Дионисийские мистерии

Сразу несколько российских бюро в последние годы обратили наше внимание на типологию винодельни. Живописные ландшафты на возвышенности и отсутствие городского контекста — самые благоприятные условия для полета фантазии и появления нестандартных объектов, призванных стать точкой притяжения в своем регионе. Мы собрали подборку проектов виноделен, чтобы понаблюдать за тем, как архитекторы решают уравнение со многими неизвестными: здание, совмещающее в себе функции высокотехнологичного производства, ресторана, площадки с видовыми точками и общественного центра. 

Винодельня гравитационного типа Côte Rocheuse («Скалистый берег»)
Место село Варваровка, Краснодарский край
Компания «Северин Проект»

Фото © «Северин Проект» и Даниил Анненков 

Сначала заказчики попросили архитектора Александра Балабина спроектировать сугубо технический объем для размещения необходимого оборудования, однако очень быстро они пришли к пониманию, что архитектура должна стать неотъемлемой частью их будущего винодельческого производства и бренда. Готовясь представить разработанные варианты заказчику, Александр быстро набросал еще один эскиз — «Ну просто, чтобы было». И если все предыдущие варианты были разработаны с оглядкой на ту или иную архитектурную традицию, то последний набросок представлял собой свободную фантазию на тему, скорее, ландшафта и моря, чем собственно винного производства, — и именно он в итоге покорил заказчика с первого взгляда.

Фото © «Северин Проект» и Даниил Анненков 

Проект состоит из двух дополняющих друг друга объемов. Бионическая форма, где находятся общественные зоны, расположена на строгом железобетонном параллелепипеде, в котором размещено оборудование для гравитационного виноделия.

Всю сложную технологию, нуждающуюся в значительном запасе по высоте (гравитационное виноделие исключает применение механических средств перекачки виноградного сусла), архитектор заключил в лаконичный прямоугольный объем, который максимально заглубил в имеющийся на участке склон. Архитектура нижнего уровня, где находятся погреба для хранения бочек с вином, вписана в холмистый ландшафт и углубляется в землю.

Фото © «Северин Проект» и Даниил Анненков 

Овальный объем, очертаниями напоминающий окатанный морем камешек, — самый сложный элемент архитектуры здания. По аналогии с галькой, которая меняет цвет контактируя то с водой, то с солнцем, этот материал может менять оттенок от почти белоснежного до темно-серого в зависимости от освещения и погоды, за счет чего винодельня в разных условиях воспринимаемся по-разному. Здесь расположится дегустационный зал, винотека, бар, ресторан и панорамная терраса с выходом на крышу, откуда открывается вид на винодельческое хозяйство и сверкающее вдали Черное море.

Фото © «Северин Проект» и Даниил Анненков 

Ортогональные фасады основного объема винодельни сочетают в себе глухие бетонные панели и масштабные светопрозрачные витражи, тогда как подчеркнуто обтекаемые формы «булыжника» созданы полностью из архитектурного бетона. Верхний объем сознательно расположен именно над стеклянной частью основного здания и слегка сдвинут таким образом, чтобы проявиться на главном фасаде небольшой, но артикулированной консолью. В этой консоли организована панорамная терраса кафе — главная видовая точка новой винодельни.

Винодельня «Гай-Кодзор»
Бюро Kleinewelt Architekten
Место село Гай-Кодзор, Краснодарский край

Фото © Илья Иванов. Предоставлены бюро Kleinewelt Architekten

Винодельня находится в точке на карте России с самым большим количеством солнечных дней в году, и здесь же, по пути из Анапы в сторону Абрау-Дюрсо и Новороссийска, начинаются Кавказские горы. Из места, на котором располагается винодельня, видно море, соленый запах которого достигает холма, несмотря на значительное расстояние и можжевеловые заповедники, поднимающиеся по рельефу. На склонах между лесами и винодельней расположены виноградники. Архитекторы должны были расположить постройку так, чтобы она подчеркнула самые красивые точки рельефа и сама получила впечатляющие виды из окон. В итоге производство, которому не требуется много естественного света, было спрятано в холме, к нему с задней стороны подходит дорога. Пространства же дегустационных залов расположены по периметру в сторону лучших видов.

Фото © Илья Иванов. Предоставлены бюро Kleinewelt Architekten

За основу был взят принцип контрастных впечатлений. На подъезде к винодельне путешественник любуется морем, виноградниками, горами из разных точек. Поэтому внутрь комплекса необходимо было поместить что-то такое, чего глаз не наблюдает снаружи. Южное солнце выжигает растительность, и свежей зелени здесь немного, поэтому было решено создать внутри сад-оазис. Те, кто подъезжает к зданию, смотрят на выжженные ландшафты, на само здание, затем попадают внутрь и оказываются в совсем другой эмоциональной структуре. 

Фото-альбом: KA1

Движение между боксами основных пространств винодельни — зоны встречи гостей, небольшого выставочного зала, где рассказывают об этом месте и ремесле, большого и малого дегустационного залов — и двухуровневым садом составляет замкнутый маршрут смены ощущений.

Фото-альбом: KA2

Все производственные пространства, которым требуется большая высота потолка, заглублены в рельеф таким образом, чтобы на виду остался только один этаж винодельни. В качестве основного материала отделки выступает облицовочный бетон. В процессе построения опалубки к конструктивному слою бетона, на который приходятся все нагрузки, крепится утеплитель и ещё один лицевой слой бетона. Для достижения правильной текстуры поверхности и соблюдения швов делалась специальная раскладка листов опалубки. Для строителей этот этап работы был большим испытанием, потому что они привыкли отливать этот материал как черновую поверхность, и стоило больших усилий добиться необходимого уровня качества: какие-то участки пришлось демонтировать и отливать заново.

Винодельня
Бюро WALL
Место Армения

Вариант «Стекающая башня»

Для архитектурного бюро WALL этот проект — самый важный. На разработку концепции архитекторам было дано три года, поэтому у них была возможность предложить много вариантов: в итоге их получилось десять. Формообразование каждого из вариантов происходило посредством создания скульптурного макета. Проект очень контекстуален, он вырастает из региона.

Фото-альбом: W

Здание будет сооружено только из местных материалов силами местных рабочих: выдувать стекла, ковать металл, вытачивать камни, лепить посуду будут местные мастера. Проект стремиться поднять уровень жизни в деревне. Предполагается построить комплекс, состоящий, помимо винодельни, из гостевого дома и небольшой гостиницы.

Фото-альбом: Живые камни

Архитектурной основой являются аскетичные традиционные храмы, холодная средневековая архитектура. Поэтому в проекте были применены такие приемы, как практически голая крупная кладка и минималистичный дизайн. По периметру участка проложен путь в виде руин, которые формируют видовые точки. Архитекторы хотели добиться ощущения, что эти здания находились здесь испокон веков.

Винодельня (конкурсный проект)
Бюро IND architects
Место Краснодарский край

Визуализации предоставлены бюро IND architects

Источником вдохновения для создания современного здания винодельни послужила богатая природа края, со сложными перепадами рельефа, живописными видами на виноградники. Пластика фасадов маскирует масштабность строения — внутри расположено производство, дегустационные и презентационные залы, офисное пространство, смотровые площадки. Смещение уровней относительно друг друга позволило добиться кругового обзора из любой точки — на каждом этаже есть террасы, с которых открываются виды на винодельческое хозяйство. Однако террасы приспособлены не только для любования окружающей природой — здесь же можно проводить мероприятия под открытым небом.

Визуализации предоставлены бюро IND architects

Гамма отделки фасадов вдохновлена осенним виноградным листом — мягкий рыжий оттенок кортен-стали гармонирует с проблесками насыщенной зелени, вьющегося дикого винограда. Архитектурный образ «Скалистого берега» раскрывает винодельню как современное технологичное производство, в основе которого лежит идея соединения рукотворного и природного.

Визуализации предоставлены бюро IND architects

Руководитель бюро Aмир Идиатулин так отзывается о процессе разработки проекта: «Проектируя объекты новой типологии, мы постоянно открываем для себя что-то новое. Этим мне и нравится архитектура: я не перестаю узнавать неординарных людей, черпать свежие идеи. Когда наша команда занималась проектом винодельни, мы полностью погрузились в эту тему — нам было необходимо узнать, как производится вино и где его делают, познакомиться с теми, кто живет этой культурой». 

Еще об этом:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: