Казанский вокзал в Москве

8 октября 1873 года, ровно 150 лет назад родился один из наиболее выдающихся российских архитекторов — Алексей Щусев. За свою жизнь он создал большое количество разнообразных зданий, как в дореволюционное, так и в советское время. Одним из наиболее известных проектов архитектора, воплощенных в жизнь, является здание Казанского вокзала на Комсомольской площади в Москве. Тогда еще молодой архитектор, прежде занимавшийся возведением храмов, благодаря этому сооружению сделал себе громкое имя и внес большой вклад в формирование облика Москвы. Даже после революции у Щусева оставались творческая свобода и высокий кредит доверия, благодаря чему первоначальный проект реализовали почти без отступлений. О том, как создавались «Ворота в Восток» — в этой статье.

Вокзал, называвшийся до 1912 года Рязанским, был открыт 20 июля 1862 года на Каланчевской (ныне Комсомольской) площади в Москве. Впоследствии она получила народное название «Площадь трех вокзалов», так как на ней также располагаются Ленинградский и Ярославский вокзалы.

Современный вид Комсомольской площади. Москва

Первоначально железная дорога должна была идти в сторону Рязани, первый ее открытый участок проходил до Коломны. Поскольку в прокладывании первых железнодорожных путей вокзала участвовали английские инженеры и проектировщики, путь оказался левосторонним, что стало не повторившимся более в России прецедентом. В 1912 году путь продлили до Казани, в результате чего вокзал получил свое нынешнее название, вместе с этим начиная обретать свой современный вид.

Первоначально здание Рязанского вокзала было выполнено из дерева, но уже через два года после открытия, в 1864 году, его заменили на каменное. Архитектором выступил Матвей Левестам. Одноэтажное здание, размещенное параллельно с путями, украшал аттик с часами и башней над ним.

Почтовая открытка «Казанский вокзал». Москва, начало XX века

Довольно быстро, по мере разрастания железнодорожной сети, вокзал оказался одним из наиболее загруженных в городе. Первоначальное здание было тесным и не самым удобным, из-за чего решили построить новое. Кроме того, в 1902–1904-х годах архитектором Федором Шехтелем уже было перестроено здание находившегося рядом Ярославского вокзала. Его новый облик в неорусском стиле сказался на нарушении цельности внешнего вида ансамбля площади. В похожем стиле задумали возвести и новый вокзал.

Почтовая открытка «Ярославский вокзал». Москва, начало XX века

Заказчиком выступило акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. 30 апреля 1911 года, после принятия акционерами окончательного решения, началась работа над планированием нового здания. Был объявлен конкурс на проект, который отражал бы новую специфику вокзала. Поскольку он связывал европейскую часть России с Азией, его внешний облик должен был быть эклектичным и нести в себе символизм единства противоположностей.

В конкурсе приняли участие художник Евгений Фелейзен; Федор Шехтель, прежде спроектировавший новое здание Ярославского вокзала; и Алексей Щусев, архитектор, успевший зарекомендовать себя в храмовой архитектуре. Самобытные работы Щусева того периода были характерны сосуществованием в них веяний европейского модерна с русским стилем. Художественный язык Федора Шехтеля схож с щусевским, впоследствии их обоих назовут основателями неорусского стиля — более современной романтической интерпретацией русского стиля с влиянием на него модерна и барокко.

Здание Храма Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители в Москве. Алексей Щусев, 1909

По удивительному, но объяснимому стечению обстоятельств, решения в проектах Щусева и Шехтеля оказались очень похожими друг на друга. Тем не менее 29 октября 1911 года именно Алексея Щусева утвердили в качестве главного архитектора нового здания Казанского вокзала. Позднее проект будет дорабатываться, и лишь в ноябре 1913 года начнется строительство. За год до этого был построен временный деревянный вокзал.

Конкурсный проект здания Казанского вокзала Алексея Щусева. 1911

Проект Алексея Щусева задумывался с учетом уже существовавшего на площади архитектурного ансамбля. Выделялось будущее здание за счет усложненных форм, отличающихся по размерам и ритму. Согласно замыслу автора, разные по облику архитектурные элементы должны были создавать ощущение, что они созданы в разные эпохи. Вдохновением при создании башни, доминанты здания, для Щусева стала башня Сююмбике на территории Казанского кремля. Еще одним элементом призванным демонстрировать связь вокзала с Казанской губернией, был шпиль, который венчал Зилант («казанский дракон»).

Зилант на шпиле Казанского вокзала

Помимо внешнего облика с нетипичными сочетаниями стилей, здание должно было впечатлять и изнутри. Объем внутреннего пространства подразумевался более 128 000 м³. Для создания и оформления интерьера, который должен был поражать гостей будущей столицы России, призвали, в числе прочих, Николая Рериха, Евгения Лансере, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского. Эти и другие великие художники впоследствии будут заниматься декоративной отделкой залов и оформлением живописных панно.

Росписи ресторана Казанского вокзала. Евгений Лансере, 1933–1934

На возведение и создание интерьеров, а также для привлечения лучших специалистов, акционерное общество Московско-Казанской железной дороги не пожалело средств. На нужды строительства выделили 7 миллионов рублей (в нынешнем эквиваленте — более 7 миллиардов).

Строительство Казанского вокзала. Вид перронного зала в лесах. Вадим Фалилеев, 1916

Размах будущего грандиозного здания впечатлял, но в то же время сулил долгий и трудный строительный процесс. Ситуацию не облегчил тот факт, что всего через полтора месяца после закладки здания вокзала, 19 июля 1914 года, Россия вступила в Первую мировую войну. Страна оказалась в кризисе, из-за чего дорогостоящее строительство оказалось временно приостановлено. Также были внесены коррективы в план внутреннего оформления вокзала. Из-за последовавшего за войной финансового кризиса Щусев был вынужден лишить вокзал части его роскоши. К примеру, от одной из самых экстравагантных частей будущего вокзала, трехсводчатого остекленного дебаркадера, пришлось отказаться.

Проект дебаркадера Казанского вокзала. Алексей Щусев, 1911

Несмотря на возникшие преграды, возведение вокзала продолжалось, пусть и медленными темпами. В начале 1917 года здание полностью достроили, за исключением шпиля, который должен был венчать центральную башню. Тем не менее история преподнесла очередной неприятный сюрприз всем причастным к строительству. Февральская и Октябрьская революции 1917 года изменили дальнейшую судьбу страны и не могли не сказаться на процессе возведении вокзала. Работы вновь пришлось приостановить. Большевики национализировали все железные дороги страны, что поставило крест на существовании частных акционерных обществ, одним из которых были заказчики Казанского вокзала. Часть команды вышла из проекта, однако сам Щусев принял новый политический курс и остался во главе строительства.

Поскольку вскоре после революций в стране началась Гражданская война, остро встала проблема нехватки средств и строительных материалов. Тем не менее в 1919 году произошло оживление проекта — в здании провели электрическое освещение, после чего в том же году была открыта часть вокзала в упрощенном виде. Только в 1926 году первый этап строительства подошел к концу. Внешний облик Казанского вокзала стал завершенным в том числе благодаря появившемуся на башне шпилю. Внутренняя же часть проекта была готова с оговорками, так как от многих элементов декора пришлось отказаться. Достройка продолжалась вплоть до 1940-х годов.

Здание Казанского вокзала. Москва, 1920-е

Алексей Щусев настаивал на том, что часы на фасаде, украшенные бронзовыми рисунками знаков зодиака, должны быть с боем. Колокол установили еще в 1923 году. Осенью 1941 года, в ходе Великой Отечественной войны, колокол повредило разрывом фугасной бомбы, новый был установлен лишь в 1970-х годах.

Новый сигнальный колокол Казанского вокзала. Москва, 1970-е

В послевоенные годы, уже после смерти Щусева, работа над зданием Казанского вокзала продолжалась с учетом его проектных пожеланий. В 1970-х годах произошла комплексная реконструкция здания, которая позволила расширить пропускную способность вокзала, построить переходы от путей к метро и подземный тоннель, соединявший все три вокзала. Реконструкция была завершена в 1997 году. К тому моменту рядом со зданием вокзала появились новые корпуса, выполненные в архитектурном стиле Алексея Щусева, в том числе по его нереализованным чертежам. Корпуса гармонировали со всем архитектурным ансамблем. Одной из новых построек стала Царская башня, задуманная Щусевым еще в первом проекте.

Здание Царской башни Казанского вокзала в Москве

Сегодня Казанский вокзал является одним из наиболее крупных по пассажиропотоку в стране. Здание современно, в нем комфортно находиться. При этом оно обладает уникальным историческим обликом и культурной ценностью, а также входит в список объектов культурного наследия России федерального значения. Алексею Щусеву и другим архитекторам, инженерам и художникам удалось реализовать столь долгий и затратный проект несмотря на войны и революции, создав один из важных архитектурных символов железнодорожной Москвы.

Обложка статьи: здание Казанского вокзала в Москве

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: