеза. Произведения дробны как по композиции, так и по цвету.

Часто вещи выпускались по иностранным образцам, отличающимся невысоким вкусом.

В изделиях 90-х годов XIX века ярко расцветает модерн. Нарочито, неоправданно изогнутые формы предметов покрываются лепными украшениями в виде обвивающих их причудливых цветов, вычурные ручки принимают формы фантастических животных, полуобнаженных русалок с распущенными волосами и т. и. Свойства фаянса совершенно игнорируются. Он имитирует все — металл, дерево, драгоценные камни. И ассортименте завода этого времени встречаются тарелки, блюда, конфетницы, покрытые мелким рельефом, подражающим плетеным корзинам, для «полноты впечатления» на дно тарелки брошена фаянсовая салфетка.

После Великой Октябрьской революции Советское правительство обращает большое внимание на развитие декоративного искусства в стране. В 1919 году на Первой Всероссийской конференции по художественной промышленности А. В. Луначарский говорил: 

А. В. Луначарский«До сих пор не было внедрения искусства в жизнь и сознание масс. Этого можно достигнуть созданием форм, удобных для выполнения, которые представляли бы собой демократические формы искусства и могли бы без больших затрат умножаться почти неограниченно и поэтому быть предоставлены каждому гражданину... Это может сделать только промышленность... При этом я лично нахожу, что художественная промышленность должна быть под контролем Отдела изобразительных искусств... Надо влить весь мир наших изобразительных искусств в художественную промышленность, и это можно сделать, только доверив ее нашему миру художников. Надо втянуть художника в эти гигантские запросы народных масс, научить его поднять художественный вкус н художественные методы и поднять художественное творчество».

Страна, строящая социализм, быстро развивающая промышленность и сельское хозяйство, остро нуждалась и предметах современной художественной промышленности. В связи с этим на развитие фарфорофаянсовой промышленности обращается большое внимание.

Фото-альбом: Меркурий

И конце 20-х годов на возобновивший свою деятельность завод в селе Кузнецове приезжает скульптор-анималист И. Ефимов, который делает в фаянсе несколько своих вещей — «Зебру», «Ланенка». «Сову», «Воду» и другие. И. Фрих-Хар создает здесь в 1928 году две большие композиции: «Старый город» и «Шашлычник». Вещи эти декоративны и сочны по своей пластике и колориту, оптимистичны по настроению. Для завода они были новым словом, ярким и интересным.

Чтобы решительно повернуть завод на новые рельсы, нужна была длительная серьезная работа коллектива художников.

В 1934 году к работе на заводе привлекаются И. Фрих-Хар, М. Холодная, В. Фаворский. И. Чайков, И. Ефимов, С. Лебедева, А. Зеленский, Г. Кепинов, В. Бесперстова, И. Слоним. Они работают над образцами для массовой продукции, ищут простых и лаконичных решений, чистоты и выразительности линий и форм, включают советскую тематику в скульптуру и декоративное оформление посуды.

В эти годы созданы такие вещи, как кувшин с рисунком на тему материнства И. Майкова, серия тарелок с графическим орнаментом по краю и легким небольшим рисунком — изображением животных — в центре И. Ефимова. Рисунки для тарелок на сельскохозяйственные темы делает В. Фаворский, две фруктовницы выполняет С. Лебедева, несколько кувшинов делает И. Фрих-Хар, М. Холодная создает статуэтку «Телятница».

Работая над новыми образцами, художники учитывали специфику массового производства и его возможности в то время. Большинство рисунков делалось для выполнения способом трафарета, что определяло их силуэтный характер, известную бедность колорита, часто монохромность изображений.

В этом же 1934 году на заводе создается художественная лаборатория, первым заведующим которой становится И. Фрих-Хар. С тех пор художественная лаборатория не прекращает своей деятельности.

Следует отметить, что этот важный период в жизни завода совпал с переименованием села Кузнецова 20 февраля 1930 года в рабочий поселок Конаково, по имени Порфирия Конакова — заводского мастера-живописца, отважного революционера, расстрелянного в Кронштадте в 1906 году.

Несмотря на работу советских художников, на заводе по-прежнему наряду с новой продукцией продолжает выпускаться и старая, по кузнецовским образцам. Новые же образцы были интересны главным образом как противопоставление кузнецовской безвкусице, отрицание старого, но сами по себе еще не несли в себе полноценных образов современности.

Постепенно завод пополняется новыми кадрами. В 1937 году скульптор-керамист П. Кожин создает на Конаковском заводе островыразительные небольшие статуэтки «Ласка», «Куница», пепельницу с белочкой. Большая обобщенность форм, найденность поз, передающих характер и повадки животных, чувство материала свойственны его произведениям.

Конаковский завод начинает завоевывать популярность и выступать на выставках, например на Парижской международной 1937 года и «Индустрия социализма» 1939 года.

Полного расцвета Конаковский завод достигает в послевоенные годы. В это время создаются лучшие вещи, складывается своеобразный художественный облик его продукции. Особенно хороша выпускаемая заводом посуда, лаконичная и ясная по формам, покрытая разнообразными яркими поливами одного или двух-трех цветов. Мастера завода умеют великолепно показать качества фаянса с его непросвечивающим черепком и более грубой, чем у фарфора, массой. Они подчеркивают материальность фаянса толщиной черепка, рельефным, обобщённым орнаментом, мягко округлым силуэтом предметов. Художникам Конаковского завода удается создать по-настоящему современные вещи с простыми формами, большими гладкими плоскостями, сочностью колористической гаммы полив. Такие вещи дополняют современный интерьер, они являются ярким декоративным пятном, заставляющим радостно ожить и засветиться всю комнату.

Высоких результатов в работе над художественным обликом фаянсовой посуды достиг один из ведущих мастеров завода — Г. Я. Альтерман. Кропотливо, упорно работая над составлением цветных полив, делая многочисленные пробы, художник совершенствовал свое мастерство. Он открывал все новые и новые декоративные свойства поливного фаянса. Так, ему принадлежат привлекательный прибор для завтрака, несколько декоративных блюд, масленки, пепельницы, вазы. Произведения Г. Я. Альтермана не повторяют одно другого, хотя в любом из них видна его индивидуальная манера. Его чайный сервиз «Шиповник» получил па Брюссельской выставке 1958 года серебряную медаль. Сочный растительный орнамент, написанный свободным мазком, мягко ложится по форме, подчеркивая ее выпуклость, приземистость. Художник не гонится за точной, ботанически верной передачей цветов и листьев, он передает лишь общий характер растений, несколько упрощает, стилизует их, достигая большого единства пластической формы и живописного орнамента. Толщиной стенок изделий и сочной цветистостью полив автор подчеркивает свойства самого фаянса.

Столь же глубоко чувствует и понимает материал В. Филянская, работающая не только с поливами, но и с ангобом. Художница пришла на Конаковский завод еще в 1936 году. Многими своими достижениями обязан завод се упорному творческому труду и исканиям. Но образцам В. Филянской выполняется множество предметов для массового производства, се произведения украшают залы выставок и музеев.

В небольшой статье невозможно разобрать все выдающиеся произведения мастеров Конаковского завода. Интересные искания и большие достижения наблюдаются и у других художников завода: М. Левиной, Н. Литвиненко, Е. Гуревич.

Большого совершенства достигла М. Левина в своем фруктовом приборе «Пламенеющий» с мягким коричневым фоном и яркими, действительно огненными языками, расположенными по окружности и переходящими в неопределенные очертания дыма.

Фото-альбом: И его ослепительный свет

Необходимо остановиться на скульптуре, выпускаемой заводом. Она в некоторой степени выпадает из общего направления, принятого на заводе. В ней нет той декоративности, обобщенности форм, сочности колорита, которые столь выгодно отличают посуду Конаковского завода. В скульптуре еще много натуралистической измельченности, зависимости от оригинала. В форме и в цвете нет смелого новаторства, чувства современности. Среди скульптурных произведений выделяются отдельные вещи Е. Гуревич, как, например, карандашница «Воробьи» или «Зимородок» и «Трясогузка» В. Филянской.

В последние годы на завод все больше приходит одаренной молодежи, получившей специальное художественное образование: А. Вебер, О. Белова, О. Гогнидзе, Д. Крохина, В. Шинкаренко. Они упорно работают над созданием новых полив, ищут новых форм изделий, свежих рисунков, колористических созвучий.

Завод имени М. И. Калинина, имеющий хорошую производственную базу, дает возможность нашим известным художникам-керамистам И. Фрих-Хару, М. Холодной, П. Кожину, О. Малышевой, Е. Гуревич, И. Слониму и другим выполнять здесь свои творческие работы. Такая связь художников с заводом несомненно обогащает искания заводского коллектива.

К чести завода следует сказать, что массовая продукция его стоит на высоком уровне. Прекрасные образцы, созданные художниками, не искажаются при массовом выпуске.

Произведения Конаковского завода прочно входят в быт советских людей, они не ставятся на дальние полки буфетов, как музейные редкости, ими пользуются ежедневно, они удобны и красивы.

К своему славному юбилею талантливый коллектив завода, умело и заботливо руководимый директором В. Сажко, приходит с большими, радующими нас художественными достижениями. Смело можно сказать, что завод имени М. И. Калинина занимает одно из первых мест среди предприятий нашей фарфоро-фаянсовой промышленности.

На обложке: Г. Альтерман, М. Левина. Посуда. Фаянс. 1957–1958

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: