В мае 2018 года Государственная Третьяковская галерея представит ретроспективную выставку Вадима Космачёва (р. 1938) — скульптора, графика и живописца, представителя российской художественной школы, последователя идей русского авангарда. Сегодня его творчество в равной степени принадлежит культуре трех стран — России, а также Германии и Австрии, куда он переехал в 1979 году. За годы деятельности художник создал более 40 масштабных скульптур для общественных пространств России, Германии, Австрии и США. Международный проект мастера, работающего вне границ государств, наглядно покажет единство художественного пространства, продолжит традицию культурного сотрудничества Австрии и России.
Вадим Космачёв. Дыхание скульптуры
- Текст:11 мая 2018
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Выставка будет состоять из двух частей: ретроспективной и перспективной, раскрывающей новые возможности развития скульптуры в современном мире. В экспозицию войдут объекты из фарфора, рельефы из металла на дереве — вантагрегаты, живопись, графика, интерьерные скульптуры, скульптуры-прототипы для общественных пространств, модели скульптур. Также зритель впервые увидит оригинальные макеты, предоставленные художником материалы из фото и видеоархивов, фильм австрийского фотографа Андреаса Вальдшютца.
«Творчество Вадима Космачёва — это открытие в истории российской и современной мировой скульптуры. Его работы еще в советское время были альтернативой традиционным монументам, связанным с идеологией. Современное же творчество междисциплинарно и сочетает в себе разные практики – индустриальную эстетику XX века и биоинженерию, которая стимулирует идеи техноорганики в скульптуре дышащих форм», — отметил Кирилл Светляков, куратор выставки, старший научный сотрудник Третьяковской галереи.
Выставка «Вадим Космачёв. Дыхание скульптуры» — первый масштабный показ произведений художника в России. «Ретроспективную выставку в Третьяковской галерее я воспринимаю как символ возвращения моего имени в пространство русской культуры, которая для меня ассоциируется, прежде всего, с мастерами русского авангарда и с их жаждой открытий, которые будут востребованы и в полной мере приняты в современной России», – отмечает Вадим Космачёв.
Вадим Космачёв окончил Московскую среднюю художественную школу, где познакомился с Львом Нусбергом, Александром Неждановым, Эдуардом Зелениным и другими впоследствии ведущими представителями московского андеграунда. Уже тогда он имел возможность посещать запасник Третьяковской галереи и видеть произведения русского авангарда. Во время учебы в МХПУ им. С.Г. Строганова скульптор перенимал опыт у учеников таких выдающихся авангардистов как Александр Родченко, Александр Веснин, Владимир Татлин, Иван Мельников и Эль Лисицкий, что в дальнейшем во многом определило его художественную позицию.
Творческий путь Вадима Космачёва — это движение от жестких форм индустриального модернизма к пониманию скульптуры как «живой» органической формы, способной меняться в зависимости от множества факторов: смены климата, источника энергии, зрительских реакций. Так, например, возникла идея создания «дышащих» форм и «солярных скульптур».
На рубеже 1960–1970-х годов художник стал одним из главных проводников модернизма в советской монументальной пластике. Формируя идею органической формы и свой индивидуальный стиль в керамике, Вадим Космачёв оказал значительное влияние на развитие этого жанра в СССР. Работая с прогрессивными советскими архитекторами-модернистами, мастер стремился преодолеть статичность скульптуры — в 1970-е годы им был создан ряд беспрецедентных по свободе пластических и пространственных решений проектов. Самым масштабным из них стала сохранившаяся до сегодняшних дней двадцатиметровая «Конструкта» (1975) – абстрактная композиция перед комплексом зданий Государственной библиотеки Туркменистана в Ашхабаде. Фундаментальный опыт российской скульптурной школы и независимый от конъюнктуры язык творчества позволили Вадиму Космачёву быстро войти в художественную жизнь Европы и почти сразу выиграть ряд конкурсов на создание скульптурных композиций для открытых городских пространств и интерьеров в Кёльне, Майнце, Мюнстере. Для того времени это был беспрецедентный опыт работы российского скульптора в Европе. Уже много лет художник работает над созданием скульптур для общественных пространств, сконцентрировав свое внимание на взаимовлиянии искусства и науки, биомеханики и новых технологий в применении к художественным формам.
Ретроспективный раздел выставки познакомит с творчеством мастера с начала 1970-х до 2000-х годов: работами, созданными для архитектурных комплексов советского модернизма и городских пространств Центральной Европы, оригиналами инновационных для своего времени крупномасштабных «мобилей» из стройфарфора и металла. Двадцатиметровая скульптура «Конструкта» (1975) будет представлена моделями, документальным фильмом Доктора Марте, архивными материалами, которые будут экспонироваться для широкой публики впервые. Трансформированные в объекты искусства штемпели, справки, визы, определившие судьбу семьи художника, покажет серия «Выездные документы» (1978). В экспозицию войдет созданный в то же время гобелен жены Вадима Космачёва – художницы Елены Коневой.
В перспективной части будут представлены техноорганические произведения, сочетающие в себе новейшие достижения науки и техники с природным фактором («Сердце Города», «Четыре цилиндра», «Дышащие формы», «Квадрат движения»). Эти «живые» объекты, использующие разные виды энергий природы, отражающие пространство и способные менять свои формы и цвет, становятся ключевым элементом современных городов. В экспозицию также войдут проектная живопись и графика Вадима Космачёва, которые раскроют тему взаимодействия объекта искусства с природными стихиями.
«Настало время представить во всей полноте произведения современного русского скульптора Вадима Космачёва. Эта выставка — смелый и значительный шаг, знаменующий новое раскрытие творчества художника, которое находит международное признание» – отмечает Петр Нёвер, куратор выставки, директор MAK Vienna / Los Angeles с 1986 по 2011 год.
Произведения Вадима Космачёва открывают перспективный взгляд на роль скульптуры в архитектурном пространстве XXI века.
В подготовке выставки приняли участие Мария Виич-Космачёвa и Стюарт Виич, основатели архитектурного бюро Veech X Veech, Австрия. К открытию проекта ведущим специализированным архитектурным издательством TATLIN издан каталог.
В рамках выставки также пройдет симпозиум, организованный австрийским куратором и историком искусства Георгом Шольхаммером.
Со всеми работами можно ознакомиться на официальном сайте www.kosmatschof.com.
Выставка открыта с 17 мая по 19 августа 2018 года. Новая Третьяковка, залы 80–82.
Состав выставки: более 60 произведений: скульптура, живопись, графика, фарфор.
Кураторы: Кирилл Светляков, Анна Маполис / Москва, Петер Нёвер / Вена, Кирилл Светляков, Нина Дивова.
Экспозиция: Архитектура выставки Veech X Veech / Вена.
Научная программа: Георг Шольхаммер / Вена.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: