Книгу о творчестве X. Яна издательство «Риццоли» выпускает второй раз (первый — в 1986 году) — настолько велик интерес к разработкам этого чрезвычайно работоспособного и талантливого профессионала, с именем которого связано целое направление в новейшем архитектурном дизайне.
Архитектурный дизайн Хельмута Яна
- Текст:В. И. Пузанов6 июня 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет

Автор книги Нори Миллер — критик в области архитектурного дизайна и сферы проектирования, определяемой как urban design (это и дизайн градообразующих систем, и дизайн поселений, и дизайн городской среды). Книга содержит краткую концепцию авторского дизайна X. Яна и материалы, относящиеся к нескольким десяткам его проектов, исполненных в 70–80-е годы. Вышла книга в серии «Постройки и проекты», которая систематически знакомит общественность и профессионалов с творчеством многих выдающихся проектировщиков.
В Америке время течет по-иному...
Хельмут Ян родился в Германии в Нюрнберге в 1940 году, в 1965 году окончил Высшую техническую школу в Мюнхене, а в 1966–1967 годах обучался в аспирантуре Иллинойсского технологического института в США. Уже в 70 е годы он получает широкую известность как один из самых интересных деятелей архитектурного дизайна, привлекая внимание не только морфологическими новациями, но и авангардизмом в области конструирования и технологии. X. Ян занимается и педагогической практикой, его курсы архитектурного дизайна, которые он вел в Иллинойсском, Йельском, Гарвардском университетах, других учебных заведениях, профессионалы считают блестящими. Сегодня он — руководитель проектной фирмы Murphy Jahn (Чикаго).
В большинстве проектов, представленных в рецензируемой книге, заявлена по преимуществу эстетическая и конструктив но-технологическая позиция дизайнера. Но есть один проект, где чрезвычайно эффективна функциональная позиция. Это — блок разработок для чикагского аэропорта О'Хэр. Фирма Яна выполняла этот проект совместно с рядом специализированных «венчурных» (то есть разделивших риск) фирм и ставила своей целью повысить пропускную способность аэропорта с 44 до 72 миллионов пассажиров в год (!) Сюда входят общая про-грамма развития аэропорта, проект аэровокзала авиакомпании United Airlines с сопутствующими сооружениями, проект станций скоростного подземного транспорта (метрополитена) для аэропорта. В книге, правда, представлены лишь проекты этих сооружений, тогда как в периодической печати уже давались фотографии действующих сооружений, вступивших в строй в 1989 году, после того как книга о X. Яне ушла в типографию. Объекты аэропорта О'Хэр на сегодняшний день представляют, пожалуй, вершину проектного таланта Хельмута Яна и как нельзя более полно вписываются в авторскую концепцию архитектурного дизайна. Этот крупный строительный комплекс отличается не столько внешним видом, сколько быстротой проектирования и возведения, а также удобствами, которые предоставляются пассажирам в функциональном и чисто эмоциональном отношении — это тот случай, когда проектировщик принимает во внимание не только физические, но и психические возможности человека.
Может быть, проекты для чикагского аэропорта, которые можно было разработать и реализовать только в США, и служат объяснением тому, почему молодой немец предпочел начинать карьеру не на родине, а в Америке. По существу, он предпочел идеологию американского дизайна и именно архитектурного дизайна, особого развития в Европе пока не получившего. В Европе не очень развиты потребные архитектурному дизайну материально технологические ресурсы, да и практика скоростного строительства объектов и переустройства крупных городских районов и тем более целых городов, подобная американской, там тоже не сложилась. Переехав в США, дизайнер X. Ян повторил путь многих ученых, инженеров, архитекторов, художников, дизайнеров, писателей, которые реализовали за океаном свой творческий потенциал именно потому, что там время течет по-иному. Либо ты готов включиться в «гонку идей, проектов и построек», либо тебе не стоило покидать спокойную Европу. X. Ян включился в эту гонку как нельзя вовремя, сразу после окончания института в Мюнхене, и до сих пор не сходит с дистанции.
Профессионал метода
Возникновение архитектурного дизайна, по многим признакам, связано с целым «букетом» проблем, которые не поддавались решению в традиционной проектной системе. Многочисленные проектные специальности архитектурного, дизайнерского, инженерного профиля едва ли не лишали смысла всякий разговор о целостности и комфортности любого объекта, будь то жилое помещение или городской район. Классический строительный материал (кирпич, камень, потом бетон) сам по себе вел дело к тому, что «коробку» разрабатывал один человек, коммуникации — другой, интерьеры — третий, оборудование — четвертый, так что никакая культура проектирования не могла сблизить и ввести в единый стиль очень разные интересы профессионалов.
Хельмут Ян, его предшественники и последователи в области архитектурного дизайна вывели архитектуру из тупика вроде бы простой новацией: все элементы и системы здания должны разрабатываться на базе одной и той же концепции, одних и тех же конструкций и материалов, общей технологии. При этом существовавшие ранее по отдельности архитектурные, дизайнерские, инженерные идеологии, решения и ресурсы собрались в нечто единое, и это не было механическим обобщением — из общего «пакета» ушло все то, что не имело универсальных качеств. То, что новая проектная дисциплина оказалась архитектурным дизайном, а не чем-то другим, связано с современным культурным движением: идеология дизайна оказалась самой жизненной, способной на продуцирование новых идей и явлений.
К каждому проекту в книге прилагаются эскизы конструкций, и они сами по себе говорят о том, что каждый проект — это в первую очередь решение вопроса о соотношении конструкции и оболочки здания. Генеральных направлений здесь три: оболочка внутри несущей конструкции, несущая конструкция внутри оболочки, несущая конструкция и оболочка совмещены. Первый случай представлен в книге одним проектом: оболочка здания «Кемпер Арена» (зал на 18 тыс. мест, построен в 1974 году в Канзас-Сити) подвешена к независимой несущей системе из трех портальных конструкций, так что внутри зала нет опор и ферм. Второй случай имеет место в многочисленных проектах небоскребов для крупных городов США: Чикаго, Нью-Йорка, Филадельфии, Сан-Диего и других. Наконец, третий случай, здания, в которых несущая конструкция и оболочка совмещены, относятся главным образом к периоду 70-х годов и представляют собой сравнительно небольшие специализированные объекты, такие как библиотеки, почтовые отделения, полицейские станции, спортивные помещения и т. д. К этому случаю относятся и здания аэровокзала чикагского аэропорта О'Хэр.
Можно отметить и другую, параллельную с выше приведенной, особенность разработок X. Яна. По мере того, как несущая конструкция перемещается извне внутрь здания, меняется и отношение к формированию обитаемых пространств. Если несущая конструкция вынесена за пределы обитаемой оболочки, то каких-либо сложных проблем формирования интерьера не возникает: в геометрически простом, свободном пространстве можно построить функциональную систему любого назначения. Но если несущая конструкция погружается во внутреннее пространство здания, особенно здания большого, то возникает интереснейший феномен «обитаемой конструкции»»: требуется формировать необычную жизненную среду, ограниченную колоннами, подкосами, фермами и другими силовыми элементами, которым вроде и не место в обитаемых пространствах.
И вот тут возникает определяющая для объектов архитектурного дизайна проблема формирования эстетики интерьера. Они, эти средства, из разряда «назначаемых» переходят в разряд органичных, интерьер в полном смысле слова становится продолжением экстерьера, особенно в том, что касается света и цвета. В проектах X. Яна, выполненных в 80-е годы, формируется своего рода «цветной воздух», в котором элементы несущей конструкции живут уже другой жизнью, не имеющей прямой связи с их силовыми функциями (примерно так же, как растения в водоемах воспринимаются не столько самостоятельными организмами, сколько частью водной среды). Погруженные в «цветной воздух», приобретают необыкновенный вид и всевозможные предметы, составляющие наполнение интерьеров, будь то мебель или живые растения. В интерьерах X. Яна обостряется зрение человека, как физиологическое, так и культурное, которое, к сожалению, болезненно притуплено обстоятельствами обыденной жизни.
Философия архитектурного дизайна X. Яна на том и строится, чтобы включать в историческую среду обитания человека зрительно и функционально свежие фрагменты, ничего не отменяющие и не закрывающие, а предоставляющие возможность человеку перемещаться из одной эстетики в другую и тем пополнять запас зрительных образов и сопряженных с ними эмоций. Ведь культура, по многим признакам, это сосуществование разных эстетик, и проектировщик ощущает это как никто другой: воспитанный в среде немецкой архитектурной классики, он остро ощущает необходимость дополнения ее архитектурным авангардом. Профессиональный метод Х. Яна на том, собственно, и строится, что вместо формирования «архитектурных заповедников» он превращает города в развивающиеся системы.
В книге о X. Яне особое место уделяется таким его проектам, как комплексы и здания, предназначенные для встраивания в сложившиеся городские образования, в исторические центры городов. Для Америки это задача типичная, для проектировщика — трудная, поскольку американцы унаследовали от Старого света любовь к «городской классике» и не очень склонны ее разрушать. X. Ян со своим архитектурным дизайном нашел для этой задачи до неправдоподобия эффектное решение: его зеркальные призмы и цилиндры не только не нарушают дух классицизма, но и оказываются его своеобразным «усилителем», придающим районам старой застройки, их эстетике «вторую жизнь».
Urban Design
В книге есть несколько блоков ил-люстраций, показывающих постройки такого рода в городской системе с самых разных точек зрения: с уровня глаз пешехода и с высоты птичьего полета, в структуре городской планировки и на фоне старых сооружений, при освещении дневном, ночном и вечернем (многие архитектурные и фотодизайнеры Америки считают разноцветные лучи солнечного заката самым лучшим освещением при съемках современных построек). Ни одна из иллюстраций не дает оснований говорить о какой-либо чужеродности окружению. Конечно же, самыми эффектными разработками такого типа стали здания для Чикаго, города, в котором проектировщик живет постоянно. В первую очередь это здание общественного центра штата Иллинойс, проект которого был разработан в 1979 году, а строительство закончено в 1985 году. Здание это сразу же получило титул «постройка 2000 года». По проектам X. Яна в Чикаго же построены «Ксерокс сентр» (штаб-квартира фирмы множительной техники), пристройка к зданию Торговой палаты штата (это крупный самостоятельный объект) и несколько других больших зданий. Такие же проблемы дизайнер решал в проектах многих общественных здании как для американских городов, так и городов Германии, Южной Африки, Нидерландов и некоторых других стран. Эти постройки дают основания для заключения, что X. Ян имеет весьма неординарный взгляд на новое строительство в сложившихся районах.
Заключается этот взгляд, как представляется, в том, что городская классика имеет ценность не только в силу своих вечных материальных особенностей, но и в силу того, какой нынче этап развития визуальной культуры. Каждое новое поколение горожан по-иному, смотрит на свой город, на «вечные» постройки, и они, эти постройки, нуждаются в новом представлении наблюдателю. Произведения архитектурного дизайна с их безупречными зеркальными гранями и поверхностями, тонкими цветовыми решениями и чувствительностью к наружному и внутреннему освещению, создают новые, явно выигрышные условия для восприятия городской классики.
Постройки X. Яна для старых городских районов необыкновенно соразмерны среде, хотя проектировщик ни к каким существующим объектам вроде бы не подлаживается и закономерности формирования конкретной объемно-пространственной структуры не «вычисляет». Образ структуры для него важнее ее параметров, и не так легко установить, откуда у дизайнера это качество. Может, сказался опыт восприятия немецкой архитектурной классики, может, хорошо усвоены концепции американского дизайна. Как бы то ни было, детальная разработка проектов зданий для сложившихся городских районов начинается после того, как макет позволит установить, что район с новым зданием останется «самим собой» и по объемно-пространственной структуре, и по колориту, и по освещенности.
Любая постройка, исполненная по проекту X. Яна, самодовлеющей формы не имеет, функциональной типологизации его постройки не поддаются. Для него куда важнее площадка, отведенная под здание, окружение, в котором здание будет находиться (темп жизни в стране все равно такой, что назначение здания быстро может измениться — не случайно постройки X. Яна в основном именуются «общественными зданиями»). В каком стиле застроена улица, к которой примыкает новое здание, таким будет и исполнение обращенного к этой улице здания, причем речь идет не о слепом копировании визуалистики, но о сугубо пространственных характеристиках. Для одних старых зданий новая постройка может служить фоном, на котором детали классических ордеров различаются чрезвычайно четко. Для других старых зданий новая постройка может служить продолжением (пристройкой), развивающей идеи первого разработчика и в то же время не подавляющей их — ведь материалы и конструкции старой и новой построек разные. Произведения архитектурного дизайна легко вписываются в старые планировочные и композиционные системы, однако, они могут сильно изменить цветосветовой климат в данном районе.
Urban Design Хельмута Яна и его коллег сам по себе дает ответ на часто задаваемый вопрос: не кончается ли с периодом архитектурного дизайна история архитектуры вообще. Не кончается, ответим мы, как не кончилась например, с периодом импрессионизма история живописи. Кстати, проекты и постройки X. Яна вполне можно назвать импрессионизмом в архитектуре. Ведь прежняя архитектура больше радела о том, чтобы соблюсти некоторые правила, тогда как X. Ян больше заботится о том, чтобы произвести впечатление. «Правил» у дизайнера едва ли не столько, сколько разработано проектов и сколько построено зданий, а вот впечатление его работы производят сильное.
Чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать книгу, хотя лучше было бы увидеть постройки дизайнера в натуре...
На обложке: Тоннель для прохода на посадку с движущимися тротуарами аэровокзала «Юнайтед» в аэропорту О`Хэр, Чикаго
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: