Дипломные работы студентов архитектурных школ

Более пятисот архитекторов было подготовлено в прошлом, 1965 г., высшими архитектурными школами Советского Союза. Они включились в созидательный труд наших зодчих по выполнению грандиозных задач капитального строительства, поставленных XXIII съездом КПСС. Развитие архитектурного образования в стране постоянно находится в сфере внимания нашей творческой организации— Союза архитекторов СССР. Об успехах подготовки архитектурных кадров свидетельствуют итоги недавно закончившегося смотра лучших дипломных проектов, ставшего уже ежегодной традицией. На смотр было представлено более 90 проектов от 17 вузов, ведущих подготовку архитекторов. Далее представлены лучшие из них.

Дипломные проекты выпуска 1965 г. отвечают современному уровню архитектурно-строительной науки, их тематика актуальна и тесно связана с проектной и градостроительной практикой. На выбор тематики и на подготовку студентов к самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние преддипломная практика в проектных организациях. Темы в большинстве своем взяты из практики и выполнены на реальных ситуациях.

Можно определенно говорить об укреплении градостроительного образования молодых выпускников всех специальностей. Лучшие из отмеченных на смотре проектов содержат передовые планировочные и градостроительные идеи, прогрессивные предложения пространственной композиции отдельных сооружений и комплексов. Углубляется метод научного исследования при разработке дипломных проектов, некоторые из которых носят характер экспериментальных поисков новых перспективных типов зданий.

Дипломантами ряда факультетов разработаны проекты, представляющие практический интерес для использования при конкретном проектировании. К ним относятся выполненные в МАИ проекты комплексов промышленных узлов, реконструкции ряда районов Москвы, проект поселка для нефтяников Баку; в ЛИСИ—проекты реконструкции Ленинского района Ленинграда; в Каунасском политехническом институте — проекты центров городов и реконструкции ряда городских объектов; в Ташкентском политехническом институте— проект курорта Хамзаабада; в Грузинском политехническом институте — проект спортивного комплекса в  Кахетии и ряд других работ.

За относительно лучшие проекты на смотре были присуждены дипломы I, II и III степени.

В рассматриваемых проектах можно отметить три основных направления: одни проекты являются отражением практики сегодняшнего дня; другие имеют в виду ближайшую перспективу развития архитектуры; третья группа — проекты, которые выходят за пределы сегодняшнего понимания проблем, они в известной степени фантастичны.

Первая группа составляет на смотре значительное большинство. Примеры застройки жилых районов в этой группе функционально целесообразны, экономичны. Жилые, общественные и промышленные здания близки к принятым на данное время типовым проектам, разработаны на основе существующей материально-технической базы строительства с учетом установленных в проектировании принципов унификации и типизации. Эти проекты сделаны грамотно, добротно, но увидеть в них движение вперед архитектурной мысли трудно.

Большинству проектов второй группы были присуждены на смотре дипломы I степени. Они отвечают нашему пониманию учебного реального проекта — это проект, решенный на конкретной ситуации, соответствующей современному уровню архитектурно-строительной науки и основным тенденциям развития данного типа здания. Подобные проекты Государственная экзаменационная комиссия ЛИСИ охарактеризовала так: «Проекты представляют ценный и реальный материал для будущих работ».

В проектах второй группы ставятся широкие социальные проблемы—новые формы коммунистического быта населения получают своеобразные решения в трактовке жилых образований, а материально-техническая сторона проекта решается с учетом прогресса техники, внедрения пластмасс, пластбетона, электрификации быта и т. д. Среди проектов общественных зданий — культурные, спортивные и торговые центры, курорты и пансионаты, детские и учебно-воспитательные городки. В объемно-пространственной организации этих объектов учтены новые социальные задачи, градостроительные и климатические условия, перспективные инженерно-конструктивные решения. Проекты являются результатом зрелого научного аналитического подхода к решению задачи и отвечают высоким архитектурно-композиционным требованиям

Проекты третьей группы содержат элементы фантастики. Эти проекты характерны творческим поиском перспектив развития социальной жизни, градостроительной концепции расселения и организации жизненной среды. Применяются экспериментальные конструктивные решения, учитывается развитие техники, материалов, методов строительства.

Характер дипломного проекта зависит от темперамента, подготовленности, творческой одаренности самого дипломанта. Отсюда закономерно появление в архитектурной школе наряду с реальными проектами и предложений, которые содержат гипотезы, обоснованные с научной точки зрения. Подготавливая молодого архитектора, мы всегда должны иметь в виду не только настоящее, но и ближайшее и более отдаленное будущее в развитии общества, техники, а следовательно, и архитектуры. Лучшие дипломные проекты должны отвечать идеалам нашего движения вперед в социальном, техническом и эстетическом отношениях, они должны выдержать проверку временем.

Проекты выполнены по разнообразной тематике: предприятия различных отраслей промышленности, промышленный район, научно-вычислительный центр, ТЭЦ, атомная электростанция и многое другое.

В проектах решались важнейшие вопросы современного строительства: расположение промышленности в системе города и планировка промышленных территорий; поиски нового типа зданий, гибкость плана и объемного решения, блокировка цехов, экономика строительства и эксплуатации зданий; разработка архитектурного и конструктивного решения зданий на основе индустриальных методов строительства и применения типовых секций; целесообразная расстановка технологического оборудования, обеспечение наиболее благоприятных санитарно-технических условий производства; разработка интерьеров цехов.

Большой интерес представляют дипломные работы студентов промышленного факультета МАИ по планировке промышленных узлов, выполнявшиеся по реальным заданиям при участии технологов специальных институтов.

По теме «Научный центр радиоэлектроники» поставлена задача разработать проект многоэтажного здания, рассчитанного на индустриальные методы строительства. Дипломант В. Ковалев запроектировал такой центр из двух научно-исследовательских институтов—теоретических проблем и новой технологии. Все элементы центра являются частями единой композиции, обоснованной как в функциональном, так и объемно-планировочном отношении (диплом II степени).

Фото-альбом: Ковалёв

Научно-исследовательский центр электроники. Дипломант В. Ковалев

По градостроительной специальности проекты разрабатывались на темы: город будущего, новый город, реконструкция центров исторически сложившихся городов, крупные жилые районы, города-курорты, зоны отдыха. Проекты по этим темам решают основную проблему градостроительства— создание максимальных удобств для жизни населения.

Проекты выполнены на конкретных ситуациях, отличаются глубоким изучением окружающей среды— местных условий, природных и климатических особенностей. Наиболее широко разрабатывались генеральные планы новых городов, в которых решается структура города как большого комплекса, включающего производственные и общественные зоны, а также центры отдыха.

В основу проекта «Жилище будущего» выпускника Львовского политехнического института В. Фуксова (диплом I степени) положены принципы максимального удовлетворения личных и общественных потребностей трудящихся, расцвета духовной и физической культуры человека. Рассмотрение и изучение проблемы жилища будущего проведено в проекте от квартиры до городского образования как наиболее приемлемой формы расселения, обусловленной спецификой общественного производства. Планировка города строится на модульной сетке. Жилые дома в 40—60 этажей с применением вантовых конструкций позволяют уменьшить плотность застройки, улучшить санитарно-гигиенические условия. Максимальный радиус обслуживания, в зависимости от его вида, составляет от 400 до 500 м. В решении квартир учтены требования комфорта, дифференциации типов жилья, вариабельности планировки.

Фото-альбом: Фуксов

Жилище будущего. Дипломант В. Фуксов

Одна из дискуссионных тем современности — тема реконструкции городов—также привлекла внимание дипломантов. Эта тема связана с большой культурной и идеологической проблемой — проблемой сохранения наследия, которая приобрела сейчас особую остроту. По реконструкции центров Москвы, Таллина, Калининграда и других городов сделаны конструктивные предложения на основе тщательной аналитической оценки наследия.

Выбор тем дипломных проектов по гражданскому строительству очень широк: жилые комплексы для различных условий, гостиницы, общественные и торговые центры, курортные комплексы, спортивные сооружения, учебные и административные здания, зрелищные предприятия, музеи и многое другое.

В проектах жилищной тематики решаются архитектурно-планировочные и функциональные задачи системы расселения — разрабатываются новые прогрессивные пространственные принципы свободной застройки группами многоэтажных домов с учетом ее композиционной целостности. Проекты дают новые предложения по организации быта, обеспечивающие наиболее благоприятные условия культурно-бытового обслуживания.

Новые типы жилых домов и их группы отвечают демографическим особенностям расселения. В конструкциях, наряду с практически используемыми схемами, предлагаются системы, обеспечивающие решения квартир со свободной планировкой при унификации планировочных параметров и конструктивных деталей.

В проекте рыболовецкого колхоза на берегу Рижского залива дипломанта МАИ А. Хахалина (диплом I степени) жилая застройка амфитеатром спускается к общественному центру, расположенному у берега. Общественные объекты и различные типы жилых зданий разработаны с использованием местных материалов и получили своеобразный архитектурный облик. Проект подкупает пластикой и живописным сочетанием отдельных объемов.

Фото-альбом: Хачалин

Посёлок центральной усадьбы рыболовецкого колхоза. Дипломант А. Хахалин

Общественные здания на смотре вызвали особый интерес. Проекты обладают хорошей архитектурной композицией, в них реализуются поиски демократического образа сооружения и рационального конструктивного решения. Большинство проектов содержит решение градостроительных задач с широким охватом проблемы взаимоотношения человека и среды, архитектуры и природы.

Отметим проекты на тему зон отдыха, выполненные воспитанниками МАИ. Два из них разработаны дипломантами из Вьетнама. «Детский оздоровительный городок» дипломантки Данг Вьет Нга (диплом I степени) запроектирован в одном из живописнейших заливов. Он решен в виде комплекса многоярусного пионерского лагеря на крутом склоне и двух групп одноэтажных домиков для детей младшего возраста. Проект отличается поэтической приподнятостью, свежестью замысла, соответствием архитектуры и природного окружения, выполнен на высоком профессиональном художественном и техническом уровне.

Фото-альбом: Данг Вьет Нга

Детский оздоровительный городок. Дипломантка Данг Вьет Нга

Курорт на 200 тыс. человек разработан дипломантом Као-Суан Хыонгом (диплом I степени). Курорт решен в условиях своеобразного ландшафта с ограниченной территорией для капитального строительства. Это повлекло за собой предложение вынести ряд крупных комплексов на воду.   

Курот Ха-Лонг. Дипломант Као-Суан Хыонг

Оригинальная композиция комплекса зоны отдыха на берегу озера Севан предложена С. Степаняном (диплом I степени). Решение исходит из трех условий: крутой рельеф, сейсмичность, оптимальная ориентация корпусов на юг м восток. Прием обеспечивает выход из любого этажа, минуя лестницы. Специальные корпуса галерейного типа связаны с блоками питания и другими общественными помещениями.

Фото-альбом: Степанян

Пансионат на 2500 мест на озере Севан. Дипломант С. Степанян

Два интересных проекта пансионатов представил институт им. Репина. Композиция «Загородного пансионата «а 3000 мест в Сестрорецке» Ю. Песоцкого (диплом I степени) устремлена в направлении к морю. В пространственный замысел комплексов гостиниц-пансионатов с приданными им учреждениями обслуживания включена полоса пляжей. Ясна функциональная часть планировочного решения, а также удачен образ сооружения в целом. Автором разработан комбинированный способ возведения зданий. Устойчивость корпусов обеспечивается криволинейной поверхностью наружной стены, работающей совместно с поперечными стенами.

Фото-альбом: Песоцкий

Загородный пансионат на 3000 мест в Сестрорецке. Дипломант Ю. Песоцкий

Большого успеха достигли дипломанты ряда вузов, разрабатывая тему студенческого конкурса «Архитектурная школа», приуроченного к VIII конгрессу МСА. Студенты, хорошо зная содержание процессов, происходящих в высшей школе, проявили в объемно-пространственной организации сооружении много изобретательности, и современными средствами создали благоприятную обстановку для учебной работы. Функционально-планировочная организация зданий получила убедительное раскрытие в их своеобразных и эстетически выразительных композициях. Образ сооружений во всех проектах раскрывает содержание темы.

Дипломанты ЛИСИ размещают здания высшей архитектурной школы близ Павловска с сохранением естественного ландшафта заповедника.

В проекте А. Раппопорта (диплом I степени) здания скомпонованы в развитую пространственную систему с использованием рельефа. Внутренние пространства между корпусами трактованы как своеобразные открытые залы. Эта «интерьерность» дворов—одна из привлекательных сторон решения.

Фото-альбом: Раппопорт

Архитектурная школа в Павловске. Дипломант А. Раппопорт

В проекте И. Малькова (диплом I степени) компактная композиция здания отражает построение внутренних пространств, организованных вокруг кольцевой лестницы. Планировка архитектурных мастерских и кабинетов свободна и может при надобности трансформироваться. Поверхности плоских крыш используются для занятий на открытом воздухе. Эмоциональное воздействие достигается путем пластической разработки единого объема здания.

Фото-альбом: Мальков

Архитектурная школа в Павловске. Дипломант Мальков

Дипломантом Уральского политехнического института Н. Одеговым (диплом I степени) в проекте «Архитектурная школа» проведено строгое зонирование групп помещений отдельных факультетов, расположенных на рельефе и пластично вписанных в окружающий пейзаж.

Фото-альбом: Одегов

Архитектурная школа на Урале. Дипломант Н. Одегов

Отличную профессиональную подготовку и способность оригинально подойти к решению темы показал дипломант Государственного художественного института Эстонской ССР Р. Керстен (диплом I степени). Автор задумал композицию школы и ее структуру, исходя из конкретных природных условий местности. Аудитории и кабинеты открываются во внутренний, освещенный верхним светом холл-рекреацию; актовый зал и спортивный комплекс обогащают внутреннее построение здания.

Фото-альбом: Керстен

Комплекс зданий архитектурного института. Дипломант Р. Керстен

Общественные центры как комплексы новых социальных типов общественных сооружений представлены Белорусским», и Каунасским политехническими институтами.

Проект «Общественного центра города Борисова» дипломанта БПИ В. Демидовича (диплом I степени) решает широкую градостроительную задачу и содержит разработку многоэтажной гостиницы с комплексом общественных помещений и крупным кинозалом.

Фото-альбом: Демидович

Общественный центр г. Борисова и гостиница. В. Демидович

Среди проектов, представленных на смотр, имеются такие, в которых организация и разработка внутреннего пространства имеет определяющее значение—театры, дворцы культуры, музеи, спортивные залы. Однако в проектах почти отсутствуют решения интерьеров в развертках, крупномасштабных разрезах, деталях, Исключение составляют отдельные проекты Каунасского политехнического и Киевского инженерно-строительного институтов. Рассмотрение работ показывает, что проблема специализации по интерьеру и оборудованию зданий еще не нашла полного разрешения в наших школах.

Смотр дипломных проектов показывает, что большинством факультетов достигнут высокий уровень подготовки специалистов, способных решать сложные творческие задачи в различных областях архитектуры. Дипломные проекты характеризуют высокую теоретическую и научную подготовку молодых кадров и профессиональные навыки в архитектурном проектировании. В этом большая заслуга профессорско-преподавательского состава.

Однако большие перспективы развития строительства требуют направить усилия на дальнейшее повышение архитектурно-художественного качества дипломных проектов.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: