Личный дом архитектора — это не просто проект, а ответ на собственные вопросы о пространстве, материале, среде. Кто-то превращает его в манифест, демонстрацию принципов и амбиций. Кто-то, наоборот, скрывает за лаконичными фасадами сложную систему внутренних связей, удобную только для одного человека — его создателя. В этих домах архитектура обнажена: нет компромиссов с клиентом, только авторский взгляд, привычки, интуиция.
Сергей Мишин искал не форму, а перспективу: окна определили конструкцию, а естественные материалы — способ строительства. Его дом подчинен не правилам, а жизни. О том, как устроен дом архитектора — в материале из книги «Дом архитектора».
Фото-альбом: планы объекта
После приобретения участка мы с женой пару лет думали, что именно хотим построить. Строить дом для семьи намного сложнее, чем для постороннего человека. Для близких хочется сделать что-то по-настоящему хорошее. Если они недовольны, это ранит. Так, я взял айфон, примотал его к спиннингу (тогда дронов еще не было), стал ходить и снимать с высоты второго этажа, с уровня спален: для меня очень важно, что я вижу из окна. Затем в 3D-модели я выставил положение, размеры окон и телом дома «облепил» их. Дом родился как набор живописных видов из окон, и это был главный принцип проектирования. Я люблю средневековые города за то, что в них практически не видна рука архитектора, а окна и двери прорублены там, где человеку было удобно. И этот дом в какой-то степени получился средневековым: он тоже подчинился сумме воль жильцов и череде жизненных обстоятельств. Его изготовили на маленькой фабрике в Финляндии и полностью возвели за лето 2016 года, как конструктор. В нем почти нет металла: он собран на деревянных нагелях, как средневековый корабль. Для внешней облицовки я выбрал доску сибирской лиственницы. Мне хотелось, чтобы дом был темным, но при этом некрашеным. Тогда мы со строителями взяли горелку и обожгли доски, а потом обшили ими дом.
Фото-альбом: фото 1
Карнизы я не выношу, поэтому решил вовсе не делать водостоков. Вода стекает под досками (они с щелями) по водозащитной мембране и попадает в землю, где закопана дренажная труба — элементарная конструкция, не требующая никакого ухода. Доски вентилируются и не гниют, все работает. Плюс бруса еще в том, что он выступает прекрасной внутренней отделкой. Поэтому внутри мы лишь немного помазали брусья белой краской, чтобы создать эффект дымчатости. Получилось, дом снаружи закопченный, а внутри дымчатый.
Фото-альбом: фото 2
Этот дом один из немногих в России, где применена технология вертикального бруса, у которой масса преимуществ. Во-первых, благодаря ей удалось создать криволинейную форму, ведь отпала связанность с геометрией. Во-вторых, дерево растет вертикально, поэтому горизонтальные дома нелогичны — происходит усадка, надо периодически подтесывать оконные и дверные проемы. У вертикального бруса усадка практически отсутствует.

Обложка статьи: парковочное место дома Cергея Мишина