Архитектура Советской Калмыкии

Совершенно изменилась преображенная калмыцкая степь за годы Советской власти. Здесь созданы новые благоустроенные поселки сотен совхозов и колхозов, построены мощные животноводческие фермы, сооружены железные и шоссейные дороги, ирригационные и мелиоративные системы, линии электропередач и многое другое. Сейчас трудно найти в некогда пустынной степи уголок, где бы что-то не строилось, не сооружалось. Столица Советской Калмыкии — Элиста — молодой город, рожденный за годы Советской власти. Возведенный среди ковыльной степи, он как зеркало отражает все основные вехи развития советской архитектуры. Не случайно в первоначальном ее формировании приняли активное участие видные архитекторы страны А. Щусев, И. Голосов, Б. Коршунов, Б. Великовский.

Война приостановила дальнейшее развитие строительства в Калмыкии. Лишь с конца 1950-х годов Элиста начала вновь интенсивно застраиваться. Сложная задача стояла перед архитекторами — восстановление разрушенного войной жилого фонда, интенсивное усадебное строительство, решение вопросов инженерного обеспечения и многое другое. Особенно много усилий вложили в то время архитекторы С. Хазыков, Ю. Краевой. При их непосредственном участии были реконструированы здания гостиницы, городской поликлиники, ряда жилых домов, административного здания, запланированы и застроены улица Пионерская, западная часть города, восточная часть улицы Ленина, заложены базы стройиндустрии и промышленность строительных материалов в северо-восточной части столицы.

Быстрое развитие города, огромный объем жилищного и культурно-бытового строительства стали возможными благодаря мощному росту строительной индустрии и применению типовых проектов. Характерным стала комплексная застройка улиц и площадей, было уделено особое внимание благоустройству и озеленению парков, скверов и улиц, положено начало индивидуальному подходу к застройке наиболее важных сооружений. Этот период совпал с началом творческой деятельности архитекторов И. Андреенко, М. Пюрвеева, Д. Пюрвеева, В. Телегина, а несколько позже С. Эльвартынова, Н. Бораева, Н. Гусарова, В. Минаева. 

Элиста. Проект застройки торговой площади. Архитектор В. Гиляндыков 

Важным моментом комплексного освоения и массового ввода жилья было завершение в 1968 году первого микрорайона северо-западной части (архитектор Д. Пюрвеев) и начало освоения северного жилого района города (архитекторы Д. Пюрвеев, В. Телегин).

Поистине народным было сооружение центрального сквера (архитекторы И. Андреенко, Д, Пюрвеев), связавшего парковую зону и административную площадь столицы. Своеобразие ландшафтной архитектуры, зеленые насаждения, расположение сквера у главной магистрали города сделали его любимейшим местом горожан, особенно молодежи.

Следующим важным звеном развития архитектуры города Элисты явилась организация центральной административной площади. Развивая исторически сложившуюся структуру центра, с учетом наследия предшественников были проведены творческие искания по разработке административного комплекса Дома Советов. Индивидуальный проект (архитекторы А. Белорусов, М. Пюрвеев, Д. Пюрвеев) разрешал комплекс градостроительных задач — архитектурно-планировочную, объемно-композиционную, конструктивную и технологическую. Здание является главным композиционным началом центральной части города. Основной блок нового Дома Советов с Залом заседаний Верховного Совета, совместно с Домом Советов, ранее построенном по проекту И. Голосова, организуют административную площадь. 

Элиста. Дом Советов. Архитектор И. Голосов 

В 1968 году на центральной площади Элисты был сооружен памятник вождю мирового пролетариата В. И. Ленину (архитектор И. Рожин, скульптор Г. Манизер).

В тесном содружестве с архитекторами проектных институтов страны в Элисте сооружаются в конце 1960-х годов оригинальные здания аэровокзала, автожелезнодорожного вокзала (архитектор В. Малашонок), разрабатываются проекты жилых домов, отвечающих природно-климатическим и демографическим условиям Калмыкии. Так, в Элисте был освоен выпуск крупнопанельных жилых домов серии I-КЛ, которому предшествовали комплексные научные и проектные исследования (архитекторы В. Кутузов, Л. Кобелева, М. Пюрвеев).

Принцип комплексного проектирования и застройки жилищно-гражданского строительства осуществлен в проектах застройки микрорайона № 2 (архитекторы Н. Бораев, М. Пюрвеев), микрорайона № 6 (архитекторы Н. Бораев, С. Эльвартынов, Э. Лиджи-Горяев), микрорайона № 8 (архитекторы Н. Бораев, С. Эльвартынов). Используя опыт отечественной архитектуры, авторы проекта создают населению максимальные комфортные условия проживания и отдыха. Достигнута ансамблевость решения основных магистральных улиц, проспектов, культурно-бытовых и общественных центров районов. 

Элиста. Проект застройки площади им. Городовикова

Семидесятые годы отмечены началом творческой деятельности ряда молодых архитекторов. Их проекты влили свежую струю в дело архитектурной практики Калмыкии. Следует отметить профессиональную самобытность таких архитекторов, как Э. Лиджи-Горяев, В. Гиляндыков, Н. Басангова, С. Курнеев, А. Мучкинов, Ю. Митруев и др. Интересны проектные проработки по строительству комплекса крытого рынка в Элисте (архитектор В. Гиляндыкоз). Наряду с решением задач технологических, им беспрестанно ведутся поиски форм, отвечающих особенностям национального и природно-климатического характера. Смелый подход к объемно-конструктивному решению крытого рынка выдвинули этот объект в число интереснейших находок творческого поиска архитекторов. Пространственное решение комплекса наиболее отвечает природным особенностям местности, где летний перегрев воздуха может быть компенсирован микроклиматом, создаваемым периптральными теневыми и жалюзийными навесами, каскадами водных бассейнов и фонтанов.

Обильное солнце юга используется для выявления национальных мотивов декора, широко, но тактично применяемого в проекте строительства гостиницы на 350 мест в Элисте (архитектор С. Курнеев). Объем гостиницы является основным архитектурным элементом застройки площади им. О. Городовикова и активно включается, наряду с комплексом Государственного университета и существующей застройкой жилого района, в общий градостроительный ансамбль. 

Элиста. Административное здание. Архитектор В. Риляндыков 

Обращает внимание и проектное решение строящегося административного здания, расположенного по длинной оси площади В. И. Ленина (архитекторы Э. Лиджи-Горяев, В. Нимгиров). Удачное решение планов этажей, отвечающих особенностям эксплуатации помещений, глубокая порезка фасадов здания, учитывающих южный солнечный перегрев, своеобразие и индивидуальность архитектурного решения проекта в целом, позволяют отнести его в число наиболее интересных.

По-своему интересны архитектурные решения жилого дома на улице Джангара и здание мелиораторов (архитекторов Н. Басангова). Глубокая осмысленность и проработка деталей объекта в целом являются отличительными чертами этих проектов. 

Много творческой энергии отдают архитекторы Калмыкии строительству села. Вот уже более пяти лет вдохновенно трудится архитектор-планировщик Н. Гусаров. Практическое знание дела, творческое понимание запросов и условий жизни села помогают ему в работе. Он является автором более десятка проектов, из которых наиболее характерны проекты застроек центральных усадеб совхозов «Гашунский», «Никольский», «Зунда», «Волжский».

На многие годы предопределилась судьба дальнейшего развития рабочих поселков Цаган-Аман, Комсомольский, Советский, Яшкуль (архитекторы В. Телегин, Н. Гусаров). 

Элиста. Проект гостиницы "Калмыкия"

Своеобразен и интересен труд архитектора А. Мучкинова. Пропуская через свои руки массу типовых проектов, он в каждом отдельном случае подмечает то особенное, которое подчеркивает принадлежность к данной местности, вносит в проект какую-то черту, архитектурную деталь — все это делает, казалось бы, ординарные типовые проекты, неповторимыми и интересными объектами.

Проблеме организации школьно-детского отдыха летом уделяется в республике огромное значение. В южной части Калмыкии сооружено искусственное море — Чограйское водохранилище емкостью более 500 млн. куб. Его водой питаются заливные луга, орошаемые участки десятков совхозов. Чограй является и источником питьевой воды для многих населенных пунктов республики, в т. ч. ее столицы Элисты. Водохранилище стало одним из центров массового отдыха трудящихся. На побережье сооружаются дома отдыха и профилактории предприятий и ведомств, намечено соорудить детский комплекс на 1200 мест (архитектор Ю. Митруев). Автором предложена своеобразная организация территории пионерлагеря, которая учитывает реализацию проекта по очередям. Несколько формалистическая структура генплана компенсируется завершенностью отдельных 4-х групп емкостью до 300 человек. Каждая группа имеет полный набор необходимых помещений и площадок, свой культурно-бытовой сектор и пионерскую линейку. Доминантой является центральный объем общелагерного клуба-столовой, раскрывающийся главным фасадом на водную гладь моря. 

Элиста. Редакционный корпус издательства с книжным магазином. Архитекторы Н. Гусаров, А. Семенова

Большое внимание уделяется освоению Сарпинской низменности Калмыкии, обещающей стать рисовой житницей страны. Усиленными темпами разрабатывается генеральный план центра мелиорации и обводнения поселка Большой Царын (архитекторы Н. Гусаров, М. Пюрвеев). Сложная задача стоит перед проектировщиками. Буквально на пустом месте началось строительство центра зоны рисосеяния и на сегодня уже заложена структурная схема развития поселка. Здесь же базируются и стройиндустрия, и совхозы по возделыванию риса, и сельхозтехника и многое другое.

Приобретают законченный облик центральные усадьбы рисосеющих совхозов. Так комплексно вырос в ковыльной степи поселок Иджил (архитектор В. Минаев), жилые дома, культурно-бытовые объекты, учреждения школьно-детского обслуживания — все это сделано со вкусом, с учетом требований местных условий. 

Элиста. Проект 80-квартирного жилого дома. Архитектор Н. Басаногова

В результате неустанной работы зеленщиков-лесоводов, массовых воскресников и субботников, задыхающиеся от зноя, песка и пыли города и поселки преобразились в зеленые аккуратные оазисы посреди степи, с прохладными парками и бульварами.

Творческие поиски архитекторов и художников Калмыкии привели к новым тенденциям в архитектурно-художественной пластике жилых и общественных зданий Элисты и других городов республики. Это синтез искусств в архитектуре, который на современном этапе выступает в новом качественном виде. В традиционной народной архитектуре калмыков, особенно культовой, большая роль отводилась смежным пластическим видам искусства, которые в синтезе с архитектурой придавали произведениям зодчества неповторимую художественную прелесть. Монументальная живопись, декоративное прикладное искусство, скульптура, графика — все теснее и гармоничнее стали входить в архитектуру новой Элисты, облагораживая и украшая ее. 

Так в художественном оформлении гостиницы «Россия» появляются более разнообразные приемы и поиски новых форм оформления интерьеров. Скучные, аскетичные и однообразные интерьеры фойе, вестибюля и ресторана 1-го этажа, выполненные по типовому проекту, благодаря творческой выдумке архитекторов и художников, преобразились, приобрели индивидуальность (авторы — художники В. Васькин, Г. Божко, архитектор Д. Пюрвеев). 

Элиста. Крупнопанельный жилой дом серии I-КЛ. Архитекторы В. Кутузов, Л. Кобелева, М. Пюрвеев

Для архитектуры, скульптуры, живописи Калмыкии последних лет характерны активные поиски новых форм и приемов выражения, быстрое обогащение творческой палитры. В современной архитектурно-строительной практике, особенно при выполнении монументальной живописи на фасадах, все менее целесообразным становится использование техники фрески, связанной с выполнением штукатурных работ, в настоящее время редко применяемых при отделке зданий. Поэтому в практике монументального искусства Калмыкии за последнее время нашла должное место мозаика.

Красочно оформленные павильоны и въезд в город на трассе Волгоград—Элиста, выполненные художниками А. Цебековым, Б. Данильченко, В. Черновым и архитектором Э. Лиджи-Горяевым, интересны и по композиции, и по сюжету. 

Элиста. Жилой дом. Архитектор Н. Бораев

Значительно обогатило пластику фасада железнодорожного вокзала в Элисте мозаичное панно, выполненное художниками П. Итяксовым, Г. Чернокнижным, В. Черновым, В. Павловым и архитектором М. Пюрвеевым. На глухом, выходящем на привокзальную площадь, главном фасаде вокзала исполнена крупная монументальная композиция, как бы являющаяся эмблемой площади, символизирующая героику труда Калмыкии. Авторам удалось найти правильный масштаб формы. Панно задумано как контрастное сочетание плоскости офактуренной стены с ярким пятном мозаики. Это привнесло в архитектуру сооружения мажорность и богатство цветового решения, какую-то особую теплоту и мягкость, сочетающуюся с подлинной монументальностью.

Не остаются без внимания архитекторов и художников и малые архитектурные формы, которые создают удобство и придают городу красоту и своеобразие. Поэтому особенно важно взаимно увязать и правильно разместить их в городском ансамбле, подчинив их единому художественному и градостроительному замыслу. Работы по внешнему благоустройству населенных пунктов республики показывают, что удачное решение того или иного участка возможно лишь тогда, когда наряду с общей градостроительной задачей решаются вопросы дендрологии, определяются композиции и характер покрытия площадок, дорожек, типы и размеры малых форм, окружающий рельеф, т. е. решается весь комплекс вопросов внешнего благоустройства территории. К примеру, декоративная стенка главного входа в парк «Дружба» в Элисте, выполненная мозаикой на тему «Отдых и труд», умело связанная с зеленью и рельефом, стала органичной частью парка. 

Элиста. Фрагмент мемориального комплекса. Архитекторы М. Пюрвеев, Д. Пюрвеев, И. Андриенко; скульптор Н. Санджиев

На стыке центрального сквера с городским парком сооружен мемориальный комплекс (архитекторы И. Андреенко, М. Пюрвеев, Д. Пюрвеев, скульптор Н. Санджиев). Комплекс стал символом героического прошлого калмыцкого народа. Три устремленных ввысь пилона — символ трех поколений, открывают анфиладу лестниц, ведущих на небольшую площадку. На ней размещены захоронения. Композиция замыкается скульптурной группой, изображающей трехметровые суровые лица, высеченные в каменной глыбе и размещенным перед ней вечным огнем. Здесь монументальность достигнута благодаря гармоничному сочетанию архитектуры, скульптуры и ландшафта местности. Крупноствольные деревья, сохраненные авторами, пластично включены 8 общую композицию комплекса.

Значительным явлением в культурной жизни Калмыкии стало сооружение в Элисте памятника народному герою О. Городовикову (скульпторы Н. Санджаев, М. Роберман, архитектор В. Нимгиров). Явившись композиционным центром вновь организуемой площади города, мастерски выполненная скульптурная часть памятника недостаточно убедительно вкомпонована в архитектурную среду окружающей застройки. Окончательное завершение ансамблевой застройки площади. О. Городовикова даст возможность конкретно и своевременно решить эту градостроительную задачу.

Элиста. Проект административного здания. Архитекторы Э. Лиджи-Горяев, В. Нимгиров 

В заключение хочется сказать много теплых слов в адрес архитекторов городов Москвы, Ленинграда, Волгограда, Ростова, объединенных под творческим флагом Союза архитекторов СССР, так много сделавших для становления архитектуры и творческого роста архитекторов Калмыкии.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: