Статья впервые опубликована в 1986 году в журнале «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации.
Десятилетиями не выходит из словаря профессионалов и
любителей автодизайна понятие «дрим-кар». Проектировщик не приступает к работе,
не имея представления об «автомобиле-мечте». Мечта эта может быть разная: для
одних — это скоростной, идеально «зализанный» экипаж; для других — экипаж
сверхудобный, насыщенный таким количеством бытовых устройств, что из него можно
не выходить часами; для третьих — сверхэкономичный, позволяющий на литре
бензина проехать расстояние, которое еще не так давно покрывалось едва ли не с
полным баком. Но в любом случае «автомобиль-мечта» представляется безупречно
исполненным, лишенным погрешностей, которые превращают «мечту» в неказистую
самоделку.

Для профессионалов проблемы здесь нет — к их услугам
технологические службы и умельцы-универсалы экспериментальных цехов. Для
любителей проблема исполнения едва ли не самая острая — им изготовить
современный кузов подчас труднее, чем решить все остальные конструкторские,
технологические и снабженческие задачи.
Но перемены пришли и в любительский автодизайн. В 1985 году
мы впервые увидели два самодельных автомобиля, в которых не каждый мог опознать
самоделку. Их чаще считали экспериментальными образцами, хотя и несколько
«сырыми». Эти машины участвовали в автопробегах, демонстрировались на разных
выставках (в том числе и на ВДНХ СССР), побывали на Всемирной выставке
достижений молодых изобретателей «Экспо-85» в Пловдиве (Болгария). Речь идет о
легковых автомобилях «Лаура» Д. В. Парфенова и Г. Е. Хаинова (Ленинград) и
«Панголина» А. С. Кулыгина (Москва), которые демонстрировались в начале года на
ВДНХ СССР на выставке «Наука. Техника. Производство».
Фото-альбом: Имя для МВФ
«Лаура». Обтекаемый пятиместный трехдверный
«хэтч-бэк» спроектирован и исполнен в расчете на достижение скоростей (до 170
км/ч). Впрочем, «хэтч-бэком» кузов этого автомобиля может быть назван с долей
условности — задний люк (это и есть «хэтч-бэк») занимает такое положение, что
использовать его для укладки багажа и тем более для входа в салон
затруднительно. Люк здесь на сравнительно большой высоте, а крышка занимает
положение, близкое к горизонтальному (в классическом «хэтч-бэке» люк наклонный,
багажное отделение доступно с земли). Здесь имеем, по-видимому, разновидность
кузова, которая получила собственное название «лифт-бэк» (подъемный задок).
Достижение хорошей обтекаемости всегда влечет за собой
технические и морфологические проблемы, разрешение которых требует
функциональных компромиссов. Так и здесь: решение задач аэродинамики
способствовало созданию кузова, способного обеспечить автомобилю высокую
скорость при не таком уж мощном двигателе (он на «Лауре» от вазовской
«пятерки») и простой трансмиссии (коробка перемены передач от... «Запорожца»
968-й модели). Хвостовая часть кузова во многом определяет аэродинамическое
качество автомобиля — здесь находится «линия отрыва» с обязательным для
современного скоростного экипажа спойлером (его положение и предопределило
решение хвостовой части). Повышению аэродинамического качества способствуют и
широкие двери — по одной с каждой стороны. Популярное на спортивных моделях,
решение это для скоростного любительского автомобиля едва ли не обязательное.
Благодаря этому модель вышла экономичной и скоростной. И причина здесь одна:
рука и глаз дизайнеров дали автомобилю совершенную форму, воплотив ее в
стеклопластике — материале, который они сами скромно назвали «непромышленным».
«Панголина». Из стеклопластика изготовлен кузов и
другого автомобиля, приспособленного для длительных путешествий. Он
двухместный, с кузовом «универсал», с теми правильными очертаниями багажного
отделения, которые получаются, когда объем формируют «под чемоданы». Кузов
клиновидной формы прост в изготовлении (для дизайнера-любителя обстоятельство
немаловажное), позволяет сочетать аэродинамику и удобства в салоне.
Фото-альбом: Чайный набор из белой чашки
В модели имеются новшества, в нашем автодизайне почти не
опробованные. Передние световые приборы выполнены убирающимися. Жесткое их
крепление усложнило бы форму кузова — понадобились бы обтекатели, переходные
элементы. Убирающиеся фары позволяют сделать режим движения экономичным: днем,
когда скорости движения высоки, световые приборы «утоплены», кузов не имеет
выступающих частей; ночью скорость снижается и выступающие световые приборы уже
не так влияют на расход топлива (не говоря уже о том, что ночь для путешественника
— время привала). Задняя панель кузова почти целиком занята дверью, что
обеспечивает удобство погрузки и размещения багажа без опасения повредить
дверной проем. При этом задние световые приборы и номерной знак размещены на
панели двери, что вполне рационально. Ведь комбинация задних световых приборов
усложняется, она приобретает вид информационного табло, посредством которого
водители «переговариваются» («переговоры» эти особенно заметны в колоннах,
когда световые сообщения передаются от одного водителя к другому). На серийных
автомобилях с кузовом «универсал» блок задних световых приборов размещают вне
двери, на небольших свободных площадках задней панели кузова. Блоки световых
приборов приобретают при этом вынужденную конфигурацию, становятся загадкой для
водителя. У «Панголины» блоки задних световых приборов исполнены «как у всех».
Любительский автодизайн на новом этапе. Долгие годы
проектировщики-любители создавали свои автомобили, довольствуясь самим фактом
постройки самоходного экипажа. Процесс проектирования был в целом несложен: приобретались
агрегаты, компоновались по какой-либо известной схеме, кузов же строился на
основе каркасной конструкции, которая обшивалась листовым материалом,
металлическим или пластмассовым. Массовый выпуск стандартных легковых
автомобилей побудил энтузиастов автодизайна сменить приоритеты. Любители
начинают строить автомобили с потребительскими свойствами, каких нет у серийных
машин. Это побуждает заниматься не только техническим, но и дизайнерским
творчеством, осваивать методы проектирования и изготовления опытных образцов,
какими еще недавно владели только дизайнеры-профессионалы.
Но проекты дизайнеров-любителей не только утоляют жажду
творчества — они служат и целям эксперимента, широкого поиска новых решений и
даже направлений автодизайна, до которых еще не дошли руки профессионалов.
Любительские автомобили были представлены широкой публике и тем способствовали
возникновению новой волны интереса к автодизайну, к перспективной и просто
необычной автотехнике.
И только в одном еще нет перемен — в стремлении
проектировщиков-любителей давать своим автомобилям иностранные, «звонкие»
имена. Но ценители нашей автотехники в стране и за рубежом давно уже ратуют за
национальное именование, и не случайно Волжский автозавод к славянскому имени
своих моделей «Лада» прибавил еще одно — «Самара».
На обложке: Легковой автомобиль «Панголина» с кузовом «универсал». Автор
А. С. Кулыгин, Москва