Эволюция любительской кинокамеры

Сегодня любительской кинокамере уже больше 100 лет. За это время она достигла высокой степени эксплуатационно-технического и эстетического совершенства, отражая последовательно новые открытия в области механики, оптики, химии, электротехники, а также прогресс в сфере художественного освоения технически сложной бытовой вещи методами и средствами дизайна. Начав свое развитие вскоре после появления профессионального кинематографа, любительская узкопленочная кинотехника сегодня по своим возможностям приблизилась к профессиональной, позволяя даже недостаточно опытному любителю снимать фильмы разных сюжетов и жанров.

13 февраля 1985 годе исполнилось 100 лет с того дня, когда братья Луи Жак и Огюст Люмьер запатентовали во Франции свое изобретение — аппарат для съемки и проекции движущихся изображений. Этот киноаппарат был рассчитан на кинопленку 35 мм с двухсторонней перфорацией, которая до сих пор применяется в профессиональной кинематографии.

Узкопленочные кинокамеры стали создаваться практически сразу после изобретения кинематографа. В книге Б. М. Голдовского «Узкопленочная кинематография» упоминается кинокамера «Кинетики, рассчитанная на 17,5-мм пленку, при помощи которой ее изобретатель Берт Эйкрз снял гребную гонку. Эта камера была запатентована в Англии 27 мая 1885 года.

Появление узкопленочных моделей было обусловлено потребностью не только в павильонных, стационарных, но и в хроникальных съемках. Предшественниками кинолюбителей стали полупрофессиональные кинокорреспонденты-хроникеры, снимавшие свои фильмы чаще всего на 35-мм негативной пленке и продававшие их кинофирмам для демонстрации в кинотеатрах широкой публике. Создание же фильмов только для просмотра дома было дорого и недоступно многим из-за довольно высоких цен на аппаратуру. Но заманчивые перспективы, которые могло открыть массовое кинолюбительство, ориентированное на домашний экран, заставили кинопромышленников взяться за выпуск простых, надежных и недорогих узкопленочных камер.

Экономичность и портативность съемочной аппаратуры с самого начала были решающими факторами развития кинолюбительства. Поскольку многие модели любительских кинокамер еще и в 20-е годы выпускались в расчете на пленку 35 мм, для сокращения их габаритов и массы разрабатывались аппараты с небольшим запасом кинопленки: 15,10 и даже 5 метров. Примером последней является кинокамера «Септ» французской фирмы Debrie. Очевидно, что такой путь достижения портативности кинокамер не был рациональным. Ведущие кинофирмы сосредоточили усилия на поиске оптимального формата узкой пленки.

В 1923 году фирма Pathe выпустила модель кинокамеры, рассчитанной на самый узкий в то время формат — 9,5 мм (с перфорацией между кадра ми по середине пленки). Пленка нового формата была обращаемой и после специальной обработки позволяла получить готовый к проекции позитив фильма. Модель этой фирмы «Блашетт», выпущенная в 1926 году, стала одной из первых действительно любительских портативных миниатюрных кинокамер. Она имела габариты 12X10Х Х6 см и была рассчитана на 10 м пленки. Однако в те годы эта модель не была оценена по достоинству — ее считали скорее игрушкой.

В том же 1923 году фирма Eastmen Kodak (США) предложила другой формат узкой пленки — 16 мм, получившей впоследствии широкое распространение сначала в любительском кинематографе, а затем и для учебных, научно-технических и рекламных фильмов. Поиски в области повышения качества изображения, стремление к снижению расходов на пленку и достижению еще большей портативности привели в конечном итоге к появлению кинопленки 8 мм формата — основного в кинолюбительстве.

Развитие киноаппаратуры 8-мм формата прошло несколько стадий. В 1932 году фирма Eastmen Kodak выпустила кинопленку 2X8 мм, созданную на основе 16-мм, но с перфорацией, в два раза более частой. После проявления такая пленка разрезалась вдоль надвое. Новый формат, не уменьшая толщины кинокамеры, позволил сократить ее высоту и длину, так как требовал гораздо меньшего запаса пленки для одинакового времени съемки.

В 1937 году появились кинокамеры, рассчитанные на пленку 1X8 мм и кассетную зарядку, в отличие от бобинной зарядки кинокамер формата 2X8 мм. Новый формат позволил уменьшить толщину кинокамер, их габариты в целом и массу. Удобство кассетной зарядки кинокамер и экономичность этого способа по сравнению с бобинной в будущем обусловили ее распространение.

В 1965 году фирма Eastmen Kodak предложила новую модификацию 8 мм формата — пленку «Супер 8», на которой изменением размера и формы перфорации было достигнуто увеличение площади кадра в 1,5 раза. Это обстоятельство в сочетании с новыми преимуществами кассетной зарядки (кассеты «Кодапак» емкостью 15 м выпускались в продажу уже заряженными пленкой) за короткий срок позволило формату «Супер 8» практически вытеснить все другие форматы в любительском кинематографе.

Основные задами, которые в процессе эволюции любительского кинематографа пришлось решать конструкторам кинокамер, были обусловлены постепенно определившимися эксплуатационными требованиями: наибольшей простоты и удобства управления механизмами, прочности и надежности конструкции, компактности, малогабаритности и легкости. Необходимо было также обеспечить быстроту и удобство перезарядки пленки в аппарате на свету, в походных условиях; разработать высококачественную оптику для узкопленочных камер, приспособив ее для различных условий съемки; усовершенствовать привод кинокамеры; добиться простоты установки и точности измерения экспозиционных параметров, легкости и достоверности контроля за работой аппарата.

Фото-альбом: ТЕЛЕФУНКЕН

Эволюция конструктивных узлов во многом определяла развитие формообразования кинокамеры, и прежде всего ее корпуса. На его форму большое влияние оказывали также материалы. Основным материалом первых моделей кинокамер было дерево (твердые породы — тик, орех, красное дерево).

Деревянная конструкция имела ящичную форму, неизбежно создавала увеличение объема, не позволяла рационально использовать внутреннее пространство, соответствующее конструктивно-компоновочной схеме механизма. Кинокамеры с деревянным корпусом были громоздкими и довольно тяжелыми. Примером таких кинокамер может служить 35-мм модель «С» фирмы Ernemann (Германия, 1910 г.).

С 20-х годов для изготовления корпусов кинокамер начали применять металл (сплавы алюминия), что позволило рациональнее конструировать корпус, обеспечить большую точность взаиморасположения всех деталей, сделать кинокамеры более компактными. Одной из первых любительских кинокамер с металлическим корпусом, целиком оклеенным кожей, стала 35-мм камера «Кинамо» фирмы Zeiss-Ikon (Германия, 20-е годы). «Кинамо» имела довольно рациональную, столь распространенную в будущем форму плоского параллелепипеда с плавными скруглениями углов и ребер. Технология штампования, а затем точного литья под давлением дала возможность конструкторам (а впоследствии и дизайнерам) свободно моделировать форму корпуса кинокамеры.

Еще в 20-е годы предлагалось использовать пластмассу для корпусов кинокамер. Но реализация этих идей в широких масштабах оказалась возможной лишь в 60-е годы.

Пропорции корпуса, а в некоторых моделях и его конфигурация в той или иной степени отражали внутреннюю компоновку и даже форму кассет или расположение бобин в пленочном отсеке, что позволяло сделать форму корпуса белее рациональной, зрительно уменьшить и облегчить его объем. Корпуса 8-мм кинокамер с бобинной зарядкой пленки нередко имели значительные закругления углов и ребер задней плоскости, скосы и наклоны этой плоскости. Многие 16-мм модели отличались характерными скругленными выступами в верхней и нижней частях корпуса, выявляющими объем бобин или кассет и их размещение в корпусе.

Существенно влияло на формообразование кинокамер совершенствование приводного механизма. Первые кинокамеры, будучи штативными аппаратами, имели ручной привод. Сама необходимость крутить ручку привода была большим неудобством, отвлекала внимание от процесса съемки.

В 20-е годы появились первые пружинные приводы в виде приставок к корпусу камеры. В дальнейшем с усовершенствованием и уменьшением габаритов пружинного привода его смогли встраивать в корпус кинокамеры без существенного увеличения ее размеров. При этом крупная рукоятка ручного привода, значительно выступавшая за габариты корпуса, преобразовалась в небольшую плоскую складную ручку завода пружины (заводную рукоятку или заводной ключ). Пример оригинального конструктивно-компоновочного решения пружинного привода — кинокамера швейцарской фирмы Carena C. A. 8-мм «Карена Зумекс S» (1963 г.). Ее привод размещен в рукоятке цилиндрической формы, за которую камера удерживается при киносъемке. Цилиндрическая рукоятка кинокамеры использовалась впоследствии в целом ряде моделей с электроприводом для размещения в ней двигателя и источников питания.

Крупные источники питания, использовавшиеся в первых моделях с электроприводом, появившихся в 40-х годах (таких, как австрийская модель «Оймиг», отечественные модели «Спорт-2», «Спорт-3», «Аврора»), впоследствии были заменены миниатюрными, что существенно повлияло на габариты кинокамер и возможности рациональной компоновки источников питания. Миниатюризация электродвигателей также способствовала большей легкости и компактности кинокамер. Электропривод привел к действительной автоматизации процесса протягивания пленки в камере и, как следствие, к отмиранию рабочего органа завода пружины. Все зарубежные модели кинокамер сегодня имеют электропривод.

Большую роль в формировании внешнего вида любительских кинокамер сыграло развитие их оптической части — объективов и видоискателем. Первые модели имели сменные или жестковстроенные (в дешевых моделях) объективы. Набор сменных объективов различного фокусного расстояния, расширяя технические возможности съемки, вызывал вместе с тем определенные сложности, связанные с их заменой, переноской и хранением.

Первым шагом на пути преодоления этих неудобств было создание кинокамер с объективами, закрепляемыми на револьверной головке (турели). Первые 16-мм камеры с турелью появились в 20-е годы («Аймо» фирмы Bell & Howell, США). Позднее по такому же принципу конструировались 8-мм модели с афокальными насадками на турели к основному объективу, например модели «Бауэр 88 D» фирмы Eugen Bauer (ФРГ); отечественные модели «Нева-2», «Экран-3» (50–60-е годы). Кроме трехобъективных выпускались и камеры с двухобъективными турелями, например 16-мм «Фильмо-Мэгэзин 200» фирмы Bell & Howell, послужившая прототипом отечественной модели «Киев 16», и «Адмира 8 11а» фирмы Meopta (ЧССР). Если в камерах с трехобъективными турелями форма оптической части оказывалась пластически усложненной и композиционно дробной, то двухобъективные турели позволяли достигнуть большей целостности и компактности формы благодаря прямоугольной конфигурации поворотной платы, не выступающей по габаритам за пределы фасада корпуса.

Фото-альбом: Откуда Илья Муромец возьмётся

Стремление еще более упростить операцию изменения фокусных расстояний съемочной оптики кинокамеры и объединить параметры набора разных объективов в одном «универсальном» привело к созданию объективов с переменным фокусным расстоянием — панкратических (за рубежом получивших название «зум-объективы»). В 1954 году была выпущена кинокамера «Болекс B 8L» фирмы Paillard S. A. (Швейцария) с объективом «Пан-Синор 30», f—2,8/10÷30 мм французской фирмы Somme Bertie. Этот объектив был самостоятельным агрегатно-блочным узлом, объединенным с боковым видоискателем.

Такие съемные объективы вначале были громоздкими, непропорционально большими по отношению к корпусу камеры, не связанными с ним композиционно. Тем не менее они существенно упрощали операцию изменения фок Умного расстояния, позволяли плавно изменять его во время съемки для осуществления киноэффекта «наезд-отъезд» без перемещения камеры, давали возможность получать любое промежуточное значение в заданном интервале фокусных расстояний. Преимущества панкратических объективов обеспечили им будущее — к концу 60-х годов они вытеснили объективы на турели. Технический прогресс в оптике любительской кинотехники позволил создавать панкратические объективы сравнительно небольших габаритов даже при большом диапазоне фокусных расстояний, что дало возможность достигать композиционно-пластического объединения зум-объектива с корпусом. Кратность изменения фокусного расстояния стала одним из главных признаков класса (сложности) кинокамер.

Параллельно со съемочной оптикой совершенствовался и видоискатель любительской кинокамеры. Он эволюционировал от иконометра — примитивно го откидного рамочного видоискателя без оптических элементов — до параллаксного оптического видоискателя, а затем до беспараллаксного сквозного визира.

В некоторых моделях параллаксный оптический видоискатель компоновался над корпусом и решался конструктивно открытым. Это позволяло при съемке одновременно наблюдать и закадровое пространство, но оптика визира при этом оставалась плохо защищенной. Композиционное решение камеры с таким визиром было лишено целостности. В более поздних моделях система оптического параллаксного видоискателя выполнялась уже конструктивно закрытой. В ряде моделей объем канала визира композиционно-пластически выделялся сверху, сбоку или даже снизу корпуса из конструктивных соображений и с целью зрительного сокращения объема кинокамеры.

В кинокамерах со съемными объективами на турели объективы видоискателей компоновались на турели рядом со съемочной оптикой, что было обусловлено оптическими соображениями. Композиционно это усугубляло раздробленность фасада кинокамеры.

До появления сквозных видоискателей окно видоискателя на передней плоскости корпуса было характерным композиционным элементом параллаксных кинокамер. Оно имело круглую, квадратную или прямоугольную форму, располагаясь в зависимости от компоновки канала визира над объективом, под ним или сбоку от него.

Первые 8-мм кинокамеры с беспараллаксным сквозным видоискателем (обеспечивающим визирование через объектив) появились в 50-е годы во Франции. С развитием кинокамер, оснащенных панкратическимм объективами, сквозные видоискатели также получают широкое распространение и постепенно вытесняют параллаксные визиры. Видоискатели современных кинокамер имеют окуляры, регулируемые по зрению оператора и снабженные наглазником из эластичного материала. Со временем о поле зрения видоискателя кинокамеры стали помещать необходимую оператору информацию об условиях съемки.

Важность точной фокусировки объективов с переменным фокусным расстоянием, требующая внимания оператора и отвлекающая его от творческих задач съемки, давно поставила задачу автоматизации этого процесса. Одной из первых выпустила кинокамеры с относительно несложным устройством автофокусировки, встроенным в аппарат,

Фирма Bell & Howell (США, 1968). Однако это устройство не было еще достаточно совершенным, ограничивая съемку объектами, расположенными на одном уровне с оператором и на среднем расстоянии от глаз оператора до пола, равном 150 см. Лишь спустя десятилетие, в 1978 году, новая система автофокусировки объектива, предложенная фирмой Honeywell Inc.,— «Ханивэл визитроник автофокус», получила применение во многих кинокамерах.

Фото-альбом: Аэросъёмка Кольского полуострова

На первых порах устройство автофокусировки имело вид приставного к корпусу блока-модуля, помещаемого над или под объективом камеры. В дальнейшем этот узел компоновался как органичная часть корпуса. Кроме системы «Ханивэл», не требующей источников энергии для посылки сигнала к объекту съемки, другими фирмами были разработаны системы автофокусировки, основанные на принципе ультразвуковой локации объекта съемки (например, модель «Оймиг автофокус 4XL»).

Важность правильного определения экспозиции и хлопотная для кинолюбителя необходимость применять те или иные измерительные устройства для определения степени требуемого диафрагмирования объектива (при заданной частоте съемки) уже давно заставили конструкторов искать сначала способы упрощения, а затем и автоматизации этой операции.

Первым шагом здесь была установка экспонометра на корпусе камеры без сопряжения его с диафрагмой объектива. Все удобство заключалось лишь в том, что прибор в нужный момент был перед глазами. Затем появились модели кинокамер с экспонометрами, сопряженными с диафрагмой объектива. Сначала это были приставные узлы- блоки, композиционно плохо связанные с корпусом камеры. Позднее сопряженные экспонометры встраивались в кинокамеру, выходя на фасад корпуса лишь светоприемником (светоограничительным устройством).

Для правильного восприятия светового потока от объекта съемки перед фотодатчиком экспонометра обычно устанавливались линзовые растры и сотовые решетки. Эти внешние элементы встроенных экспонометров выполнялись в форме круга или прямоугольника, нередко заполняя собой всю верхнюю или нижнюю часть передней плоскости корпуса. Иногда в параллаксных камерах они композиционно объединялись с окном визира, а в беспараллаксных выполнялись наподобие окна визира.

Дальнейшее развитие техники привело к созданию кинокамер с полностью автоматическим управлением экспозицией и размещением фотосопротивления за объективом внутри канала сквозного видоискателя. Первые модели с такими устройствами появились в конце 50-х годов. Размещение фотосопротивления за объективом повысило точность работы встроенного экспонометра, исключило опасность его повреждения внешним воздействием и позволило, кроме того, достигнуть более цельного и лаконичного решения фасада корпуса кинокамеры. Эволюция узла регулировки экспозиции в итоге привела к тому же результату, что и развитие видоискателя: внешние его элементы исчезли с лицевой поверхности корпуса.

Техника создания звукового любительского кинофильма эволюционировала от последующего озвучивания снятого и смонтированного фильма через систему синхронной съемки (в которой кинокамера имеет устройство для синхронной записи звука на портативный кассетный магнитофон с аналогичным устройством) к системе совмещенной съемки.

В конце 60-х — начале 70-х годов получает распространение система синхронной записи звука при киносъемке на отдельный носитель — магнитную пленку портативного кассетного магнитофона, который кинолюбитель брал на съемку вместе с кинокамерой. Синхронная запись звука в процессе киносъемки позволяет поело монтажа кинофильма и монтажа отдельной фонограммы осуществить в специальной лаборатории нанесение на кинопленку звуковой магнитной дорожки и перезапись фонограммы на нее с оригинала. Запись изображения и звука на разных носителях дает возможности при желании перезаписать часть фонограммы, подложить под документальную фонограмму фоновую музыку, шумы, звуковые эффекты.

Тем не менее при всех достоинствах этого принципа звукозаписи в любительском кино он был вытеснен системой совмещенной записи звука при киносъемке на один носитель из- за неудобства переноски двух приборов (камеры и магнитофона) вместо одного. Первые звуковые кинокамеры (имеющие встроенный блок звукозаписи на магнитную дорожку кинопленки) появились в 1974 году. Примером являются модели фирмы Eastmen Kodak (США) — «Кодак Эктасаунд 230» и «240». Микрофон в этих моделях был вмонтирован в переднюю часть изогнутой вперед под углом жестковстроенной рукоятки камеры.

Совмещенная звукозапись привлекла массового кинолюбителя простотой и удобством создания хроникального звукового фильма с помощью одного аппарата, и к концу 70-х годов около половины выпущенных моделей любительских кинокамер были уже звуковыми. В большинстве моделей звуковых кинокамер микрофон, выдвигаемый на телескопическом стержне, монтируется на специальном кронштейне на верхней плоскости корпуса.

Конструктивное решение любительской кинокамеры в процессе ее эволюции становилось все более целесообразным, создавая предпосылки для повышения ее эргономических и эстетических свойств.

Фото-альбом: Спать хочется

В начальный период развития любительской кинотехники, когда сама техническая идея киносъемки еще поражала воображение людей и достаточной казалась функциональная целесообразность формы, эстетическое несовершенство кинокамеры не принималось во внимание. С развитием производства любительской киноаппаратуры привлекательности ее внешнего вида стали придавать определенное значение. В 20-е годы она ассоциировалась с ценностью применяемых конструкционных и отделочных материалов независимо от недостатков объемно-пластического решения и композиционной неупорядоченности элементов формы.

В 30–40-е годы ее старались достигнуть путем формального декорирования технической формы при отсутствии целостности композиционного решения. Приемы такого внешнего украшательства были нередко примитивными. С 50-х годов начинается постепенное и все более широкое внедрение методов художественного конструирования в проектирование кинокамер.

Форма любительской кинокамеры не могла избежать влияния модных в тот или иной период времени направлений стилеобразования, характерных для многих технических изделий, ставших объектами художественного конструирования. Она пережила увлечения и обтекаемыми формами, и подчеркнуто прямоугольными, и трапециевидными, и скульптурными и нарочито упрощенными, и сознательно пластически усложненными. Однако техническая сложность кинокамеры и особенности ее эксплуатации, переноски, хранения требовали определенной нейтральности и не допускали свободного обращения с ее формой в угоду декорированию, стилизации.

Следствием художественно-конструкторского освоения любительской кинокамеры явилось: использование в ее формообразовании результатов усовершенствования конструкций всех узлов, новых технологических возможностей производства, широкое применение декоративных свойств отделочных материалов; повышенное внимание к пластической моделировке формы корпуса и рукоятки, упорядочение размещения рабочих органов, тщательность проработки их формы с учетом эргономических требований; профессиональный подход к объемно-пластическому и цветофактурному решению формы, к разработке графических элементов композиции для достижения эстетической выразительности и информативности.

Художественно-конструкторский подход уже в 60-е годы охватывал разработку семейств кинокамер (их типорядов, выпускаемых одной фирмой), способствуя созданию и развитию фирменных стилей конкурирующих на мировом рынке фирм и отражая в особенностях формы каждой модели таких семейств ее социокультурный смысл и потребительскую ценность для определенных контингентов кинолюбителей.

Совершенствуясь эксплуатационно-технически, постепенно все более автоматизируясь и, соответственно, усложняюсь конструктивно-технически, любительская кинокамера вместе с тем внешне могла упрощаться благодаря слиянию некогда самостоятельных узлов с корпусом, убиранию многих (или даже всех) элементов узлов с поверхности корпуса, «отмиранию» ряда ранее существовавших органов. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в миниатюрных, карманных камерах.

Однако сегодня выпускается довольно большое число моделей кинокамер (особенно — высокого класса) с формой корпуса, сознательно пластически расчлененной выступами, уступами, фактурно выделенными или графически подчеркнутым и площадками зонами, участками передней, верхней или боковых поверхностей. Подобные композиционные приемы позволяют зрительно сократить общие габариты кинокамеры, выделить определенные функциональные зоны, организовав в них группы рабочих органов, шкал, символов, индексов, и вместе с тем образно отразить скрытую от глаз функционально-техническую сложность насыщенного электроникой, максимально автоматизированного современного оптико-механического прибора для любительской киносъемки.

Несмотря на все достижения любительской кинотехники, основанной на кинематографическом способе записи изображения, проблема дефицита серебра во всем мире (основного компонента светочувствительного слоя — носителя изображения на кинопленке) уже давно заставила искать и другие способы записи изображения. Среди многих предложенных методов записи изображения лишь видеомагнитная запись дает возможность рассматривать ее сегодня в качестве реального конкурента кинематографа и в области кинолюбительства.

Быстрый прогресс в области производства видеотехники (в том числе портативной, создаваемой для целей любительской хроникальной съемки), сокращение габаритов и массы видеокамер, их удешевление, повышение качества изображения и другие факторы позволяют прогнозировать постепенное вытеснение в сфере кинолюбительства 8-мм кинематографа видеозаписью. Но видеокамера, отличаясь от кинокамеры принципом записи изображения, во многом другом сходна с ней, и прежде всего оптическими узлами и возможными способами держания камеры оператором в процессе съемки. Поэтому богатый опыт, накопленный во всем мире в области технического и художественного конструирования узко-пленочных любительских кинокамер, позволивший воплотить все достижения в этой сфере во многих технически и эстетически совершенных моделях, должен обобщаться и использоваться для целенаправленного профессионального формообразования видеокамер, предназначенных для тех же социально-культурных целей, что и любительские кинокамеры.

На обложке: Кинокамера «Роллей SL 84» на формат «Супер 8» фирмы Rollei, ФРГ, 70-е годы. Оснащена десятикратным зум-объективом, автозумом, электродвигателем, автоматическим регулятором экспозиции, регулируемым дисковым обтюратором, пристроенным устройством «Киметрик» для цейтраферной автоматической киносъемки и автоматической съемки двух сцен с наплывом

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: