Концертный зал «Зарядье»

    • Место
      Россия, Москва, ул. Варварка, вл.6
    • Заказчик
      АО «Мосинжпроект»
    • Начало проектирования
      2015
    • Окончание строительства
      2018
    • Архитекторы
      Сергей Кузнецов, Владимир Плоткин, Сергей Гусарев, Андрей Травкин, Александр Пономарёв, Денис Чернов, Юрий Фадеев, Екатерина Шорникова, Алексей Кузнецов, Максим Малеин, Сергей Алексанин, Анастасия Гаврюшина, Диана Галлямова, Клео Каролина Диас Москера, Сергей Дудукин, Роман Князев, Елена Кошвель, Юлия Литвиненко, Дмитрий Масаков, Евгения Михайлова, Александра Орехова, Алексей Раменский, Екатерина Солонкина, Дарья Кириллова, Роман Шумаев, Мария Фунтикова, Надежда Чехун, Полина Нзарова
    • Инженеры
      Сергей Щербина, Андрей Квык, Виталий Корнеев, Елена Карасёва, Виктор Андреев, Игорь Барабаш, Павел Балашов, Татьяна Говорова, Маргарита Дачкина, Геннадий Виноградов, Павел Колосов, Галина Кочанова, Наталья Черепухина, Яна Анюшина, Максим Гладких, Елена Глупова, Максим Дубинчук, Дмитрий Зотов, Татьяна Ивашнева, Александра Киселёва, Екатерина Куликова, Евгений Матвиенко, Анастасия Микутис, Светлана Милешина, Александр Никитин, Мария Новичкова, Александр Полубояринов, Жанна Пузырёва, Елена Рыбнова, Ирина Самсонова, Илья Тарасов, Руслан Тумасян, Юрий Умнов, Марина Цыганкова, Константин Шишкин

Зарядье – место, где встречаются история, природа, технологии, современность и искусство. Сейчас Зарядье это не место торговых лавок или гостиниц, а живописный парк для отдыха тела и души. Это пространство создавалось трудом десятков международных архитекторов и оно того стоило, ведь сейчас мы можем не только наблюдать, но почувствовать и услышать прекрасное. Зарядье – это величественный парк вблизи Московского Кремля, на плане которого расположено множество объектов, об одном из которых вы сможете прочитать в статье ниже. 

Концертный зал «Зарядье» был спроектирован как часть городского ландшафтного парка «Зарядье», который занимает территорию одноимённого исторического района Москвы. Этот участок в непосредственной близости от Московского Кремля выходит на набережную Москвы-реки и ограничен Китайгородским проездом и улицей Варваркой. Здание концертного зала примыкает к парку с востока и интерпретирует по-своему его общую концепцию, согласно которой все парковые объекты в основном скрыты в структуре искусственного ландшафта и открываются наружу одним фасадом. Принадлежащая комплексу парка стеклянная пространственная конструкция накрывает микроклиматическую зону с большим амфитеатром на кровле концертного зала, одновременно формируя зону входа, акцентированную разветвлённой опорой и приглашающей площадью. Восточный фасад позволяет заглянуть вглубь фойе, подчёркивая «встроенный» характер здания. Южный фасад оборудован светодиодным экраном: зрители могут смотреть транслируемые на нём из концертного зала мероприятия, сидя в открытом малом амфитеатре.

«Задачей было разработать открывающиеся элементы вариабельной треугольной формы и разместить их на кровле со сложной, неправильной геометрией. Для этого было разработано уникальное специальное решение на базе системы AWS 57 RO». Олег Рогов, руководитель конструкторского бюро Schüco Россия.

Фото-альбом: Чертежи Зарядье


Фойе обнимает большой зал с восточной и северной сторон. Оно организовано частично вдоль восточного остеклённого фасада, развиваясь как сложный пространственный маршрут с многосветными пространствами, длинными рампами и видовыми площадками в сторону набережной и парка. Северная часть фойе является основным местом встреч и информационной зоной. Здесь находится главный вход в здание, центральный вход в большой зал и две симметрично расположенные лестницы, ведущие на уровень балкона, а также спуск в подземный уровень гардероба. Помещения администрации на третьем этаже частично ориентированы в фойе и освещаются в дневное время естественным светом. Кафе и бары являются частью общей рекреации и распределены по зданию для лучшего обслуживания отдельных частей зрительской зоны.


«Для ускорения и облегчения рабочего процесса активно использовались самые современные программные средства автоматизации, алгоритмизации и оптимизации, отвечающие задаче максимального ускорения расчётного и производственного этапов и имеющие высокую точность при расчёте деталей сложной и изогнутой формы, плагины для параметрического моделирования, встроенные графические алгоритмы и скрипты автоматизации инженерного процесса, позволяющие выполнить дополнительную проверку параметров перед раскроем на станках с ЧПУ. Данные действия были призваны автоматизировать однотипные операции при проектировании, а также быстро вносить изменения в конструкцию, что было важно, учитывая размеры и масштаб изделий. В процессе производства работ были приняты интересные решения по усилению графичности и чёткости подсветки линий ограждения балкона, погонаж которого составляет 165 метров, где были применены специальные линзы рассеивания. Немаловажным оказалась и разработка специальной системы подвеса потолочных ламелей, общей длинной более 4 000 погонных метров, при которой детали были смонтированы с учётом возможности изменения места подвеса, но без потери геометрии». Анастасия Каменская, генеральный директор компании «Арткор».

Фото-альбом: Планы этажей


Главный зрительный зал на 1 600 мест — это пространство с естественной акустикой, разработанное для разных форматов музыкальных представлений и имеющий схему «зала-арены». Зрительская зона включает партер, амфитеатр, бельэтаж и один уровень балкона. Акустические требования определили геометрию зала и выбор материалов. Стены покрыты акустическими панелями из красного дерева, а белые ленты балконов имеют микрорельеф для улучшения акустики. Основная функциональная особенность зала — трансформируемый комплекс зрительных мест и сцены. Оркестровая яма и сектор мест за сценой могут быть автоматически скрыты, а главный амфитеатр может принять геометрию зала с плоским полом. Различные комбинации могут устанавливаться в соответствии с конкретным типом представления. Ещё одной важной деталью является орган, размещённый в южной части зала. Малый зал на 400 зрителей может использоваться и для репетиций, и для камерных концертов. Это помещение с узким балконом, опоясывающим зал, и индивидуально разработанными акустическими панелями контрастирует с плавными формами главного зала, обладая собственным геометрически ясным и экспрессивным обликом.

Фото-альбом: Концертный зал


Проект награжден Премией Архсовета Москвы, газеты «Музыкальное обозрение», получил Диплом РААСН, специальный приз MIPIM Awards, главный приз Международной музыкальной Премии BraVo, звание «Площадка года» от Ежегодной музыкальной премии «Все цвета джаза», вошёл в шорт-лист WAF 2019, стал «Проектом года» по мнению Мосинжпроект и победителем в MUF 2020 в номинации «Сфера развлечений и досуга». Также попал в книгу рекордов России, на страницы журнала TIME и мирового архитектурного издания Archdaily.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: