Salone del Mobile. Milano 2024

Salone del Mobile. Milano — это ежегодная мебельная выставка в пригороде Милана, которая формирует тенденции дизайна интерьера и притягивает мастеров этого ремесла со всего мира. Основатель «Точки дизайна» Степан Бугаев побывал на ней и рассказал о сильных и слабых проектах, о том, как меняется стиль современного интерьера и как начинающему дизайнеру развивать насмотренность.

— Расскажите о ваших впечатлениях после посещения Salone del Mobile. Milano 2024.

ISALONI — это праздник для профильной аудитории. От нее всегда остаются яркие и глубокие впечатления, несмотря на несовершенства организации. Говорят, в этом году организаторы распределили тематические группы стендов с помощью нейросети: проанализировали прошлые перемещения посетителей и организовали новую композицию, новые маршруты, которые мне показались нелогичными. Гулять по площадке было неудобно. А многие вещи просто исчезли — например, ранее существовавший павильон для офисной тематики. Но, в целом, выставка произвела на меня хорошее впечатление, как и всегда.

— Как бренды могут повлиять на выставку? Могут ли они инициировать события внутри нее?

Сейчас выставка ISALONI — это не только экспонаты и люди, которые их готовят и выставляют, это и вовлечение городских пространств в повестку. Большие мебельные бренды часто показывают перформансы. К примеру, Dimore studio и Muuto во время Salone del Mobile уже несколько лет  проводят для всех желающих экскурсии в квартиры, где презентуют авторские дизайн-проекты. Отели организуют pop-up проекты, которые реагируют на события в городе и привлекают аудиторию. Мне очень нравится, что большие дома моды тоже не остались в стороне. Например, Dolce&Gabbana сделали замечательную выставку Dolce&Gabbana Casa, где представили две новые коллекции, созданные в сотрудничестве с Luxury Living Group, которые демонстрируют первенство итальянского мастерства и дизайна. Также в Милане до конца июня идет выставка Dal Cuore alle Mani: Dolce&Gabbana в Palazzo Reale, посвященная истории знаменитого Дома и итальянской культуре. Были и параллельные ISALONI интересные проекты, явно интересующие дизайн-сообщества.

Dolce&Gabbana 

— Считаете ли вы, что дизайнеры, которые посещают Salone del Mobile, становятся в профессии на голову выше тех, кто этого не делает?

Насмотренность, о которой так часто вспоминают, когда говорят о профессионализме дизайнеров, — это очень важный скилл специалиста, который помогает приблизиться к идеалу. Чтобы проникнуться идеями, которые вы изучаете, необходимо обращаться к их первоисточнику. Фабрики, которые воплощают те же идеи вне выставки, искажают смысл оригинала на свой вкус. Выставка в Милане делает первоисточник доступным, здесь можно получить знания из первых уст. Поэтому я обязательно подхожу пообщаться к работникам, которые обслуживают стенд. К примеру, в Moooi я разговаривал с Марселем Вандерсом — арт-директором и основателем компании. Удалось пообщаться с владельцами и других мини-фабрик и производств. Я услышал их мнение о том, как трансформируется дизайн, куда он движется. Этот опыт позволяет мне применять идеи и продукты к своим проектам более осмысленно и четко аргументировать свой выбор в разговоре с клиентами. Я всегда могу сказать, что видел предмет вживую, сидел на нем и трогал, и поэтому уверен, что он удобный и качественный.


— Почему, на ваш взгляд, миланская выставка считается «главной» в индустрии? Что в ней есть такого, чего нет, к примеру, на Maison&Objet, на стокгольмской неделе дизайна?

Конъюнктурная выставка Maison&Objet в основном посвящена декору, по сравнению с Salone del Mobile она более детальная и углубленная. Она понравится фанатам ткани, я думаю. На мой же взгляд, парижская выставка значительно уступает миланской в масштабе. Стокгольмская выставка представляет локальных производителей и отражает работу и тенденции скандинавского региона. Посещать ее интересно и полезно, если вы хотите получать разнообразные ощущения, расширять картины миру, менять представления о том, как выглядит дизайн. Но ISALONI – это глобальная выставка, которая охватывает абсолютно все и всех.

— Какие тренды вы можете выделить после посещения миланской выставки?

Добавить цвета

Я давно наблюдал, что у людей усиливается желание жить красивой жизнью. Они не хотят искусственно ограничивать себя монохромными гаммами в интерьере, а стремятся наполнить его праздничной атмосферой. Все основные бренды на Salone del Mobile следуют этому тренду и разбавляют те природные оттенки из основной палитры, которых они придерживались раньше, экспериментируя с более яркими решениями. Я считаю, что яркий оттенок — это высказывание, возглас. Сейчас бренды создают ровные интерьеры с выверенной спокойной палитрой, в которые врывается яркий акцент, — как, например, фиолетовая обивка кресла у Antonio Lupi. Яркие вставки можно увидеть также у Poliform и Minotti.

В этом году я назвал бы трендовыми оттенки зеленого и благородные винные оттенки красного. Для меня это два главных цвета на ISALONI. Конечно, были и другие локальные цвета: фиолетовый, который я уже упоминал, и иногда встречался, хоть и реже, терракотовый. Многие мои коллеги в «Точке дизайна» считают, что терракоты по-прежнему много, но, по-моему, в качестве доминирующего цвета ее использует только Baxter. Мне кажется, что тренд на терракотовый цвет уже проходит. Сейчас его заменяет винный — не совсем марсала, скорее оттенок, близкий  красному мрамору, очень любимому итальянцами.

Сложные формы

Еще один локальный кухонный тренд, который я позаимствовал у Варвары Чесноковой, — это круглые элементы мебели. Я думаю, что в подавляющем большинстве современной продукции мы не найдем больше холодного, рассудительного, четкого минимализма, в котором все нормировано, ортогонально, заостренно. Теперь поклонники минимализма предпочитают спокойную гамму и выверенное сочетание цвета с формой, не обязательно прямоугольной и «правильной». Большинство кухонных производителей делают приставной столик круглым, при этом он довольно естественно «накладывается» на конструкцию как аппликация. Такой тренд я заметил и в диванах. Мы сейчас не найдем ни одного прямоугольного дивана: все они закругленные, трапециевидные, сложно-трапециевидные, многоугольные, с ломаными линиями, но все закругленные. У Minotti я обратил внимание на то, что круглые пуфы также «врезаются» в диван, создавая с ним единую композицию. По-моему, это выглядит просто потрясающе.

Ton

Уникальность и артистичность

Продолжая говорить о важном тренде — желании жить ярко и любоваться природными объектами, — отмечу два направления в дизайне. В первом направлении дизайнеры пытаются взглянуть на предмет как на арт-объект. Каждый бренд стремится создать продукт в коллаборации либо с великим дизайнером, либо с великим художником. Растут требования к облику вещей, постоянно находящихся в поле зрения, — например, к придиванной тумбе или письменному столу. Значимый тренд в дизайне — использование уникальных вещей, природных или коллекционных редкостей, в противоположность массовым и однотипным изделиям. Следуя второму направлению, дизайнеры придают «одушевленности» некоторым предметам. Например, кресла напоминают домашних животных, пуфы будто вот-вот оживут. У вас будто возникает друг среди вещей в интерьере. Это немного детскость. Я вижу тенденцию к геймификации и придания вещам статуса членов семьи, домашних животных.

Сложные и роскошные отделки

Отмечу локальный тренд — гальванические кухонные фасады. Кухня как часть жилого пространства больше не кажется современной. Почти все кухонные бренды решают эту проблему с помощью реечных фасадов, либо оставляя их полностью прозрачными, с просветами между рейками или сплошным стеклом за ними, либо фрезеруя под рейку. Внутренняя отделка кухонь усложняется: например, производители фурнитуры Blum совершенствуют свой стиль, создавая очень необычные полки, еще более качественные и изящные, чем в их раннем репертуаре.

Выразительная сантехника

Особняком стоят сантехнические изделия и смесители. Практически все производители сантехники заигрывают с цветной керамикой. Даже такие, казалось бы, консервативные бренды, как Laufen, теперь выбирают цвета, напоминающие решения Flamenio, Cielo и Artceram. У них очень широкая палитра из более чем сорока цветов, по моим подсчетам.

Многие бренды делают виртуозные смесители. Усложнение касается даже ручки смесителя: их выполняют с необычной фрезеровкой, в новых цветах и формах, дополняют мрамором или фарфором. Я открыл для себя три бренда с отличной сантехникой. Первый, Gessi, по-прежнему делает одни из самых красивых смесителей, заигрывая с «haute couture»: формы смесителей отсылают к модным домам. Например, лепестки в рукоятках управления смесителем очень похожи на Van Cleef&Arpels. Также Gessi представил смеситель из бамбука прошлогодней коллекции. В этом году бренд идет дальше, добавляя в коллекцию дверные ручки для полного завершения образа. Вторая находка — Officina Nicolazzi. В свои замечательные смесители в этом году бренд добавили фарфор. Мне очень понравилось. Третий бренд — французский THG, который тоже представил очень красивые смесители. Иногда смесители могут напоминать миниатюру, игрушку ручной работы, украшения.


Gessi

Ренессанс мрамора

Следующий тренд — повальное увлечение ярким мрамором. Мрамор, кристаллическая структура которого определяет его сложный рисунок, сочетаясь в интерьере с тканями и коврами, выражает контраст между рукотворным и природным и разбавляет интерьер. Я встречаю много мрамора у самых дорогих кухонных брендов, — например, у Poliform. Вместе с Патрисией Уркиолой бренд создал потрясающие кофейные столики. Их хочется разглядывать, они неповторимы. Мрамор встречается и в деталях: скошенные углы и ободки на столешницах великолепно отделывают мрамором. Теперь столики — не просто слэбы, а настоящие произведения искусства. Я рад возвращению тренда на мрамор.

— В Милане выставлялось множество продуктов иностранных брендов. Что можно сказать об отечественных продуктах в сравнении с ними?

Итальянских дизайнеров, которые долго и серьезно трудятся в профессии, обладают знаниями, страстью и инвестициями, значительно больше, чем в России. К сожалению, у нас еще не сформировалась нужная атмосфера, нет той заинтересованности и поддержки в области продуктового и интерьерного дизайна. Безусловно, в России есть очень интересные и достойные мастера, но их пока очень мало. Хочется пожелать им удачи. Хочется, чтобы, как в Милане во время недели дизайна, в России из каждого утюга говорили об интерьере.

— Можно ли стать профессионалом в индустрии, не посещая профильные выставки? 

По-моему, игнорирование выставок — это недостаток. Но профессионалом можно быть, и не посещая выставки, можно не ставить на ней акцент, ведь он, в первую очередь, тот, кто делает свою работу отменно. Главное для него — вовлеченность в контекст. Выставка же просто повышает шансы стать настоящим профессионалом.

— Какие стенды / предметы / бренды вам запомнились? Произвели сильное впечатление? 

Профессионалу всегда приятно наблюдать за работой настоящих мастеров, поэтому хочется отметить стенды ежегодных лидеров выставки. Это Edra, Minotti, Poliform. Из неожиданного — мне очень понравился cтенд сантехнического бренда Cielo. Он очень классно сделан — на нем представлены готовые решения для рабочих интерьеров. Другой стенд, который работает с готовыми решениями, — Kartell. Когда-то этот бренд показывал три пластиковых стула, а теперь создает готовые сеты. Мне нравится, что Kartell показывает смелые сочетания цветов, предметов, работает на стыке искусства и дизайна. Прежде стенд Kartell из яркого пластика подавлялся в интерьере, теперь же он стал продуманным, глубоким, с множеством цветовых сочетаний. Сейчас этот композиционный стенд можно фотографировать и копировать.

Фото-альбом: Cassina

В городском пространстве мне понравился яркий магазин Cassina. Это один из самых консервативных брендов. Каждый год я смотрел их шедевры, выпущенные в прошлые годы, которые они аккуратно переиздавали, и не замечал никаких обновлений. Все изменилось после прихода в бренд Патрисии Уркиолы. Сейчас в Cassina вы найдете буйство красок. Бренд поменял свое лицо, свою идентичность и дизайн-код. Все это, бесспорно, заслуга Патрисии. Кстати, Cassina поддерживает тот самый тренд, о котором я говорил ранее, — потребность в яркой, веселой жизни.
— Вы посетили выставку не один, а вместе с командой вашей студии. Скажите, какая основная цель поездки команды?

Верно. Всего нас было одиннадцать человек. Уже более десяти лет наша команда посещает ISALONI. Я знаю, что эта поездка обеспечит сотрудникам качественный профессиональный рост, вдохновит их. Это своего рода премия, поощрение сотрудников. Salone del Mobile меняет представление дизайнеров о профессии и о дизайне. Знаете, есть хороший анекдот: «Предложили мужчине пойти на концерт Баха, а он отказался, потому что ему не понравилось, как сосед его симфонию напел». Размышлять о великом нужно, прикасаясь к великому, а не наблюдая издали через экран телефона или уважаемого глянцевого журнала. Я даю возможность коллегам из студии увидеть источники своего вдохновения вживую.

— Можете ли вы сказать, что проекты становятся «сильнее» после того, как вы и ваша студия посещают миланскую выставку?

Проекты студии становятся креативнее, а выбор и сочетание предметов — адекватнее. Насмотренность формируется, когда специалист постоянно погружен в контекст. Он черпает идеи из всего, что изучил, наблюдая за результатами работы профессионалов, которые оформляют стенды, и применяет этот опыт в своих проектах. Он учится ранжировать фабрики, различать их по уровням качества и перестает обращаться к подделкам. Очень многие дизайнеры применяют реплики не по злонамеренности, а по незнанию. Они выучили три предмета, которые не могут купить, и ищут их аналоги или копии. ISALONI дает возможность оглядеть весь спектр предложения.

— Были в этом году представлены на выставке стенды-мастодонты, бренды, чью продукцию нельзя пропустить?

Безусловно. Уже далеко не первый год есть практика, когда стенды-мастодонты, такие как Poliform, Minotti, Edra, открывают доступ к своим стендам и экспозициям ограниченному кругу лиц, что повышает их престиж. На некоторые все же можно попасть, отстояв гигантскую очередь, например, в субботу. Скапливается огромная очередь даже среди тех, кто зарегистрировался. Вы стоите в огромной очереди в Ватикан, потому что он один. И Poliform один. Здесь такая логика.

— Ваша следующая остановка? Куда планируете поехать, чтобы вдохновиться перед работой над новыми проектами?

Я приехал на выставку из Мюнхена, где начал любоваться красотой европейских городов. Посетив выставку в Милане, я принял приглашение от Interior Market и AM-Group Якова Канджо и посетил вместе с группой дизайнеров несколько фабрик возле Флоренции и Рима, — например, Artceram. Подобные деловые поездки сильно расширяют мой кругозор. Я вижу всю подноготную, все технологические особенности производства изделий, знакомлюсь с собственниками компаний, влюбляюсь в новые бренды, открываю для себя новые знания.


Обложка статьи: люстра Moooi

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: