Архитектура сооружений Волго-Донского канала

С огромным воодушевлением и трудовым энтузиазмом выполняет советский народ исторические решения правительства о возведении гигантских гидротехнических сооружений на Волге, Днепре, в Крыму и Туркмении — великих сталинских строек коммунизма. Строительство этих величайших сооружений стало возможным только в нашей социалистической стране, в условиях планового социалистического хозяйства. Успешное выполнение сталинских пятилеток обеспечило советскому народу возможность непосредственно решать величайшие задачи строительства коммунизма, сделать эту мечту человечества своим ближайшим будущим.

Прогрессивные люди всех стран с восхищением следят за осуществлением в советской стране гениальных предначертаний сталинского плана преобразования природы. Они видят в этом действенное проявление мирной политики советского государства, стоящего во главе борьбы за мир во всем мире. Народы мира видят, что:

Иосиф Сталин«...если Советский Союз не сокращает, а, наоборот, расширяет гражданскую промышленность, не свертывает, а, наоборот, развертывает строительство новых грандиозных гидростанций и оросительных систем, не прекращает, а, наоборот, продолжает политику снижения цен, — то он не может одновременно с этим раздувать военную промышленность и умножать свои вооруженные силы, не рискуя оказаться в состоянии банкротства»

На необъятных просторах советской земли развернулось строительство, великая цель которого пробудила в народе-созидателе новый подъем творческой энергии, подлинно всенародной инициативы и трудового энтузиазма.

Уже близится к завершению сооружение первенца великих гидротехнических строек — Волго-Донского водного пути.

С давних времен мечтал русский народ о соединении каналом двух великих рек — Волги и Дона. Над осуществлением этой мечты трудились многие лучшие люди России.

Но только в условиях советского государства народ, руководимый партией Ленина — Сталина, смог решить эту грандиозную задачу.

Владимир Ильич Ленин, указывая на огромное значение Волго-Донского канала для народного хозяйства Советской России, предлагал в 1918 г. ускорить проектные работы по Волго-Донскому каналу, охарактеризовав его, как могучий транспортный рычаг, долженствующий повернуть экономику остальных областей юго-востока России. 

Шлюз № 3. Перспектива с нижнего бьефа

К окончательному решению этой задачи советское государство вплотную подошло после выполнения сталинских пятилеток. По указанию товарища Сталина, еще до войны было начато строительство канала. Война прервала выполнение грандиозных работ. В 1948 г. строительство возобновилось.

Волго-Донской водный путь имеет огромное народно-хозяйственное значение, обеспечивая соединение всех морей Европейской части СССР в единую воднотранспортную систему. Одновременно он разрешает задачи орошения и обводнения полупустынных и засушливых районов Ростовской и Сталинградской областей, а также задачу создания крупной энергетической базы.

Волго-Донской водный путь включает судоходный канал между Волгой и Доном, крупный Цимлянский гидроузел, а также магистральные и распределительные оросительные каналы.

Общая длина Волго-Донского водного пути 540 километров, из которых 101 километр составляет Волго-Донской судоходный канал. В этот грандиозный комплекс входят шлюзы, гидростанция, железобетонная плотина, насосные станции, головное сооружение ирригации, огромные земляные плотины, мосты, речные вокзалы, десятки новых поселков.

Строительные работы развернулись здесь по всему обширному фронту. Строители, с каждым днем умножая успехи, добиваются все новых и новых побед. Все явственнее и четче вырисовывается облик сооружений канала.

Большая ответственность возлагается на архитекторов, проектирующих эти сооружения, призванные увековечить в своих монументальных формах благородный созидательный труд советского народа. 

Шлюз № 13. Входная арка со стороны Дона. Перспектива с нижнего бьефа

Глубокая идейность и народность архитектуры, смелое творческое новаторство на основе критического освоения классического наследия русской архитектуры, а также передовых достижений советского зодчества, экономичность возведения и эксплуатации сооружений, высокая художественная выразительность — вот основные положения, которыми руководствовались архитекторы при проектировании канала.

Работа над архитектурным проектированием Волго-Донского канала осуществлялась в порядке большого конкурса, в котором приняли участие мастера архитектуры Москвы, Ленинграда и Киева. Окончательный вариант проекта разработан авторским коллективом архитекторов Гидрспроекта в составе действительного члена Академии архитектуры СССР Л. Полякова (руководитель), архитекторов Ф. Топунова, Р. Якубова, С. Бирюкова, А. Ковалева, А. Рочегова, М. Панькова, С. Демидова, Г. Бориса, В. Мусатова и Г. Васильева.

Перед архитекторами стояла сложная проблема создания целостного ансамбля, расположенного по водной трассе длиной в 100 километров. Работая в тесном контакте с технологами, архитекторы стремились найти архитектурное решение, полноценное в функциональном, экономическом и эстетическом отношениях. Авторы сумели рационально разместить пульт управления не на верхней, а на нижней голове шлюза. Такое расположение улучшило обозреваемость подходов к шлюзу и обеспечило возможность создания своеобразных и выразительных архитектурных форм сооружений. Проделана также большая работа по объединению отдельно стоящих подсобных зданий (трансформаторов, распределительных устройств, мастерских и т. п.) в общую архитектурно-пространственную систему. 

Наиболее ответственными сооружениями на канале, замыкающими эту грандиозную архитектурную композицию, являются здания управлений шлюзов № 1 и 13. Шлюз № 1 является входным в канал с Волги, шлюз № 13 — с Дона и Цимлянского водохранилища. Здания управлений этими шлюзами решены в виде триумфальных арок, которые устанавливаются на бетонных ус гоях нижних голов шлюзов. 

Шлюз № 9. Перспектива с нижнего бьефа 

Выбор арочной композиции не случаен. Открывая входы в канал, триумфальные арки создают торжественность и парадность головных сооружений. Кроме того, арка имеет четкий и ясный силуэт, хорошо воспринимаемый с больших расстояний.

Канал начинается при впадении в Волгу реки Сарпы. Сама природа подготовила место для создания здесь торжественной архитектурной композиции главного входа на трассу канала.

Архитектурно-художественное решение входа в канал посвящено теме «Сталин — организатор, вдохновитель и руководитель битв за Царицын и Сталинград, Сталин — вдохновитель и организатор борьбы за мир во всем мире, за построение коммунизма».

Центром создаваемого здесь архитектурного комплекса будет служить величественный монумент товарища И. В. Сталина, устанавливаемый на верхней террасе откоса высокого берега, на гранитном постаменте. Система лестниц и площадок у подпорных стенок архитектурно связывает монумент со всеми террасами откоса.

Монумент, который будет хорошо виден на расстоянии многих километров, триумфальная арка нижней головы шлюза и другие сооружения составят архитектурный комплекс входного узла, непосредственно связанный с проектируемой застройкой г. Красноармейска — ныне района Сталинграда. Проектируемые близ монумента городские общественные здания образуют площадь, выходящую своей открытой стороной к Волге. 

Вход в канал открывает шлюз № 1. Здания управления нижней головы шлюза решены в виде триумфальной арки высотой 36 метров. Грандиозность размеров арочного проема, пластичность архитектурных форм устоев с пилонами и обелисками, а также фронтон, увенчивающий главный фасад арки — придают сооружению особую величественность и монументальность. 

Шлюз № 10. Перспектива с нижнего бьефа

Арка входа в канал представляет собой новый идейно-художественный образ; она резко отличается по своим формам и назначению от известных нам тяжелых и пышных триумфальных арок. Соотношение огромного арочного проема и сравнительно небольших стройных устоев придало арке совершенно новый архитектурный облик, особую пространственность и легкость, которые не были свойственны триумфальным аркам прошлого. Свет, падающий в арочные пространства через вырезы боковых фасадов, усиливает торжественный характер этого сооружения.

Здания управления нижних голов шлюзов № 2 и 3, расположенные в пределах города, неподалеку друг от друга, решены в характере архитектуры городской застройки и хорошо увязаны с ней по своим масштабам. Здания управления шлюза № 2 — двухэтажные. Композиция их построена на сочетании монументальной цокольной части, состоящей из первого этажа и бетонного перепада, и второго этажа, решенного ордерной системой в виде рельефно выступающих пилястр по всему периметру здания. Наличие балконов, открытых лестниц, ведущих непосредственно на второй этаж, и решение плоскостей фасадов второго этажа в ордере — дают возможность органически включить сооружения шлюза в архитектуру города.

Здания управления нижней головы шлюза № 3 решены трехэтажными, в том же характере архитектуры. Увеличение этажности вызвано необходимостью усилить архитектурное звучание этих сооружений, замыкающих перспективу канала со стороны города. 

Группа шлюзов № 5, 6, 7, 8 и 9 расположена среди холмов в Туидутовсксй балке. Естественные условия дали возможность гидротехникам создать здесь цепь искусственных озер, с расположением шлюзов на дамбах, отделяющих одно водохранилище от другого. Система водохранилищ, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, превращает Тундутовскую балку в живописную террасу водных зеркал, обрамленных холмистыми берегами и строгими линиями земляных плотин. 

Насосная станция. Фрагмент фасада

Не нарушая архитектурного единства фасадов зданий каждого шлюза, авторы применили здесь различные типовые архитектурные детали карнизов, балконов, эркеров, оконных и дверных проемов и т. п. Например, здания управления нижней головы шлюза № 5, являющегося входным в Тундутовскую балку, решены в виде двухэтажных монументальных объемов с лестницами, асимметрично расположенными по отношению к оси здания. Прием решения лестниц отличает шлюз № 5 от других расположенных в этой же группе. Главные фасады зданий управления нижней головы шлюза № 7 решены с применением двухколонных портиков дорического ордера, фасады же, обращенные к камере, имеют эркеры и арочные проемы. На главных фасадах зданий управления нижней головы шлюза № 8 на гранитных постаментах устанавливаются большие по размеру бронзовые эмблемы в честь победы советского народа в Царицынско-Сталинградских битвах 1918 и 1942–1943 гг.

Шлюз № 9, замыкающий каскад искусственных озер, является водораздельным. Архитектура его более богата деталями. Фасады зданий нижней головы, обращенные к камере шлюза, решены очень пластично с применением трехчетвертных колонн.

Здания управления верхней головы шлюза, решенные в тех же простых лаконичных архитектурных формах, завершены восьмиколонными ротондами, увенчанными бронзовыми эмблемами. Такая композиция призвана архитектурно фиксировать водораздел и начало большого водохранилища протяженностью 28 километров

Общую живописную картину лестницы шлюзов дополняют эксплуатационные поселки, расположенные а виде оазисов по берегам водных зеркал.

Шлюзы Донского склона в отличие от предыдущих расположены на больших расстояниях друг от друга, и почти все имеют в своем составе здания насосных станций. Сооружения шлюза № 10 расположены в центре двух больших водных зеркал с разницей уровней в 10 метров. 

Насосная станция. Фасад

У подхода к верхней голове этого шлюза устанавливается гранитный обелиск в память советских воинов — героев, погибших в боях с фашистскими полчищами. Здание насосной станции, расположенное на земляной дамбе в створе с сооружениями верхней головы шлюза, решается в монументальных формах. Крупные по масштабу архитектурные детали, рельефный руст цоколя, большие проемы дают возможность хорошо воспринимать архитектуру станции с далеких точек Варваровского и Береславского водохранилищ.

Общую архитектурную композицию, создаваемую на границе водных зеркал Варваровского и Береславского водохранилищ, дополняет эксплуатационный поселок, строящийся у плотин на живописном берегу. Площадь поселка, застраиваемая общественными зданиями, ориентирована на пассажирскую пристань.

Архитектура шлюза № 12, находящегося у начала Карповского водохранилища, решена по типу водораздельного шлюза № 9. Повышенное требование к архитектурному решению нижней головы этого шлюза вызвано желанием архитектурно закрепить окончание трассы канала и начало большого водохранилища.

В комплексе сооружений следующего шлюза — № 13 — размещается здание насосной станции, подающей воду из Дона в канал. У подхода к этому шлюзу, на берегу Карповского водохранилища, живописно расположен эксплуатационный поселок с судоремонтными мастерскими и причалами. Общая композиция сооружений шлюза заканчивается зеленой аллеей, идущей по дамбам канала.

В годы Великой Отечественной войны на месте, где сейчас расположен шлюз № 13, было завершено окружение гитлерозских полчищ; отсюда Советская Армия двинулась на Берлин. Архитектура шлюза решается как триумфальный памятник победы Советской Армии и советского народа. 

Шлюз № 8. Фасад со стороны нижнего бьефа

Монументальные, стройные маяки, расположенные на оголовках дамб, завершаются красивыми ротондами. Маяки фиксируют вход в канал со стороны Дона и Цимлянского водохранилища.

Величественный комплекс канала состоит в основном из однотипных по своим объемам сооружений — монументальных входных арок и зданий управления шлюзами. Это дает возможность широко применять в строительстве типовые конструкции, архитектурные детали, скульптурные украшения и т. п., что удешевляет и ускоряет строительство.

Вместе с тем каждое сооружение канала имеет свой индивидуальный архитектурный облик и является неотъемлемым элементом многообразного по архитектурным формам, но единого по своему идейно-художественному содержанию грандиозного комплекса.

Архитектурный ансамбль Волго-Донского канала — один из величественнейших памятников героического созидательного труда советских людей — является выдающимся произведением советской архитектуры сталинской эпохи.

На обложке: Шлюз №1. Входная арка со стороны Волги

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: