Статья впервые опубликована в 1965 году в журнале «АРХИТЕКТУРА СССР». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации.
При проектировании и строительстве Дворца искусств был
проведен тщательный анализ ситуационного размещения объекта на участке
строительства с учетом генерального плана реконструкции Ташкента. Здание Дворца
искусств входит в ансамбль городского центра, организуемый спортивным
комплексом стадиона «Пахтакор», зданием гостиницы «Молодежная», зеленой
эспланадой и улицей Навои, связывающих исторически сложившиеся старый и новый
город.
Композиция Дворца строится на контрасте большого объема киноконцертного
зала и вытянутого по горизонтали легкого двухэтажного павильона, в котором
расположены вестибюль и фойе. Разделение на два объема позволило четко решить
конструктивные схемы зала и павильона, создать хорошую освещенность и
проветриваемость группы фойе, правильно распределить потоки зрителей.
Фото-альбом: Бронза кожи
Кассовый вестибюль, расположенный в первом этаже павильона,
имеет «сквозную» загрузку: с улицы Навои и с площади со стороны стадиона, что
соответствует островному положению объекта. Кассовый вестибюль непосредственно
связан с административной частью дворца и вестибюлем, в котором находится
гардероб. В торцовой части павильона расположена парадная лестница с маршем шириной
8 м, ведущая из вестибюля в фойе. Под лестничной площадкой находится на 1,5 м
ниже уровня земли коктейльный бар на 120 мест. Возле главной лестницы под
амфитеатром зрительного зала расположены санитарные узлы и курительные
помещения.
Во втором этаже павильона расположено фойе, связанное
широким переходом со зрительным залом. Различные по назначению части помещения
фойе, (эстрада, буфет, места отдыха) выделены путем изменения уровня пола и
соответственно решенного освещения. Большие остекленные наружные поверхности
хорошо связывают фойе с внешним пространством.
Учитывая небольшую высоту фойе и особенно вестибюля,
строители установили громкоговорители, равномерно расположенные в подвесном потолке,
рупорами вверх. Поэтому благодаря рассеянному отражению звука от поверхности
перекрытия музыка приобретает особенно объемное звучание.
Киноконцертный зал на 2300 мест имеет в плане овальную
форму. Места для зрителей расположены амфитеатром. Зал такой формы обеспечивает
хорошую видимость с каждого места.
Большой объем зала, необходимость создания оптимальной
слышимости для зрителей при разных режимах работы (кино, концерт, совещание)
предопределили особые требования к акустике. В зале применена звукоусилительная
и звуковоспроизводящая аппаратура КЗТУ-З, специально разработанная для залов
большой вместимости. Звук попадает в зал, проходя через микрофоны, магнитофоны,
усилители и комнату «Эхо».
Стены и потолок зрительного зала скрывают многочисленные
службы, коммуникации и громкоговорители. В разных точках зала установлено около
500 громкоговорителей. Управление всей системой ведется с пульта
звукорежиссера. Количество поглощающей и отражающей звук поверхности зала было
точно рассчитано (модель зала в масштабе 1:40 была испытана в НИКФИ методом
электро-модулирования).
Одновременно с решением сложного комплекса технических
устройств достигнута архитектурная выразительность интерьера зрительного зала.
Ячеистый потолок из перфорированного алюминия с вмонтированными в него
люминесцентными и зеркальными светильниками равномерно освещает зал.
Зеленовато-голубой цвет кресел хорошо сочетается с золотистыми стенами,
облицованными буковой рейкой, а в верхней части древесно-стружечной и
перфорированной древесноволокнистой плитами.
Фото-альбом: Нервная система
Зал имеет оркестровую яму симфонического оркестра и
сцену-эстраду для выступлений танце-вально-хоровых и эстрадных коллективов, а
также для проведения совещаний и съездов. Часть оркестровой ямы представляет
собой подъемно-опускную плоскость, с помощью которой собирается стол президиума
и трибуна оратора на сцене. При разборке они транспортируются в специальное помещение
под оркестровой ямой.
Зал оборудован киноэкраном для показа обычного,
широкоэкранного, широкоформатного и панорамного фильмов и являющимся одним из
крупнейших в мире (34 X 14 м). Под зрительным залом в одном уровне расположена
группа помещений, обслуживающих сцену: артистические уборные,
гримерно-парикмахерские, костюмерные, репетиционный зал, который связан двумя
широкими и пологими лестницами с противоположными закулисными пространствами на
сцене. Там же расположены камеры кондиционирования, тепловой пункт и другие
технические помещения.
Во всех основных помещениях зрительного зала микроклимат
создается с помощью установок кондиционирования воздуха. В зал кондиционированный
воздух подается с потолка, а вытяжка организована из-под кресел.
Группа помещений кинопроекционной, аппаратной звукоусиления,
светопроекционной и осветительных лож, кабин перевода речи, комментаторских
радиотелетрансляций, помещения для хроникальных киносъемок располагаются в два
яруса по периметру зала, против сцены. Для них предусмотрено местное
кондиционирование воздуха (агрегаты находятся на третьем ярусе комплекса, в межферменном
пространстве).
Конструктивная схема павильона — рамный двухэтажный каркас
из сборных железобетонных элементов, частично выполненный в монолитном железобетоне.
Наружные конструкции ограждения — витражное стекло в алюминиевых переплетах, а
на главной лестнице — в виде солнцезащитных ячеистых сборных железобетонных
элементов.
Наружные стены зрительного зала выполнены из сборных,
криволинейных в плане, армированных керамзитобетонных элементов. Стены при
высоте 22 м имеют толщину 25 см. Конструктивной особенностью железобетонных
элементов стен является то, что несущая арматура расположена в них не
равномерно по периметру, а сосредоточена в монолитных сердечниках. Это
позволило обеспечить полную сборность стен и значительно упростить их
изготовление на заводе.
Зрительный зал перекрыт пространственной системой радиальных
стальных полуферм, замоноличенных в центральный двухпоясный барабан и шарнирно
опирающихся на стены.
Кровля зала — плоская рулонная. Несущим настилом кровли
служит волнистый асбоцемент усиленного профиля. Утеплитель из сборных пенобетонных
плит. Гидроизоляцией является многослойный ковер из стеклоткани на специальной
мастике.
Фото-альбом: Друзья бактерии
В здании Дворца искусств применялись новые отделочные
материалы, которые способствовали повышению художественно-эстетического уровня
отделки, уменьшению стоимости объекта, росту производительности труда,
сокращению сроков строительства. Так, благодаря применению древесно-стружечных
и волокнистых отделочных плит были в кратчайшие сроки облицованы большие и
сложные по форме плоскости стен и потолков без мокрых процессов. Для создания
звукопоглощающих поверхностей использовались стекловатные маты в стеклосетке
или стеклоткани по полиэтиленовой пленке толщиной 10—12 микрон. В отделке
здания применялись пластмассы (полы из полихлорвиниловых плит и рулонного
пластика разнообразных цветов, панели, облицованные слоистым пластиком,
гигиеничные и удобные в эксплуатации), поливинилацетатные краски, поливная
керамика, отходы естественного камня местных карьеров. Алюминиевые витражные
переплеты фойе подчеркивают легкость и современность сооружения. Во всех
помещениях — светильники новейших конструкций. Большинство конструкций и
деталей здания изготовлялись в заводских условиях, что ускорило монтаж и
значительно повлияло на повышение качества строительства.
В здании предусмотрены все виды инженерного оборудования:
водопровод, канализация, горячее водоснабжение, вентиляция, телефонизация,
радиофикация, пожарная сигнализация, режиссерская сигнализация,
электрочасофикация и т. д.
Строгая, но в то же время пластичная трактовка фасадов
Дворца искусств обусловлена большим значением светотеневых соотношений в
архитектуре южных широт. Криволинейные стены зрительного зала создают
интересный светотеневой эффект, придают залу монументальность и торжественность.
В решении планов и объемно-пространственной композиции здания были учтены климатические
особенности и национальные традиции.
Дворец искусств сооружен строителями 159-го стройтреста
Главташкентстроя. Большую помощь в проектировании и строительстве дворца
оказали НИКФИ, Гипротеатр, ЦНИИЭП зрелищных и спортивных сооружений и другие
организации.
***
Генеральным проектировщиком здания Дворца искусств в
Ташкенте является институт Узгоспроект. Стальные конструкции покрытия
киноконцертного зала дворца и организация их монтажа разработаны в ЦНИИЭП
зрелищных зданий и спортивных сооружений.
В плане киноконцертный зал представляет собой овал, близкий
к кругу, с осями 57 и 54 м. Стены зала выполнены в виде розетки из 29
криволинейных блоков, соединенных между собой монолитными стойками. Увязывая
стальные конструкции с существующими стенами, авторы запроектировали плоскую
балочную систему покрытия из 29 радиальных ферм, опирающихся по концам на стены
и сопрягающихся в центре с помощью жесткого кольца барабана.
Расчетная высота ферм в местах сопряжения с барабаном
принята 3,6 м. Такая сравнительно небольшая для пролетов 54 и 57 м высота
определена уже заданными объемной компоновкой и архитектурным обликом здания, а
также условиями перевозки ферм. По конструктивным соображениям такой же принята
и высота барабана.
Овальный план здания и некоторые отклонения от проекта при
возведении стен вызывали большую разнотипность пролетов радиальных ферм. Для
унификации размеров ферм было выбрано четыре наиболее оптимальных в данных
условиях пролета — 28,5; 27,9; 27,6 и 27 м.
Отклонения от проекта были компенсированы за счет привязки
анкеров, которые закладывались на столиках, сделанных в замкнутом
железобетонном кольце, накрывавшем стены. Размеры привязки анкеров по оси
железобетонного кольца колебались от 30 до 80 см. Решение опорного узла с
незамкнутым вырезом в опорной плите упрощало установку ферм на анкеры.
Фото-альбом: Позвонок
Фермы крепятся к опорам двумя анкерными болтами d = 36 мм. Для обеспечения общей
жесткости покрытия и равномерной передачи на опоры горизонтальных сейсмических
сил по верхним поясам ферм устраиваются семь лент горизонтальных радиальных
связей. Нижние пояса соединены по кольцу распорками в месте первого от барабана
перелома. По фермам ставятся также вертикальные связи. Для создания большей
горизонтальной жесткости кольца по верхним и нижним поясам ферм в первом от
барабана узле ставятся дополнительные кольца из уголка 100 X 100 X 10 мм. Эти
кольца совместно с поясами барабана и верхними и нижними поясами ферм создают
достаточно мощные горизонтальные кольцевые фермы. Система связей и прогонов
создает из покрытия здания жесткий диск, обеспечивающий равномерную передачу на
стены значительных сейсмических сил.
Барабан был сконструирован из двух колец — верхнего сжатого
и нижнего растянутого, соединенных стенкой. Сечения обоих колец приняты
одинаковыми — из двух листов 650 X 30 мм, сваренных в уголок.
На одном из рисунков показан узел сопряжения верхнего пояса
фермы с верхним кольцом барабана. Пояс свободно опускается на нижнюю рыбку и
верхней рыбкой соединяется с горизонтальным листом кольца. На другом рисунке хорошо
видны верхние рыбки, приваренные к верхним поясам ферм и кольцу.
Также показан узел сопряжения фермы с нижним кольцом
барабана. Нижний пояс с не приваренной фасонкой свободно ставится на
горизонтальный лист нижнего кольца барабана. Фасон- ка выравнивается по
вертикальному листу нижнего кольца, а затем нижний пояс приваривается к
горизонтальному листу нижнего кольца и к фасонке, которая в свою очередь
приваривается к вертикальному листу кольца и к горизонтальному листу.
Простые по возможности унифицированные конструкции покрытия,
а также решения узлов опирания ферм на стены и сопряжений с барабаном, не
требующие заводки, подгонки и выполнения на монтаже потолочной сварки,
позволили осуществить изготовление и монтаж конструкций без существенных
затруднений и в сжатые сроки. Общий вес конструкций покрытия составил 212 т.
Все конструкции изготовлены из модификаций стали марки Ст. 3.
На основании опыта сооружения покрытия Дворца искусств в
Ташкенте можно сделать вывод, что для зданий с круглым или мало овальным планом
пролетом до 60 м, имеющих капитальную кровлю и эксплуатируемый чердак,
применение плоской балочной системы, сопрягающейся в центре при помощи жесткого
кольца, рационально как с точки зрения затрат стали, так и простоты возведения.