С 2020 по 2021 год Комбинат музейно-выставочного искусства работал над проектом экспозиционной архитектуры для нового корпуса здания Музея Мирового океана в Калининграде. В результате был создан тщательно проработанный проект, в котором множество разнородных элементов было преобразовано в целостный художественный комплекс. Естественнонаучная и техническая направленности экспозиции способствовали предельной концептуализации образного решения. Подробнее о проекте читайте в нашей статье.
Проект экспозиции «Планета Океан» для Музея Мирового океана
- Текст:Наталья Теряева28 мая 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Довольно редко встречаются публикации, посвященные архитектурным и дизайнерским проектам, не дошедшим до этапа реализации, по крайней мере, если говорить об изданиях и информационных площадках, ориентированных на актуальную событийность в творческой сфере. Однако в серьезных исследованиях на архитектурную тему вполне привычен подробный разбор лучших проектов, созданных на конкурсной основе, и анализируются не только осуществленные или победившие в конкурсе.
С точки зрения логики развития художественного мышления или со стороны формальных художественных и архитектурных достоинств «бумажные» проекты могут быть не менее интересны. При выборе проекта для реализации не всегда учитываются конструктивные или художественные преимущества, иногда решение принимается под влиянием посторонних, в том числе политических, факторов. Поэтому в сфере экспозиционного дизайна случается так, что проект, достойный занять свое место в музейном сообществе, оказывается «на полке». Так произошло с проектом экспозиции «Планета Океан» для нового корпуса здания Музея Мирового океана в Калининграде, созданным компанией КМВИ. Однако комплексность подхода и высокий уровень профессионализма, с которым проект был выполнен, мотивируют нас о нем рассказать.
Жесткая архитектурная структурность художественной концепции обусловлена необходимостью сохранить стилистическое и смысловое единство на девяти уровнях здания, в пространстве общей площадью почти 5 800 кв. м, из которых тематические разделы экспозиции занимают более 4000 кв. м. Базовые звенья концепции — образная интерпретация основных тезисов научной основы, в которых Мировой океан рассматривается как планетарный феномен в различных аспектах. Идея океана-планеты заложена и в самой архитектуре здания, что также обязывало к соответствующим интерьерным решениям. Каркас концепции представлен в виде системы бинарных соответствий: тезис – образ, планета Земля – «Планета Океан», космический корабль – лаборатории тематических блоков, биологическая структура – архитектурная тектоника, биолюминесценция – светодинамические композиции, живая клетка – техническая бионика и т. п.
Здание нового корпуса Музея Мирового океана со схемой колористических решений
Осевой образ — биореактор, символизирующий сам Мировой океан. Связанный с ним обобщающий образ — космический корабль. Вместе они выстраивают смысловую вертикаль экспозиции. Нижние уровни экспозиции представляют непосредственно океан. Для арт-объекта «Биореактор» определено место внутри большого аквариума. Выше идут уровни «лабораторий» корабля — разделы, представляющие изучение океана в разных аспектах. Вертикаль подчеркивает заложенную в концепции иерархию — движение от биосферы к ноосфере, от океана к освоению космоса и технологиям. Верхний экспозиционный уровень, Лаборатория красоты, — мифологизация системы, отсылка к библейскому седьмому дню творения. Все элементы и детали, из которых складывается проект, представляют собой сложный комплекс, в котором нет ни одного случайного элемента. Бионический принцип в трактовке экспозиционной архитектуры, лаконичный шрифт и акцентные цифры в интерьерной графике, технические корабельные элементы — все вместе создает образ музея как научно-исследовательского судна.
Непосредственно в интерьерах концептуальные образы получают интерпретацию, соответствующую тематике раздела. Архитектурная структура «волна» как репрезентация океана, а также отражение волновой природы многих физических явлений и процессов, проходит через все функциональные и экспозиционные разделы, связывая их между собой и одновременно подчеркивая индивидуальный характер каждого. В Лаборатории жизни, где океан рассматривается как источник биологической жизни, волна обретает структуру клеточной мембраны. В Лаборатории технологий она преобразуется в бионическую форму столов разных тематических блоков, связанных между собой напольной графикой. Для Лаборатории воды и воздуха, объединяющей две стихии, темой стал образ паруса, который встречает посетителей на входе в виде архитектурной конструкции. В Лаборатории красоты волнообразные обрамления инсталляций вызывают ассоциации с песчаными дюнами. Вертикально ориентированный зал Большой волны представляет волну в виде комплекса экранных плоскостей различной конфигурации, на которые проецируется соответствующее видео.
Ключевой образ космического корабля наиболее последовательно определил экспозиционную архитектуру Лаборатории технологий, в которой модульная система организации пространства соединяет стилистику минимализма и хай-тека с бионическим принципом формообразования. В других разделах тема поддерживается сквозной линией научных модулей — интерактивных комплексов для подробного изучения основных вопросов науки и технологий. Такие блоки разработаны подробными для каждого уровня и сформированы конструкциями столешниц-консолей со встроенными микроскопами, мультимедийными экранами и иными объектами. Отсылки к космической лаборатории читаются и за пределами экспозиционных помещений, например в купольном пространстве библиотеки, совмещенной с конференц-залом.
На основе музейной концепции разработана структура объектов, в которой каждой теме определено соответствующее экспозиционное решение. Витринные зоны, графика, макеты и мультимедиа представляют собой взаимосвязанные по смыслу и композиции пространственные объекты, преимущественно организованные в соответствии с инсталляционным подходом. Выразительные, информационно насыщенные инсталляции представляют собой акцентные звенья разделов, по сути являясь арт-объектами в составе экспозиции. Среди таких объектов — инсталляция Лаборатории жизни «Исполины океана» со скелетами морских млекопитающих и паспортами китов в витринах, подлинными документами, связанными с китобойным промыслом. Драматургию темы подчеркивает мультимедийное сопровождение и композиция, имитирующая бумажные паспорта, из которых формируется фрагмент оболочки кита, парящей над скелетами.
Инсталляция с «паспортами китов» в Лаборатории жизни
В Лаборатории космоса, Земли и климата спроектировано сразу несколько масштабных инсталляций, раскрывающих содержание раздела в пространственных образах. Солнечная система показана как арт-объект, включающий в себя экран с проецируемым цифровым изображением Солнца и комплекс из стел со встроенными макетами планет. Радиальная напольная графика подчеркивает тему кругового движения. В инсталляции «Двойная планета: Земля-Луна» архитектурное решение подчеркивает взаимосвязь двух небесных тел. Для темы углеводородов в разделе Земли создана оригинальная композиция, отсылающая к нефтяным фонтанам, — в структуры-стелы встроены образцы нефти в цилиндрических сосудах.
Для каждого раздела экспозиции в рамках проекта определен ведущий цвет, который является образной интерпретацией темы зала или лаборатории и определяет общее колористическое решение. Янтарный цвет в Лаборатории Балтийского моря связан с темами янтаря и песчаных пляжей, глубокий синий в Зале аквариумов и Зале большой волны отражает океанскую тематику, зеленый представляет тему биологии в Лаборатории жизни и т. п.
Был также создан фирменный стиль для музея и логотип, содержащий в себе многослойную графическую интерпретацию основных смыслов концепции «Планета Океан». Круг как символ сферы представляет планету, био- и ноосферы. Круг как буква «О» — начало слова «океан». Пересекающая круг пунктирная линия одновременно обозначает ось, ватерлинию судна и букву «О», написанную азбукой Морзе, что также содержит идею разума. Концентрированность знака музея — интеллектуальный почерк Комбината музейно-выставочного искусства наряду с концептуальностью всех архитектурно-художественных составляющих экспозиции.
Логотип и элементы фирменного стиля Музея Мирового океана
Детально разработанный проект Комбината — пример того, как грамотно перевести научную концепцию на экспозиционный язык, вписав все разнородные темы в целостную образную структуру. Отточенные планировочные и графические решения, подробные трехмерные визуализации, паспорта для мультимедиа объектов и подробные описания маршрутов посетителя — все вместе стали результатом трудной и плодотворной командной работы компании.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: