«Хорошо там, где ты делаешь хорошо»

По словам Валерии Лаптевой, основательницы архитектурной мастерской AML во Владивостоке, ее команда создает красивые и простые архитектурные проекты, в основе которых лежит принцип разума: целесообразность и экономичность.

Я принадлежу к владивостокской творческой династии, мой дед был театральным художником, отец — практикующий архитектор с собственной мастерской, мама — доцент кафедры дизайна местного вуза. В очевидном окружении мое творческое становление проходило в семейном бизнесе. После нескольких лет практики меня пригласили служить директором в крупный проектный институт, оставшийся в наследие с советских времен и входящий в состав современного холдинга. За два года административно-проектной работы была пройдена «школа капитанов», все эти скучные и беспокойные для творческой фиалки моменты — бюджет, мастер-план, развитие, менеджмент, дивиденды собственнику… Было сложно, но в голове раз и навсегда что-то поправилось, и я теперь отчетливо представляю, что «гогены гогенами» (их уже из головы не вынешь), а мусорное ведро нужно выносить каждый день. Архитектура и строительство тоже обязаны приносить доход, а не просто удовольствие от процесса.

Архитектура — это, прежде всего, создание среды и объема под конкретные цели. Нужно привлечь посетителей в кафе — вот вам необычно, но функционально и «на впечатление». Нужно построить дачу на удаленном приморском побережье — делаем скромно из легкоперевозимых материалов и с хорошими пропорциями простого объема. В идеале подглядеть архитектурные и технологические приемы у ближайших соседей: японцев, корейцев, чей опыт строительства на Дальнем Востоке формировался в течение долгого времени. Красиво — это когда к месту!

Проект 36А (архитектурная мастерская, дизайн-бюро + жилой дом), реализация, Россия, Владивосток, 2012– 2013

Решение создать собственную мастерскую было мною подробно обдумано. Фактически пришлось уйти с хорошо оплачиваемой и понятной работы и создавать все с нуля. В альянсе с моим другом-дизайнером мы построили наш офис. Вернее, он собирался построить себе дом, а я, под впечатлением от книги «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, говорю: «Смотри, что умные люди пишут, давай мы тебе и дом, и офис сразу построим! Частный дом денег не принесет, а если с офисом, то деньги работать будут…». В общем, дом случился, а с момента приобретения земли под стройку до торжественного вноса стульев в мастерскую прошел год. Из моего дома на стены нашей мастерской переехали этюды деда.

До нынешнего состава мастерской  в 6 человек мы шли четыре года. Каждый — это отдельная интересная личность и моя большая любовь. Нас объединяет не только профессия, но и родство душ, единая философия. В проектировании мы практикуем командный подход и внимание к деталям.

А что касается современной архитектуры нашего города, в своей массе, как, собственно, и во многих регионах России, во Владивостоке в начале 2000-х появилось много ресурсов и денег — хотелось всего и сразу. Зеленого стекла, синего, разноцветных панелей под мрамор, золотых переплетов у окон и керамического гранита различных цветов. Остается только задаваться вопросом: «Как мы до такого докатились?». Ведь был советский постмодернизм, а потом неожиданно возникло цыганское барокко. Вероятно, на вкусах дальневосточного заказчика отразилась территориальная близость к Китаю и промышленные товары из «Поднебесной». Зачастую архитектор идет на поводу у заказчика или сам не дорос до большего. Комбинация яркости и блеска, зеленые стекла, золотые колонны — здания 1990-х и начала 2000-х, как памятники «новому русскому периоду», блестят на улицах Владивостока.

3-этажный жилой дом («Кубик»), реализация, Россия, Владивосток, 2014–2015

Ближе всего нашей мастерской японская эстетика, именно ее основы мы пытаемся культивировать и нести в мир. В частности понятие «Сибуй» — это красота простоты и естественности. Не красота вообще, а красота, присущая назначению данного предмета, материалу, из которого он сделан. Мы же стремимся приблизить наших клиентов к естественному восприятию прекрасного, именно поэтому отдаем предпочтение использованию натуральных материалов, которые способны жить и стареть красиво.

Я вижу, как подход к проектированию и архитектуре становится другим. Например, сейчас к нам за проектами все чаще обращаются мои ровесники — и это многое меняет. Они намного легче относятся к переменам и не боятся идти на эксперименты. Когда к тебе приходит человек в возрасте 50+, ты понимаешь, что придется мириться или бороться с его устоявшимися стереотипами. Это ни хорошо, ни плохо, но не отменяет всей сложности работы со сложившимся восприятием.

Во Владивостоке один архитектурный институт. Если взять мой выпуск 2001 года, то станет ясно, что архитектурой занимается 3-5 человек. Остальные нашли себя в сфере частных интерьеров или торговле мебелью. Рабочим проектированием занимаются архитекторы постарше, которые учились до «перестройки», а специалисты самого продуктивного в профессиональном плане возраста практически отсутствуют в сфере архитектурного проектирования. Но поколение молодых архитекторов до 30 достаточно активно нарабатывает опыт в профессии. Современный информационный мир позволяет отслеживать тенденции строительства и архитектуры в Интернете и всегда быть в тренде, просто нужно этому посвящать время и прилагать усилия. Надеюсь, что у этого поколения хватит амбиций и знаний, чтобы сформировать свою школу. Мое восприятие Архитектурной школы Дальнего Востока связано не с учебным заведением, а с направлением в архитектуре, которое может у нас возникнуть. Мне кажется, что архитектура максимально связана с местом своего географического положения. Она применима к конкретным местам, природа которых ее обуславливает.

12-этажный жилой дом, реализация, Россия, Уссурийск, 2014–2015

Если ты что-то из себя представляешь в плане таланта и трудолюбия, то тебя обязательно заметят и оценят. В этом смысле здесь легче, чем в столице. Ведь когда человек решается переехать в Москву, он обязан брать во внимание уровень существующей конкуренции, везения. По сравнению с тем, что было 20 лет назад, во Владивостоке появилось гораздо больше возможностей для архитектора. Поэтому уехать или остаться, изменить мир или оставить все как есть — личный выбор каждого. Я стараюсь придерживаться философии: хорошо там, где ты делаешь хорошо.

Важно выстраивать с клиентами-заказчиками дружественные, творческие отношения, обязательно вести диалог. Мы не стремимся реализовывать собственные амбиции за счет другого лица, мы стараемся учитывать все бизнес-запросы и финансовые условия. На мой взгляд, только при взаимообогащении клиент — архитектор, на стыке творчества и бизнеса рождаются самые интересные проекты. На самом деле, очень важно найти «своего» клиента, это половина успеха проекта. В частности, как и для клиента — найти «своего архитектора», «своего» дизайнера. Нужно четко осознавать, что сотрудничать придется в течение минимум полутора — двух лет.

Когда появилась идея создать свое бюро, я больше всего мечтала о том, что сама смогу «выбирать клиента». Дело не в превосходстве одних над другими, а в осознанности выбора. Ведь это прекрасно, когда к тебе обращаются люди, знающие, что за продукт ты производишь и почему им нужен именно он. И я готова отдать за это все — силы, эмоции, настроение. 

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: