Дом советов в Ленинграде

В марте 1936 года ряд ленинградских архитекторов был приглашен Ленсоветом для участия в конкурсе на составление проекта общегородского Дома советов. Работа Ноя Абрамовича Троцкого была на этом конкурсе выделена и оценена как лучшая.

Все, что было спроектировано и построено Н. А. Троцким до Дома советов, являлось как бы подготовкой к осуществлению в натуре этого ответственного сооружения. Конкурсный эскиз подвергся в рабочем проекте кардинальной ревизии, переработке, кристаллизации, но основной его замысел все же был полностью сохранен. Лучшие друзья автора, талантливые архитекторы: Л. М, Тверской, Я. О. Свирский, Я. Н. Лукин, В. В. Федотов, М. А. Шепилевский, Л. Д. Акопова, С. В. Глаголев, В. Б. Огородников и Д. Н. Санников, люди разных творческих взглядов, были увлечены трудолюбием Н. А. Троцкого и помогали ему в осуществлении его замыслов. 

Дом Советов в Ленинграде. Проект. Главный фасад

В настоящее время строительство Дома советов в основном окончено. Однако внутри еще производятся отделочные и монтажные работы. И все же уже сейчас можно получить почти полное представление об этой последней работе талантливого архитектора.

Еще из окон вагона, на подъездах к Ленинграду замечаешь светло-желтые объемы грандиозного Дома советов, который призван определить застройку новых районов социалистического Ленинграда.

Дом советов — это крупный массив в 330 тыс. м3, состоящий из нескольких корпусов, образующих в плане прямоугольник, размером 250 Х 100 м. Здание поставлено в 200 м от красной линии основного меридионального стержня города — Московского шоссе. Перед ним образуется большая площадь для парадов, празднеств и массовых митингов.

Главный западный фасад здания зажат с боков северным и южным корпусами. Здание — пятиэтажное по всему периметру, кроме центральной части главного фасада, которая повышена до восьми этажей и увенчана гербом РСФСР, работы скульптора И. В. Крестовского.

С восточной стороны здания находятся установленные на массивные пилоны дворовые и уличные переходы, которые связывают большой объем зала собраний с основными административными корпусами и делят внутреннее пространство на три двора; северный, центральный и южный.

Дом советов поставлен на стилобат двухметровой высоты, который в сочетании с гранитными трибунами, памятником В. И. Ленину, мемориальными стелами и фонтанами, обращенными в сторону площади, создает естественный переход от ее партера к цокольному этажу, тем самым подчеркивая значительность сооружения, ясное пространственное членение планов и связь с окружающей средой.

Прием плана, на первый взгляд, мог бы быть более собранным, компактным. Однако архитектор учел, что Дом советов призван не только главенствовать в районе, но и подчинить себе всю дальнейшую застройку, и поэтому сознательно шел на развернутый фронт здания, на выявление его репрезентативности. 

План первого этажа

Автор стремился к созданию эффектов приподнятой торжественности и подлинной монументальности. Боковые ризалиты, выдвинутые вперед, четко закрепляют края здания и создают ощущение приветливости и гостеприимства. Две башни, фланкирующие центральную раскрепованную часть главного фасада, придают силуэту здания убедительность и крепко связывают воедино не совсем органично приставленные боковые крылья.

Не порывая с архитектурной традицией города Ленина, Н. А. Троцкий, в результате длительного и упорного труда, решился на очень тонкий прием в трактовке архитектурной темы композиционного центра Дома советов.

Двадцатидвухколонный портик, служивший в конкурсном проекте основным мотивом центральной восьмиэтажной части здания, в дальнейшем был заменен иной темой: ось здания теперь подчеркивается уже не коленками, а пластически насыщенной темой стены. Бриллиантовый руст, мемориальные плакетки, наличники на окнах и полированный гранит портала, — все это призвано обогатить стеку и создать восприятие, не уступающее по силе портикам, обычно служащим для выявления композиционного центра. Могучая стена, являясь в то же время фоном для памятника В, И. Ленину, фланкируется с боков колонн ада ми.

Смелый этот прием вызывает в памяти творчество Бренна и Захарова, применявших ту же тему в Михайловском замке и на павильонах Адмиралтейства, выходящих на Неву.

Антаблемент, нагрузивший собою систему опор центральной части — своеобразный парафраз излюбленной темы акад. арх. И. А. Фомина. Роль карниза последний в высоких зданиях всегда сводил к минимуму, но зато выявлял работу архитрава, связывающего по горизонтали опоры и равномерно воспринимающего на себя груз вышележащего глухого фриза.

Для приведения в гармоническое соответствие антаблемента с спорами, Н. А. Троцкий облегчает фриз, зрительно «разрыхляя» его, путем введения барельефа. В этот стометровой длины барельеф скульптор Н. В. Томский вложил много изобретательности и умения. 

Фрагмент центральной части фасада

Скромные и не претендующие на ведущее значение в общем композиционном замысле северная и южная стороны здания подводят к восточному фасаду, на который выведен зал собраний.

Своеобразно решенные трехосные уличные переходы, являющиеся в то же время проездами во дворы Дома советов, связывают здесь основные корпуса с объемом зала. Вертикальные членения еще сильнее подчеркивают цилиндричность объема, энергично сокращаясь вместе с кривизной поверхности. Ритм чередующихся пилонов-лестниц с лоджиями, забранными на всю высоту колоннадами, поверху связан высоким аттиком, украшенным эмблемами и надписями. На вертикальных осях элементов, поддерживающих аттик, по замыслу автора, должны быть установлены статуи людей нашей страны, силуэтно рисующиеся на фоне неба. Глубокая светотень в лоджиях отчетливо вскрывает самое главное в здании — большой объем зала. В восточном фасаде все элементы приведены к гармоническому единству, а его схема говорит о логичности и закономерности построения архитектурного организма.

При большой протяженности здания по горизонтали, вертикальные членения, обходящие здание по всему его периметру и даже во дворах, не только связывают его воедино, но и придают ему легкость и энергичную устремленность ввысь.

Несмотря на характерную для некоторых ранних работ автора тенденцию к подчеркнутой массивности архитектурных форм, в этом случае он, оставаясь верным своим позициям, сумел наделить здание черта ми настоящей, здоровой монументальности, сделал его сильным и стройным, но отнюдь не тяжелым, давящим.

Все корпуса, предоставленные группам руководящих советских и партийных органов, решены односторонними, что гарантирует хорошую освещенность коридорам. Коммуникационные пути и связи внутри здания — коридоры, лифты и лестницы — берут свои истоки в трех больших вестибюлях первого этажа (кроме вестибюлей при большом зале собраний).

В здании свыше 700 помещений, в том числе 10 залов размером от 150 до 250 м2, 50 кабинетов с приемными, около 500 рабочих комнат, столовая, буфеты, библиотека, почта, сберегательная касса, красные уголки, залы отдыха, курительные.

Стены коридоров пластично разработаны членениями и пилястрами. Проходя по этим коридорам, видишь за окнами такую же пластичную и богатую светотеневыми пятнами обработку стен дворов, что говорит о полном стилевом соответствии внутреннего и наружного содержания Дома советов.

Рабочие комнаты, хороших пропорций и пространственных отношений, добротно отделаны. Особо стоит отметить стенные шкафы, красивые профили потолочных паддуг и плинтусов, дубовые двери изящного рисунка, скрытую электропроводку.

Неожиданен и контрастен переход от скромных и даже несколько пуритански разрешенных рабочих комнат к пышным и роскошным залам. В здании, как сказано, около десяти залов, разнообразных по размерам, архитектурной трактовке и отделке. Здесь привлекают внимание кессонированные потолки с розетками, искусственного мрамора стены и пилястры, стволы которых в некоторых случаях украшены растительным орнаментом. Разнообразно, с большой изобретательностью и вкусом выполнены вентиляционные решетки из гипса и дубовые экраны, скрывающие приборы отопления. Во всех случаях они умело вкомпонованы в плоскость стены или потолка. Барельефы с мотивами советской эмблематики украшают надоконные пространства некоторых залов и фойе. Порезки, лепнина искусно подкрашены, имитируя слоновую кость или контрастируя с полировкой мрамора и матовой поверхностью бархатистых тонов расцветки стен.

Из заканчивающихся отделкой помещений Дома советов наиболее интересным нам представляется главный вестибюль, который весь выложен натуральным мрамором. Пропилеи из белых спаренных каннелированных колонн с бронзовыми базами на розовых тагильского мрамора постаментах подводят к белой лестнице, расходящейся на две стороны. 

Восточный фасад. Зал собраний. Эскиз

Вестибюль освещается через большой проем в противоположной входу стене, забранный металлическим каркасом и остекленный цветным витражом, с гербом РСФСР. Это, пожалуй, первый после революции опыт возрождения старой, полузабытой и очень эффектной отрасли декоративного искусства.

Буфетный аванзал и столовая почти закончены отделкой. Оба зала очень богато оформлены: эффектный вспарушенный овод с кессонами покрывает большой обеденный зал. Заметим, однако, что капители колонн буфетного зала с мотивами стилизованных цветов подсолнуха хотя и очень красивы, но несколько мелковаты по модулировке и не совсем осмысленны по структуре: волюты «приклеены», а не являются органической частью целого. Внутренняя отделка залов, и в особенности столовой и главного вестибюля, женственна по своей трактовке и не соответствует общему архитектурному тону здания.

Необходимо отметить, что многие из лепных деталей, применяемые в Доме советов, не являются оригинальными; это хорошо прорисованные и четко выполненные классические образцы, установленные в иных условиях и работающие очень свежо, самобытно и остро.

Полукруглый зал собраний вмещает 3200 человек. Его диаметр — 70 м, высота — 22 м. Он имеет самостоятельные входы с восточной стороны здания и связан со стороны президиума переходами с основным зданием. Секционность гардеробов и загрузки зала позволяет в несколько кинут произвести эвакуацию. Места для делегатов расположены амфитеатром, гостям предоставлены хоры. Зал опоясан системой колец гардеробов, фойе, курительных, буфетных и секционных залов. Заслуживает внимания пространственная система перекрытия за ла, сконструированная инж. С. С. Галушкевич и состоящая из 18 металлических радиальных ферм, опирающихся одним концом на колонны, идущие по обводу зала, а другим шарнирно присоединенных к металлическому полукольцу, установленному над местами президиума. Металлическая конструкция перекрытия несет на себе ряд фонарей с тройным остеклением и подвесные термоизоляционный и архитектурный потолки.

Отделка большого зала и прилегающих к нему фойе только начата. В настоящий момент в зале тянут верхний карниз и устанавливают пробные капители. Этот гигантский объем сейчас весь в паутине лесов и вызывает в памяти гравюры Пиранези.

Ленинградский общегородской дом советов является творческим кредо мастера не на словах, а на деле. Н. А. Троцкий, воспитанный на классике, не колеблясь и не сворачивая в сторону, шел прямо и убежденно по намеченному пути и довел в Доме советов свои архитектурные идеалы до ясных, идейно насыщенных и логичных образов.

Дом советов в свое время вызвал ряд критических высказываний. Нам кажется, что они были преждевременны. Сегодня, когда комплекс почти осуществлен, можно с уверенностью сказать, что, каковы бы ни были отдельные, неизбежные срывы и шероховатости, связанные о сжатыми сроками его проектирования и строительства, он воспринимается как яркое индивидуальное творение, проникнутое чертами подлинного новаторства и лишенное всякого привкуса ученого доктринерства.

Дом Советов входит в ряд лучших сооружений нашей эпохи, и поэтому больно, что Ною Абрамовичу Троцкому, прекрасному зодчему нашего времени, не пришлось увидеть свое лучшее произведение завершенным.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: