Дворец искусств в Ташкенте

Статья впервые опубликована в 1965 году в журнале «АРХИТЕКТУРА СССР». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации.

При проектировании и строительстве Дворца искусств был проведен тщательный анализ ситуационного размещения объекта на участке строительства с учетом генерального плана реконструкции Ташкента. Здание Дворца искусств входит в ансамбль городского центра, организуемый спортивным комплексом стадиона «Пахтакор», зданием гостиницы «Молодежная», зеленой эспланадой и улицей Навои, связывающих исторически сложившиеся старый и новый город.

Композиция Дворца строится на контрасте большого объема киноконцертного зала и вытянутого по горизонтали легкого двухэтажного павильона, в котором расположены вестибюль и фойе. Разделение на два объема позволило четко решить конструктивные схемы зала и павильона, создать хорошую освещенность и проветриваемость группы фойе, правильно распределить потоки зрителей.

Фото-альбом: Бронза кожи

Кассовый вестибюль, расположенный в первом этаже павильона, имеет «сквозную» загрузку: с улицы Навои и с площади со стороны стадиона, что соответствует островному положению объекта. Кассовый вестибюль непосредственно связан с административной частью дворца и вестибюлем, в котором находится гардероб. В торцовой части павильона расположена парадная лестница с маршем шириной 8 м, ведущая из вестибюля в фойе. Под лестничной площадкой находится на 1,5 м ниже уровня земли коктейльный бар на 120 мест. Возле главной лестницы под амфитеатром зрительного зала расположены санитарные узлы и курительные помещения.

Во втором этаже павильона расположено фойе, связанное широким переходом со зрительным залом. Различные по назначению части помещения фойе, (эстрада, буфет, места отдыха) выделены путем изменения уровня пола и соответственно решенного освещения. Большие остекленные наружные поверхности хорошо связывают фойе с внешним пространством.

Учитывая небольшую высоту фойе и особенно вестибюля, строители установили громкоговорители, равномерно расположенные в подвесном потолке, рупорами вверх. Поэтому благодаря рассеянному отражению звука от поверхности перекрытия музыка приобретает особенно объемное звучание.

Киноконцертный зал на 2300 мест имеет в плане овальную форму. Места для зрителей расположены амфитеатром. Зал такой формы обеспечивает хорошую видимость с каждого места.

Большой объем зала, необходимость создания оптимальной слышимости для зрителей при разных режимах работы (кино, концерт, совещание) предопределили особые требования к акустике. В зале применена звукоусилительная и звуковоспроизводящая аппаратура КЗТУ-З, специально разработанная для залов большой вместимости. Звук попадает в зал, проходя через микрофоны, магнитофоны, усилители и комнату «Эхо».

Стены и потолок зрительного зала скрывают многочисленные службы, коммуникации и громкоговорители. В разных точках зала установлено около 500 громкоговорителей. Управление всей системой ведется с пульта звукорежиссера. Количество поглощающей и отражающей звук поверхности зала было точно рассчитано (модель зала в масштабе 1:40 была испытана в НИКФИ методом электро-модулирования).

Одновременно с решением сложного комплекса технических устройств достигнута архитектурная выразительность интерьера зрительного зала. Ячеистый потолок из перфорированного алюминия с вмонтированными в него люминесцентными и зеркальными светильниками равномерно освещает зал. Зеленовато-голубой цвет кресел хорошо сочетается с золотистыми стенами, облицованными буковой рейкой, а в верхней части древесно-стружечной и перфорированной древесноволокнистой плитами.

Фото-альбом: Нервная система

Зал имеет оркестровую яму симфонического оркестра и сцену-эстраду для выступлений танце-вально-хоровых и эстрадных коллективов, а также для проведения совещаний и съездов. Часть оркестровой ямы представляет собой подъемно-опускную плоскость, с помощью которой собирается стол президиума и трибуна оратора на сцене. При разборке они транспортируются в специальное помещение под оркестровой ямой.

Зал оборудован киноэкраном для показа обычного, широкоэкранного, широкоформатного и панорамного фильмов и являющимся одним из крупнейших в мире (34 X 14 м). Под зрительным залом в одном уровне расположена группа помещений, обслуживающих сцену: артистические уборные, гримерно-парикмахерские, костюмерные, репетиционный зал, который связан двумя широкими и пологими лестницами с противоположными закулисными пространствами на сцене. Там же расположены камеры кондиционирования, тепловой пункт и другие технические помещения.

Во всех основных помещениях зрительного зала микроклимат создается с помощью установок кондиционирования воздуха. В зал кондиционированный воздух подается с потолка, а вытяжка организована из-под кресел.

Группа помещений кинопроекционной, аппаратной звукоусиления, светопроекционной и осветительных лож, кабин перевода речи, комментаторских радиотелетрансляций, помещения для хроникальных киносъемок располагаются в два яруса по периметру зала, против сцены. Для них предусмотрено местное кондиционирование воздуха (агрегаты находятся на третьем ярусе комплекса, в межферменном пространстве).

Конструктивная схема павильона — рамный двухэтажный каркас из сборных железобетонных элементов, частично выполненный в монолитном железобетоне. Наружные конструкции ограждения — витражное стекло в алюминиевых переплетах, а на главной лестнице — в виде солнцезащитных ячеистых сборных железобетонных элементов.

Наружные стены зрительного зала выполнены из сборных, криволинейных в плане, армированных керамзитобетонных элементов. Стены при высоте 22 м имеют толщину 25 см. Конструктивной особенностью железобетонных элементов стен является то, что несущая арматура расположена в них не равномерно по периметру, а сосредоточена в монолитных сердечниках. Это позволило обеспечить полную сборность стен и значительно упростить их изготовление на заводе.

Зрительный зал перекрыт пространственной системой радиальных стальных полуферм, замоноличенных в центральный двухпоясный барабан и шарнирно опирающихся на стены.

Кровля зала — плоская рулонная. Несущим настилом кровли служит волнистый асбоцемент усиленного профиля. Утеплитель из сборных пенобетонных плит. Гидроизоляцией является многослойный ковер из стеклоткани на специальной мастике.

Фото-альбом: Друзья бактерии

В здании Дворца искусств применялись новые отделочные материалы, которые способствовали повышению художественно-эстетического уровня отделки, уменьшению стоимости объекта, росту производительности труда, сокращению сроков строительства. Так, благодаря применению древесно-стружечных и волокнистых отделочных плит были в кратчайшие сроки облицованы большие и сложные по форме плоскости стен и потолков без мокрых процессов. Для создания звукопоглощающих поверхностей использовались стекловатные маты в стеклосетке или стеклоткани по полиэтиленовой пленке толщиной 10—12 микрон. В отделке здания применялись пластмассы (полы из полихлорвиниловых плит и рулонного пластика разнообразных цветов, панели, облицованные слоистым пластиком, гигиеничные и удобные в эксплуатации), поливинилацетатные краски, поливная керамика, отходы естественного камня местных карьеров. Алюминиевые витражные переплеты фойе подчеркивают легкость и современность сооружения. Во всех помещениях — светильники новейших конструкций. Большинство конструкций и деталей здания изготовлялись в заводских условиях, что ускорило монтаж и значительно повлияло на повышение качества строительства.

В здании предусмотрены все виды инженерного оборудования: водопровод, канализация, горячее водоснабжение, вентиляция, телефонизация, радиофикация, пожарная сигнализация, режиссерская сигнализация, электрочасофикация и т. д.

Строгая, но в то же время пластичная трактовка фасадов Дворца искусств обусловлена большим значением светотеневых соотношений в архитектуре южных широт. Криволинейные стены зрительного зала создают интересный светотеневой эффект, придают залу монументальность и торжественность. В решении планов и объемно-пространственной композиции здания были учтены климатические особенности и национальные традиции.

Дворец искусств сооружен строителями 159-го стройтреста Главташкентстроя. Большую помощь в проектировании и строительстве дворца оказали НИКФИ, Гипротеатр, ЦНИИЭП зрелищных и спортивных сооружений и другие организации.

***

Генеральным проектировщиком здания Дворца искусств в Ташкенте является институт Узгоспроект. Стальные конструкции покрытия киноконцертного зала дворца и организация их монтажа разработаны в ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений.

В плане киноконцертный зал представляет собой овал, близкий к кругу, с осями 57 и 54 м. Стены зала выполнены в виде розетки из 29 криволинейных блоков, соединенных между собой монолитными стойками. Увязывая стальные конструкции с существующими стенами, авторы запроектировали плоскую балочную систему покрытия из 29 радиальных ферм, опирающихся по концам на стены и сопрягающихся в центре с помощью жесткого кольца барабана.

Расчетная высота ферм в местах сопряжения с барабаном принята 3,6 м. Такая сравнительно небольшая для пролетов 54 и 57 м высота определена уже заданными объемной компоновкой и архитектурным обликом здания, а также условиями перевозки ферм. По конструктивным соображениям такой же принята и высота барабана.

Овальный план здания и некоторые отклонения от проекта при возведении стен вызывали большую разнотипность пролетов радиальных ферм. Для унификации размеров ферм было выбрано четыре наиболее оптимальных в данных условиях пролета — 28,5; 27,9; 27,6 и 27 м.

Отклонения от проекта были компенсированы за счет привязки анкеров, которые закладывались на столиках, сделанных в замкнутом железобетонном кольце, накрывавшем стены. Размеры привязки анкеров по оси железобетонного кольца колебались от 30 до 80 см. Решение опорного узла с незамкнутым вырезом в опорной плите упрощало установку ферм на анкеры.

Фото-альбом: Позвонок

Фермы крепятся к опорам двумя анкерными болтами d = 36 мм. Для обеспечения общей жесткости покрытия и равномерной передачи на опоры горизонтальных сейсмических сил по верхним поясам ферм устраиваются семь лент горизонтальных радиальных связей. Нижние пояса соединены по кольцу распорками в месте первого от барабана перелома. По фермам ставятся также вертикальные связи. Для создания большей горизонтальной жесткости кольца по верхним и нижним поясам ферм в первом от барабана узле ставятся дополнительные кольца из уголка 100 X 100 X 10 мм. Эти кольца совместно с поясами барабана и верхними и нижними поясами ферм создают достаточно мощные горизонтальные кольцевые фермы. Система связей и прогонов создает из покрытия здания жесткий диск, обеспечивающий равномерную передачу на стены значительных сейсмических сил.

Барабан был сконструирован из двух колец — верхнего сжатого и нижнего растянутого, соединенных стенкой. Сечения обоих колец приняты одинаковыми — из двух листов 650 X 30 мм, сваренных в уголок.

На одном из рисунков показан узел сопряжения верхнего пояса фермы с верхним кольцом барабана. Пояс свободно опускается на нижнюю рыбку и верхней рыбкой соединяется с горизонтальным листом кольца. На другом рисунке хорошо видны верхние рыбки, приваренные к верхним поясам ферм и кольцу.

Также показан узел сопряжения фермы с нижним кольцом барабана. Нижний пояс с не приваренной фасонкой свободно ставится на горизонтальный лист нижнего кольца барабана. Фасон- ка выравнивается по вертикальному листу нижнего кольца, а затем нижний пояс приваривается к горизонтальному листу нижнего кольца и к фасонке, которая в свою очередь приваривается к вертикальному листу кольца и к горизонтальному листу.

Простые по возможности унифицированные конструкции покрытия, а также решения узлов опирания ферм на стены и сопряжений с барабаном, не требующие заводки, подгонки и выполнения на монтаже потолочной сварки, позволили осуществить изготовление и монтаж конструкций без существенных затруднений и в сжатые сроки. Общий вес конструкций покрытия составил 212 т. Все конструкции изготовлены из модификаций стали марки Ст. 3.

На основании опыта сооружения покрытия Дворца искусств в Ташкенте можно сделать вывод, что для зданий с круглым или мало овальным планом пролетом до 60 м, имеющих капитальную кровлю и эксплуатируемый чердак, применение плоской балочной системы, сопрягающейся в центре при помощи жесткого кольца, рационально как с точки зрения затрат стали, так и простоты возведения.

Материал из журнала:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: