В Институте градостроительства и районной планировки АСиА СССР было проведено изучение практики проектирования и строительства новых жилых массивов в ряде городов нашей страны. Проекты этих жилых районов были составлены разными авторскими группами, чем и объясняется различный подход к постановке и решению основных градостроительных задач.
Из практики проектирования жилых микрорайонов

- Текст:А. Галактионов, А. Кеглер, Н. Трубникова20 марта 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Приведенные в настоящей статье проекты, в основном, отвечают требованиям, предъявляемым к строящимся жилым массивам. Все они организованы по принципу микрорайонов, которые имеют весь комплекс детских учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания и располагаются в пределах территории, ограниченной общегородскими магистралями. Однако отмечая общую прогрессивную направленность в решении застройки микрорайонов, необходимо обратить внимание на то, что многие вопросы еще требуют более детальной разработки. Ниже приводятся материалы анализа проектов планировки и застройки микрорайонов. Мы полагаем, что приведенный анализ поможет выявить имеющиеся в проектах недостатки и отметить положительные решения, что, несомненно, имеет большое значение при работе над проектами застройки новых районов.
В публикуемой ниже таблице приводятся схемы расположения в
городе микрорайонов, рассматриваемых в настоящей статье.
Схемы расположения рассматриваемых микрорайонов
Организация жилой территории
Жилая территория должна быть организована таким образом, чтобы каждый дом или группа домов имели свой озелененный двор, удобный для отдыха населения. Однако на практике устройству таких дворов очень часто не уделяется должного внимания. Имеют место случаи, когда дворы занимаются детскими учреждениями (рис. 17, 18).
Примером четкого функционального зонирования территории могут служить микрорайоны, показанные на рисунках 19 и 20. Здесь участки школ и детских учреждений располагаются на обособленных участках, благодаря чему при каждой группе домов организованы озелененные дворы.
В практике имеется два приема размещения озелененных территорий по отношению к входам в дома.
Первый прием: озелененные дворы располагаются со стороны, противоположной входам в дом (рис. 21). Аналогичное решение намечено в микрорайоне II.
Второй прием: озелененные дворы размещаются со стороны входов в дома (рис. 22, 23).
Как показала практика, более рационален второй прием расположения озелененных дворов. При таком решении места для игр детей младшего возраста размещаются около входов в дома, что значительно удобнее для детей и взрослых, наблюдающих за ними.
Размещение общественных садов и спортивных площадок
Общие сады микрорайона проектируются с целью создания массива зелени, в котором могут быть размещены спортивные площадки и созданы благоприятные условия для отдыха населения. Поэтому особенно важно обеспечить удобное расположение сада по отношению к группам жилых домов. На рисунках 24 и 25 сады микрорайонов размещены несколько обособленно от групп жилых домов, что весьма неудобно для населения.
Следует отметить, что в практике проектирования встречается ряд решений, когда общий сад отделен от жилых домов сплошной полосой детских учреждений (рис. 24 и 26), что безусловно неправильно, так как затрудняет населению доступ к общему саду.
В ряде случаев общие сады непосредственно примыкают к озелененным дворам при группах домов (рис. 26, 27, 28). В микрорайоне VI общий сад решен в виде зеленой полосы, к которой примыкают озелененные дворы. В микрорайоне VII намечено несколько массивов зелени, обслуживающих примыкающие группы домов. В микрорайоне XV сад расположен в центре и к нему примыкают дворы групп жилых домов.
Приведенные примеры подтверждают, что вполне возможно решить задачу непосредственного примыкания озелененных дворов при группах жилых домов к общему саду, что безусловно будет удобно для населения.
Системы проездов в микрорайонах
Анализ практики проектирования и строительства дает основание установить следующие требования к устройству проездов в микрорайонах. Необходимо запретить въезд автомобилей во дворы, предназначенные для отдыха населения и игр детей, а также транзитный проезд автомобилей через территорию микрорайона.
Однако в практике проектирования нередко наблюдаются отступления от этих требований. Так, например, в ряде проектов проезды проходят через озелененные дворы, образуя сложную систему подъездов к домам (рис. 29, 30).
На рисунках 31, 32 и 33 показаны микрорайоны, которые заслуживают особого внимания с точки зрения указанных выше требований.
В микрорайоне VI намечена система тупиковых подъездов к домам, что полностью исключает возможность сквозного проезда через территорию микрорайона и изолирует общий сад от движения автомобилей. В микрорайоне VIII проезды намечены в виде тупиков, обслуживающих группы домов; к входам в дома устраиваются узкие пешеходные дорожки с возможностью проезда по ним автомобилей; для подхода к школам, детским учреждениям и саду создается сеть пешеходных дорожек. В микрорайоне IX проезды также расположены с учетом обеспечения хорошего подъезда к торцам домов.
Приведенные примеры подтверждают, что для создания удобств населению, необходимо обеспечить четкую классификацию проездов внутри микрорайона.
Размещение гаражей
Вопрос размещения гаражей на территории микрорайона является одним из наиболее важных. Гаражи для автомобилей индивидуального пользования должны размещаться на обособленных участках с непосредственным заездом с улиц, изолированно от жилых домов.
Однако этому вопросу не всегда уделяется должное внимание. Нельзя не отметить, что в практике проектирования очень часто вообще не предусматриваются места для гаражей, что неизбежно приводит к неорганизованному их размещению на территории.
Существуют следующие приемы размещения и типы гаражей: небольшие группы гаражей-боксов (10—15 мест) занимают участки внутри дворов (рис. 34): группы гаражей-боксов (50—150 мест) располагаются на обособленных участках (рис. 35, 36); большие группы гаражей-боксов и гаражи манежного типа размещаются на одном участке (рис. 37, 38). Гаражи манежного типа (200—300 мест) располагаются на изолированных участках и предусматриваются для второй очереди строительства (рис. 39).
Изучение практики эксплуатации гаражей-боксов показывает, что размещение их небольшими группами среди дворов весьма нежелательно. Наиболее удобны гаражи манежного типа, но они очень дороги и не могут быть рекомендованы для массового строительства.
Наиболее целесообразно устройство относительно крупных групп гаражей-боксов (на 50—100 автомобилей), размещаемых на обособленных участках с радиусом обслуживания примерно в 300 м.
Размещение магазинов, столовых и учреждений бытового обслуживания
Расчет и размещение магазинов, столовых и учреждений бытового обслуживания должны проводиться дифференцированно (по группам). Учреждения повседневного пользования располагаются с учетом радиуса обслуживания в 300—400 м. а учреждения периодического пользования — 700—1 000 м (рис. 40).
Однако в практике проектирования очень часто эти учреждения размещаются без какой-либо системы. Так. например, в каждом из показанных на рисунках 41 и 42 микрорайонов размещаются от 4 до 10 отдельных зданий. Так как для размещения учреждений повседневного пользования не требуется такого количества зданий, в них запроектированы учреждения районного обслуживания, что весьма нежелательно для населения этого микрорайона.
Необходимо также отметить, что очень часто при размещении магазинов не учитывается необходимость создания изолированного хозяйственного двора, обеспечивания удобного подъезда транспорта и др. На рисунках 43, 44 и 45 приводятся примеры относительно удачного размещения магазинов. Хозяйственные дворы здесь примыкают к торцам зданий и устроен изолированный двор, который обеспечен удобным подъездом.
Ориентация жилых домов
Все микрорайоны, рассматриваемые в настоящей статье, запроектированы для городов II и III климатических районов и на чертежах имеют одинаковую ориентацию. Все микрорайоны застраиваются домами одного типа, однако ориентация зданий — различна. Это говорит о том, что вопросам ориентации при проектировании еще не уделяется должного внимания.
В некоторых случаях ориентация зданий определяется направлением улиц (рис. 46, 47). Положительными примерами могут быть микрорайоны
VI и IX, где дома расположены с учетом лучшей ориентации (рис. 48, 49). При ориентации жилых домов следует помнить, что с той стороны дома, где нет лестничных клеток, размещается больше жилых комнат, чем с противоположной стороны. Поэтому для лучшей ориентации не следует располагать здания симметричными группами (рис. 50).
Положительный пример ориентации жилого дома приведен на рис. 51. Здесь на юго-восток и юго-запад ориентировано большое количество комнат.
Вопросы пространственной композиции
При проектировании микрорайонов площадью 20—30 га особенно важное значение имеет правильное пространственное построение застройки. К сожалению, на практике, в ряде случаев, не обеспечивается четкого построения композиции застройки (рис. 52). Однако из числа приведенных в статье микрорайонов можно выделить ряд решений, которые обеспечивают возможность закономерного построения. Так. например, как показано на рисунках 53, 54 и 55, группы домов со стороны улицы образуют интересные пространственные композиции.
Баланс территории микрорайона
Наиболее ярким показателем использования территории является площадь территории, приходящаяся на 1 жителя. В публикуемой таблице даны показатели площади территории функциональных зон для микрорайонов, показанных на рисунках 59—62.
Сопоставление данных показывает, что в проектах микрорайонов наблюдаются значительные расхождения показателей. Так, площадь сада со спортивными площадками составляет на одного человека от 1,1 м2 до 7,1 м2, а площадь участков школ и детских учреждений — от 3,77 м2 (рис. 60) до 6.3 м2.
В дополнительной графе таблицы даны площади территорий, приходящихся на 1 жителя, согласно Правилам и нормам проектирования городов.
***
Приведенные в настоящей статье примеры свидетельствуют о том, что еще не наметилось коренного перелома в деле улучшения планировки и застройки новых жилых районов
В ряде случаев микрорайоны проектируются в виде укрупненных кварталов со всеми недостатками укоренившихся приемов застройки, недостаточное внимание уделяется правильной ориентации зданий, не обеспечивается четкое функциональное зонирование территории, неудовлетворительно решается и ряд других вопросов. Следует особо отметить, что вследствие неправильного понимания принципов свободной застройки, часто создаются проекты с весьма хаотичным размещением домов.
При свободной застройке необходимо уделять больше внимания решению пространственной композиции с учетом местных условий (рельефа, существующих зеленых насаждений и т. п.).
Наряду с недостатками нельзя не отметить и определенные успехи в этом деле: предлагаются новые системы проездов, проявляется внимание к обеспечению лучшей инсоляции зданий, ставится задача четкого построения пространственной композиции и т. п.
Для создания новых, прогрессивных приемов застройки жилых массивов необходимо творчески подходить к решению всего комплекса сложных задач, стоящих перед градостроителями.
- Редактор:Дмитрий Субботин
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: