Мысль о переделке церкви под клуб возникла в 1930 г. Тогда же архитекторам Гринбергу и Райцу было предложено составить проект перестройки. Первый вариант 1931 г. был выдержан в типичной для тех лет конструктивистской манере. Функционально переделка заключалась в том, что на месте нефа устраивался зрительный зал, а колокольня превращалась в башенообразный пилон. Почти во всю высоту пилона шел огромный витраж. Зал также имел значительное остекление. Позже проект подвергался переделкам, пока наконец не вылился в те формы, какие мы видим в натуре.
Дом культуры работников связи в Ленинграде
- Текст:А. Бронштейн27 сентября 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Авторам проекта выпала нелегкая, но почетная задача, составляющая удел всех архитекторов, работающих на ответственных участках Ленинграда, — включения новых зданий в ансамбли, созданные мастерами прошлого.
В данном случае увязка с ансамблем была особенно важна, потому что Дом работников связи стоит на ответственнейшем участке Ленинграда — на ул. Герцена, у берега Мойки, недалеко от Исаакиевского собора, Юсуповского дворца и замыкает собой перспективу Мойки со стороны Новой Голландии и Поцелуева моста. Место это — одно из красивейших в городе: стильные решетки набережной, вода, зелень, здания скромной, но тонкой архитектуры, наконец, Юсуповский дворец, начатый Кваренги, — все это сочетается в цельный и полнозвучный ансамбль.
Фасад по улице Герцена
Ранее стоявшая на том же участке протестантская кирка по своим формам была чужда ансамблю, но обогащала и подчеркивала его своей высокой, довольно легкой колокольней. Вообще шпили, вышки идут и архитектуре Ленинграда, внося разнообразие в плоскостной характер города.
Авторы Дома работников связи правильно учли необходимость сохранения башни, но не поняли, видимо, характера ее архитектуры. Здание, возглавленное башней, теперь не завершает перспективу Мойки, оно возникает внезапно и кажется глухим, плоским ящиком. Лишенное выразительного силуэта здание не вошло в ансамбль и воспринимается как чужеродное тело, как некий склад или фабрика посредине города. Это — типичный пример переходного стиля, т. е. «обогащенного», но в основе чисто конструктивистского сооружения со всеми присущими ему недостатками. Остается впечатление, что здание не скомпоновано как единое целое и является скорее футляром, скрывающим какой-то функциональный процесс. Оно представляет собою высокую коробку, идущую вдоль ул. Герцена и переходящую в невысокий башеноподобный глухой пилон со стороны проспекта Разбельского и Мойки, где к коробке пристроен корпус подсобных помещений. Функциональное членение здания читается ясно; коробка — это зрительный зал, в башке размещаются остальные помещения. Архитектурная масса здания слабо расчленена и невыразительна. Правда, может быть, это обгоняется трудностью задачи приспособления старого здания для новых целей. Основным приемом композиции фасада служат значительные оконные проемы зрительного зала, контрастирующие с рустовкой стен. Большие поверхности стены кое-где обогащены скульптурой, тягами, наличниками и балконами. Торцовый фасад, включающийся в перспективу набережной, решен в виде башни, увенчанной скульптурным фризом. Башня плохо освещена, тяжела, грузна. Она производит мрачное впечатление. Се стороны Мойки и ней путем введения ряда полукруглых в плане балконов прилеплена основная часть здания. Это балконное решение угла целиком в плане архитектурных трафаретов эпохи 1928–1931 гг. менее всего уместно в общественном здании.
Фасад со стороны Мойки
Окна зрительного зала со стороны фасада на ул. Герцена обрамлены большими наличниками и, кроме того, объединены большой вынесенной пятой над первым этажом. Выше стена завершается рядом сравнительно небольших окон с простыми наличниками. Фасад со стороны Мойки почти тождественен с фасадом по ул. Герцена, с той только разницей, что к нему примыкает пристройка с рядом достаточно случайно расположенных проемов. Стены всего здания рустованные. Руст довольно слабый с шероховатой фактурой тяжелого серо-коричневого цвета.
Не все детали равноценны. Наряду с хорошим простым наличником окон введен целый ряд деталей, вызывающих возражения. Первоначально здание было, видно, задумано с минимальным количеством деталей. Потом, при переработке фасадов, авторы решили их обогатить, подражая классическим каменным деталям. Эти новые, свободно сочиненные архитекторами, детали напоминают увеличенные столярные фрагменты. Особенно неудачны наличники окон зрительного зала и балконы. Как правило, они чрезвычайно жидки и не производят должного впечатления. Наряду с излишней сухостью форм, особенно сказавшейся в балясинах балкона, никак архитектурно не обыгранных, здесь характерна ничем необоснованная грубость пластики. Так, форма кронштейнов под тягой, поддерживающей балкончики по фасаду с ул. Герцена, груба и примитивна, тяга невероятно тяжела, а ведь на ней расположено всего несколько легких балкончиков. Это архитектурно ничем не обосновано.
Зрительный зал (фото с проекта)
Качество отделочных работ среднее. Штукатурка неровна по цвету, имеются пятна иного тона. Скульптура не связана с архитектурой башни и чрезмерно натуралистична. Внутри здание еще не закончено, поэтому судить об архитектуре интерьера преждевременно.
На обложке: Дом культуры работников связи в Ленинграде. Фасад со стороны Мойки. Архитекторы П. М. Гринберг, Г. С. Райц
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: