Программа форума «Культура как предприятие»

23 и 24 октября в Екатеринбурге на площадке БЦ «Президент» (ул. Бориса Ельцина, 1) пройдет международный форум «Культура как предприятие», устраиваемый в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства при поддержке фонда В. Потанина. В нем примут участие экономисты, специалисты по городскому планированию, руководители музеев и центров современного искусства, руководители отделов социальной ответственности крупных компаний; география участия охватывает Ярославль, Уфу, Самару, Казань, Эдинбург, Лодзь, Вену, Лондон и Екатеринбург. В фокусе — создание, финансирование и поддержка культурных проектов, реализуемых в крупных региональных городах: как они выживают, защищают своё право на существование и создают сообщества вокруг себя. 

Работу форума предваряют специальные публичные события в лекционном зале Приборостроительного завода (ул. Горького, 17). 

20 октября (пятница), 19:00  

Специальный проект «Старое и новое: эксперименты», организованный арт-агентством The July 16h и архитектурным бюро SVESMI при поддержке посольства Королевства Нидерландов. Он складывается из 2 частей: 
1. Лекция «Новое-старое-новое» Анастасии Смирновой и Александра Свердлова, архитекторов голландского бюро SVESMI. Лекция посвящена новым моделям коллективного проживания в существующих городских средах. Обращаясь к своей практике, архитекторы расскажут про отели, тайм-шэры, тематические коммуны, — и то, чем экспериментальные формы совместного проживания в существующей застройке полезны городу, жителям и инвесторам.

Анастасия Смирнова и Александр Свердлов

2. Дискуссия с Хольгером де Катом, специалистом по техической реставрации зданий, Александром Свердловым, Виктором Ананьевым (Атомстройкомплекс) и Геннадием Черных (PRINZIP). Они обсудят практические моменты работы с наследием, которые возникают в подобных проектах по всему миру. Модератор — Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства. 

 Вход бесплатный по регистрации:  https://nccaural.timepad.ru/event/ 596249/

22 октября (воскресенье), 19:00  

Энди Прэтт, социолог, профессор культурной экономики Городского университета Лондона, прочитает лекцию на тему «Культурная экономика: прекарное будущее»? Как говорит Энди, «лекция будет посвящена природе и устройству культурной экономики, мыслимой как "экономика культурных проектов" и как "экономическая наука, принимающая во внимание культурные модели", — а также вызовам и решениям, принимаемым в этих сферах. Особое внимание уделим общему тренду, проявляющемуся во множестве стран: нарастающей прекарности креативных профессионалов, все чаще оказывающихся в межпроектном зазоре, питаемых неуверенностью в своем карьерном росте. Я объясню причины, приводящие к такой ситуации на рынке труда, и предложу возможные решения». 

Лекция и обсуждение проходят на английском с синхронным переводом, вход свободный по предварительной регистрации: https://nccaural.timepad.ru/event/594652/ 

Спикеры форума и темы их выступлений 23-24 октября в конгресс-холле БЦ «Президент» (ул. Бориса Ельцина, 1): 

Энди Прэтт (Лондон) — профессор культурной экономики Городского университета Лондона, редкий эксперт, исследовавший «эффект Бильбао» и рекомендовавший не ориентироваться на него. Автор пилотного «культурного аудита» Лондона, первой попытки описать все активы Лондона, от музеев до подпольных звукозаписывающих лейблов, и простроить механизмы поддержки культуры. 23 октября в 15:30 он выступит с докладом, посвященным культурному аудиту Лондона, на секции «Культурный аудит города»

Энди Прэтт

Он считает, что о культурной экономике необходимо говорить, потому что  это «инструмент, позволяющий отказаться от плоских потребительских моделей, с которыми работают специалисты по городскому брендингу. Брендинг навязывает потребительскую логику и рыночные KPI, в отличие от культурного аудита, позволяющего описать материальные и нематериальные активы, образующие сложную, многомерную культурную среду. Наши исследования — первый шаг к описанию и созданию культурной экосистемы, увидев которую, городские стейкхолдеры могут принимать решения совместно с теми, кто образует эту экосистему».

Люси Петрова-Трефферс (Голландия) — экономист, специалист по культурному управлению. Она создала CREARE — школу для экономистов, заинтересованных в экономике культурного сектора.  Один из последних кейсов Люси — оценка экономической и ценностной значимости фестиваля Rotterdam Unlimited, в течение 7 лет собирающего большую публику со всей Голландии. 23 октября в 13:30 она расскажет про кейс на секции «Как глобальные и локальные события влияют на благосостояние города». В ее фокусе — «побочные эффекты» культурных проектов, которые мы привычно оцениваем в логике убытков и доходов. Люси говорит, что «обычно понятие «побочных эффектов» культурной и творческой индустрий связано с появлением экономических выгод, как то: вклад в ВВП, рост продаж и занятости. Тем не менее, недавний анализ побочных эффектов этих индустрий (начиная от театра и заканчивая компьютерными играми) позволяет учитывать их социальный и культурный вклад в качество жизни, интеграцию и сплоченность сообществ. Оценкой и описанием этого вклада и занимается культурная экономика».  

Лукаш Панцевич. Источник: www.urbanurban.ru

Лукаш Панцевич (Польша) — урбанист, архитектор, специалист по планированию, член общества ISOCARP, главный архитектор-планировщик города Лодзь. Область его экспертизы — развитие и рефункционализация индустриальных пространств. На форуме эксперт расскажет про польский опыт редевелопмента индустриальных площадей в центре города. Он особенно отмечает, что «постиндустриальное развитие чаще всего оценивают через призму развития собственности и извлечения прибыли; в то же время, обсуждение постиндустриальных проектов, занимающих промышленные пространства, — стратегически важно. Можно ли расценивать высвобождающиеся площади как новый городской фронтир, осваивать который берутся не только девелоперы, но и граждане? Или — вовсе — говорить об упадке индустрий на самом деле рано?».

Лувр-Ланс. Источник: www.louvrelens.fr

Ксавье Декто (Франция) — искусствовед и музейный хранитель, куратор отдела архитектуры и дизайна Национальных музеев Шотландии, эксдиректор художественного музея «Лувр-Ланс». 24 октября в 12:15 Ксавье расскажет о том, как создать музей и общественный центр в малом городе, сохранив идентичность оригинального бренда. Он отмечает, что «людям нравится думать о том, чтобы сделать что-то новое, но не так уж нравится это новое делать. Это касается не столько музеев, сколько человеческого рода. Более того, наша культура — культура успеха — предписывает тебе повторение удачных решений из раза в раз, блокируя самую возможность экспериментов. Последними мы и занимались в Лувр-Ланс, потому что мы полагались на свою креативность и на свою включенность в экспертную сеть. Без этих двух составляющих сложно создавать новые музейные программы, и об этом — хотелось бы поговорить».

Барбара Холуб (Вена) — художник, архитектор и урбанист, сооснователь бюро transparadiso. Она преподает в Венском университете прикладных искусств, Институте Искусств и Дизайна, а также в Венском технологическом университете; Барбара видит своей целью «возвращение права на решение жителям города» и разрабатывает методологии, лежащие на пересечении современного искусства и архитектурного планирования, которым посвятила книгу Planning Unplanned. 24 октября в 10:00 на секции «Стратегии развития социокультурных проектов в нестоличных городах» она расскажет об опыте работы с неустойчивыми сообществами.

Барбара Холуб

Зарегистрируйтесь и получите проект программы

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: