Архитектура + дети

Детские рисунки — это самое искреннее, самое истинное отражение жизни общества, его радостен, его боли. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Глазами ребенка смотрит истина или руками ребенка рисует истина». «Я вижу мир» — так называлась Московская городская выставка детского рисунка, где были представлены работы как художественных, так и архитектурных студий города.

Дети из изостудий, следуя традиции «правдивого отражения действительности», можно сказать «детского соцреализма», которого требуют от них педагоги-художники, старательно изображают то, что они видят. Они рисуют свои реальные дома и в дождь, и в снег, и в праздник. Но, если убрать антураж, останутся все те же унылые дома-коробки, ставший привычным наш городской пейзаж. 

Работы детей архитектурных студий носят осмысленно-созидательный характер в отличие от созерцательно-изобразительного характера работ детей изостудий. Ребенка-архитектора больше волнует сам объект, чем его окружение, он намеренно не хочет пассивно изображать то, что видит сейчас, хотя бы и с солнцем или дождем.

Педагог детской архитектурной студии — персонаж, неизвестный до некоторого времени в педагогической практике, — одно из порождений архитектурного нонконформизма. Не удовлетворенные состоянием архитектурного дела архитекторы-практики одним из своих альтернативных путей избрали педагогику, они отдают свой талант, творческую энергию будущему поколению с ностальгической уверенностью в правильности пути осуществления своих надежд, несбыточных сегодня.

Детские рисунки подкупают своим очарованием, непосредственностью, спонтанностью, проявлениями «гениальности», генетически заложенной в детях. Недаром некоторые проектные организации обращаются в студии с просьбой предоставить им детские работы для подпитки собственных истощенных идей. 

Ну, а если дать детям возможность самим почувствовать полезность своей работы, придать ей практический смысл? Эта мысль не нова, есть примеры и в отечественной практике, и за рубежом, когда на откуп детям отдаются под роспись подпорные стенки, стены зданий. Правда, некоторые считают, что достаточно дать детям в руки краски и кисти, и все получится само. Конечно, только опытный педагог сможет скоординировать творчество многих детей, направить его в нужное русло для получения необходимого эффекта от работы.

С другой стороны, взрослые архитекторы, проектирующие для детей, не могут поставить себя на их место, и в результате получаются детские объекты, вроде проекта московского Диснейленда, предложенного архитекторами Института генплана. Недавняя передача по телевидению, посвященная этому проекту, показала, насколько образны, легки, неожиданны и просто веселы были работы. спонтанно выполненные детьми студии «СТАРТ» тут же, в телестудии, но сравнению с тяжеловесными идеями создания эдакой мини-ВДНХ, предлагаемой взрослыми архитекторами; фантазия не идет дальше надоевших роботов н летающих тарелок. Наверное, авторам «Города чудес» надо было бы тоже подпитаться идеями у детей, а может быть и взять их в соавторы. 

В студии уже был опыт подобного рода. Постоянно к новогодним праздникам фойе Центрального Дома архитекторов оформляется по эскизам детей: то была сооружена красная конструктивная елка с подвешенными серебряными геометрическими фигурами, то экологическая елка из равновесных висящих конструкций с игрушками, выполненными детьми, то были сделаны огромные звери из гофрокартона на врезках.

Все эти высказанные соображения и породили идею создания совместной детской студии-ателье Л + С, где детское творчество соединилось бы с профессиональным мастерством архитекторов-педагогов и архитекторов-практиков, где детские объекты могли бы выполняться взрослыми архитекторами с использованием детских эскизов. Ребенок в данном случае выступает не только как ученик, но и соавтор.

Фото-альбом: Дети

Обложка статьи: Рисунок с подписью; "Я очень люблю лошадей и хочу жить в таком доме" — Ханова Маша 7л.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: