Дерево в русском народном жилище

Деревянные постройки древнерусского крестьянского двора дошли до нашего времени в сильно измененном виде. Об их первоначальном плане и общем характере сохранились главным образом письменные сведения. В начале XX века они по большей части встречались в отдельных лесных районах бывших Вологодской и Вятской губерний, функционируя наряду с более развитыми типами жилища.

Первоначальным типом древнего крестьянского жилища была клеть, из которой постепенно выросла изба, остававшаяся в течение ряда столетий единственным типом жилища. И клеть и изба составляют ядро крестьянского двора.

Клеть, являющаяся первоначальной формой крестьянского жилища, вне зависимости от ее величины и названия, которое она носила в различных районах нашей страны, ставилась обычно в четыре стены из круглых бревен. Позднее этим бревнам стали придавать форму брусьев, отесывая оболонь. Бревна на углах сруба связывались посредством врубов различными способами: в «обло», в «присек», в «лапу», в «замок», в «ус», в «косяк», в «угол». На севере наиболее употребительными были первые четыре способа. Выпущенные наружу концы брёвен не давали промерзать углам и хорошо держали связь. Каждые четыре бревна, связанные таким образом, составляли «ряд» пли «венец». Счетом положенных друг на друга венцов определялась вышина сооружения. При изобилии любых пород леса, для крестьянских построек шла преимущественно сосна, которую в свою очередь употребляли с разбором. Для постройки предпочитали мелкослойное дерево с малой оболонью, так называемое «кондовое» дерево, толщиною 0,40–0,54 м, т. е. дерево среднего возраста (100—150 лет). Ставить клети — по старой терминологии называлось «окладывать». Начальный тип клети представляет небольшой прямоугольный сруб (3,55 X 4,97 м), поставленный прямо «на пошве» или «на подзавалье», с маленькими «волоковыми» окошечками (размером 0,27 X 0,35 м), расположенными почти под самым потолком, для выхода дыма, «Волоковыми» эти окошечки назывались потому, что их не отворяли, а задвигали или заволакивали доской или крышкой, двигавшейся но особым пазам. Посредине такой клети находился глинобитный очаг, над которым на длинной жерди, при крен лепной одним концом к стене, висел котел для варки пищи; дым от огня, горевшего на очаге, выходил под потолком через волоковые оконца наружу. Этот тип жилища еще до сих пор встречается в охотничьих избушках звероловной области Коми и Кировской области. Такие клети, рубленные из очень толстых бревен, имеют не более трех, пяти венцов. Черные избы были долговечнее более поздних, с обыкновенной печью, так как при топке стены черной избы (в условиях довольно высокой температуры, достигавшей зимой до 25 градусов тепла), сильно нагреваясь, просмаливались. На эту смоленую стену осаждалась копоть, и все это, покрывая смоленой корой дерево, способствовало предохранению стен от сырости и гниения. 

Деревянная рубленая изба 1776 года в селении Ненокса 

Планы 1-го и 2-го этажей (по обмеру арх. А. Н. Буйнова). 1 — двор, 2 — сени, 3 — подклетье, 4 — передняя комната, 5 — поветь, 6 — горенка, 7 — горница, 8 — задняя комната 

Последующим типом старого крестьянского жилища является клеть, приподнятая над землей на «столпах», «режах», «обрубах» и на «стене». «Режи» и «обрубы» представляли собой как бы фундамент постройки и рубились «клетцами» и «избицами», нередко для большей крепости, в две стены. Нижние венцы перекладывались, для предохранения от гниения, берестою. Венцы строения проконопачивались мхом, льном, пенькой и паклей. Клеть на «стае» представляет собою сруб в 3,5 X 5 м, приподнятый над землей и стоящий на врытых в землю толстых столбах. Образуемое под клетью помещение используется как загон для скотины. Стены его состоят из более мелких бревен, загнанных между стояками в паз. На севере со стороны улицы в этот загон ведут ворота. Сенн, одной стороной вплотную прилегающие к клети, делаются на отдельных стояках из более тонкого леса. По мере увеличения достатка, к клети с другой стороны пристраиваются подсобные хозяйственные помещения, служащие для хранения фуража и домашнего скарба. В этом случае в объем клети входит и наружное крыльцо, сначала примыкавшее к наружной стене. К врытым в землю столбам, на которых стоял сруб, присыпается земля и устраивается завалина. Образцом такого типа жилья может служить двухэтажная деревянная изба в Сольвычегодске.

Интересно отметить форму наличника двери, которая, несомненно, заимствована из бытовавших в это время входных церковных дверей со щипцом в своей верхней части. Колода такого дверного наличника вяжется из пяти толстых брусов, причем верхняя часть проема обрабатывается по красиво изогнутой кривой (как у входной двери Вознесенской церкви села Концегорья Шенкурского района, Архангельской области). В крестьянском зодчестве эта изысканная форма упрощена, и вместо толстой колоды дан наличник из шести прямых частей доски. Искусная вытеска топором кривых в более позднюю эпоху уступила место рубанку, который заменил старинные народные мотивы декоративной обработки входа более лаконичными прямыми. 

Двухэтажная изба Сольвычегодского уезда б. Вологодской губернии 

Древнейшим типом конструкция крыши является ее устройство в два ската, которые связывались верхним продольным брусом, носившим название «князя» или «коня». От этого «коня» вниз (с обеих сторон) протягивались «курицы» — деревья с закрючинами на концах, на которые клались нижние продольные брусья крыши, составлявшие свес. Закрючины «куриц» или оставались необработанными или резчики придавали им форму гусей и коньков. При тесовой крыше нижние части досок опускались в желоб, выдолбленный из половины бревна, который в таком случае также держался на закрючинах. Примером такого решения может служить деталь курной избы (1891 г.) в селе Пучуге Сольвычегодского района.

Продольные брусья назывались «застрехами». С лицевой стороны к «курицам», в более позднее время, стали пришивать доски, закрывавшие конструкцию крыши. Эти доски, покрытые резьбой, назывались «причелинами». Верхняя подкровельная часть постройки с переднего и заднего фасадов образовывала чело избы или фронтон, называвшийся «очельем». В нем с лицевой стороны обычно помещалось большое чердачное окно, служившее предметом заботливого украшения резьбой. В более примитивной конструкции чердачного помещения стенки сруба с лицевого и заднего фасадов связываются, как стропилами, слегами, в один ряд. Над этим рядом устраивается второй, верхний, по которому уже и кроется тесовая крыша. «Курицы», уложенные на верхний ряд слег, поддерживают деревянные желоба, сделанные из выдолбленного полубревна. 

Деревянная изба с крыльцом в селении Нижмозеро 

Внутреннее устройство клети на «стае» очень просто. Противоположный от входа, правый угол называется «передним». В верхней части его устраивалась «божница» — полка с иконами, ниже вдоль стен стояли лавки, перед которыми находился обеденный стол. Налево от входа располагалась печь с топкой по-черному, причем устье ее обычно обращено было к окнам. Около печи под потолком находилось волоковое окно, закрывающееся деревянным щитом или доской. Между печью и правой стеной устраивались полати. Посредине потолка, который носил название «подволоки», проходила толстая балка — «матица», на которой, упираясь в пазы, вырубленные в верхнем венце стен, находился бревенчатый круглый накат. Накат изнутри помещения вытесывался в «брус» или же делался «в подтес в закрой». Внутри жилого помещения в комнатах или горницах «мост» или пол (как в клети на стае, так и во всех более развитых типах крестьянского жилья) мостили на «кладях» или на лежнях, половыми досками в «причерт с вытеском», т. е. ровно и гладко. В ряде случаев мостили и в «закрой» и всегда вывертывали. В подклетях пол делался из пластин или из бревен. Надо сказать, что в деревенском строительстве нашего севера пила появляется очень поздно. В середине XVIII века, заезжих иноземцев (Юрия Крижаннча и других) удивляли московские обычаи не пилить доски пилами, а выкалывать их топором. Эти приемы обработки дерева сохранились во многих отдаленных от городской культуры местах довольно долго. В наше время можно найти еще жилые постройки, «рубленные» при помощи одного только топора.

Следующим этапом в истории развития избы является замена стояков рублевой подклетью, на которой стоит самое жилье, образуя в смысле конструкции один общий с подклетью сруб. Вход в подклеть делается, как в предыдущем типе, также с улицы. Подклеть в таких случаях начинает служить не загоном для скота, а хлебным амбаром. К такому центральному срубу примыкает рубленый двор с надворными постройками. В этом типе сооружений имеются варианты, когда вход в подклеть делается изнутри избы. На фасадной стороне дома рядом с большими «красными» окнами встречаются и волоковые (как на курной избе в селе Пучуге Сольвычегодского района). Тогда «красные» окна имеют уже колоду, оконницу и резной наличник, а волоковые, хотя и имеют оконницу, которая заменила задвижную, волоковую доску, но оконница прямо вставлена в сруб. Сени и лестницу пристраивают отдельно, в зависимости от желания и удобства хозяина. Обыкновенные сени ставились на «стояках» или подставах, двухярусные — «на лежнях на подборе». («Подбирать» значило ставить бревна стоймя, иногда этот прием постройки назывался «забирать в столбы»). Небольшие крыльца устраивались на выпускных бревнах, которые на противоположной стороне иногда имели опору в одиночном столбе. Такие крыльца были распространены в Семеновском районе Горьковской области и в Шенкурском районе Архангельской области. Более простым типом опоры крыльца являются два столба, которые держат крыльцо с двускатной крышей над ним. Такой тип часто встречается в Сольвычегодском районе Вологодской области. Крыльца большого размера делались на «подрубах», имея два марта, сходящиеся к одной верхней площадке. 

Двухэтажная изба Сольвычегодского уезда б. Вологодской губернии

Вариантом этого типа постройки является двуклетная или «двойная» изба, накрытая одной общей двускатной крышей. Почти всегда этот тип сооружения является в результате разновременности стройки. По характеру конструкции видно, что задуманная широко постройка, в силу экономических причин, не могла быть возведена сразу. В устройстве крыши избы Сольвычегодского района б. Вологодской губернии видна как конструкция очелья, так и подстроенная позднее вторая половина избы. При осуществлении первоначального замысла вырастала вторая клеть, которая и связывалась па фасаде в одно целое со всей избой. При завершении постройки одна часть делалась теплой, другая летней, холодной, без печи. Холодная изба во многих местах носит название «горенки», исходя из того, что под нею, внизу имеется подклеть. Внутри убранство горенки отличается от теплой избы только отсутствием печи. Характерным примером такой постройки является изба б. Сольвычегодского уезда. Ее меньшая часть была достроена позже из более тонкого леса с окнами меньшего размера. Здесь часто можно встретить архитектурный прием предохранения от гниения торцов бревен, путем зашивки целых углов здания тесом. То же самое делается и в местах соединения обоих срубов. Благодаря подобному приему, здание получает как бы три ризалита, из которых средний завершается балконом, утвержденным на двух выпускных бревнах, концы которых обработаны крупными выкружками и зарубками.

К этому же типу построек можно отнести и «пятистенную» избу, представляющую комбинацию двух срубов, соединенных вместе средней рубленой стеной. В строительстве жилищ с двумя отдельно стоящими срубами, под одной общей двускатной крышей, роль связи между отдельными жилыми точками играют сени, а крыльцо занимает среднюю часть фасада всей постройки. В таком типе сооружений к главному зданию пристраивали подсобные, которые в местах с сильно развитым кустарным промыслом нередко служили мастерскими.

Избы с центральным входом сохранились во многих деревнях ниже г. Горького и насчитывают более чем столетнюю давность. 

Полугородской тип крестьянского дома села Красного, Гороховецкого района б. Нижегородской губ. 

К этому типу относятся и постройки Печорского края. Здесь изба и двор представляют собой единый ансамбль. Обычно это большое двухэтажное деревянное здание с двускатной крышей. Внутри оно делится центральным коридором на две части. Но на этом сходство горьковской и печорской построек и заканчивается. Внутренняя планировка помещений обеих построек глубоко различна. В центральном коридоре печорских изб устроены сени и кладовые. С одной стороны коридора размещены жилые комнаты, с другой — хлев для скота и «поветь», т. е. склад корма и различных сельскохозяйственных орудий. На жилой половине нижний этаж обычно состоит из двух помещений: кухни и теплой горницы. В кухне и в горнице имеются две отдельные печи, по стенам устроены лавки, около обеденного стола стоят скамьи: у более зажиточных крестьян в горницах можно встретить мебель городского тина: стулья, деревяный диван столярной работы и степное зеркало. Горницы второго этажа чаще всего делаются холодными, они служат помещением лишь в летнее время. По другую сторону центрального коридора расположены подсобные помещения. В нижнем этаже помещается хлев с деревянным полом. Над хлевом во втором этаже устроена «поветь», большая часть которой занята сеновалом, а остальное пространство — телегами, санями, сбруей, лопатами, вилами и пр.

Помимо отделки некоторых частей конструкции резными деталями, на всех этих более совершенных типах зданий имеется неглубокая резьба, которой покрыты доски, закрывающие торцевые части бревен, места конструктивных соединений и пр. 

Если в начальных тинах рассмотренных построек окна были прямо вырублены в венцах сруба и оконная рама еще не имела колоды, то с устройством настоящих печей и более широких «красных» окон, заменивших собою волоковые, появляются колоды, в которые вставлены рамы. Чердачное помещение с широким окном украшается по фасаду сложным резным декоративным наличником, или же на специально выпущенных бревнах, концы которых обработаны мощными резными завитками, устраивается небольшой балкон, имеющий служебное или же чисто декоративное назначение. Составляя главное декоративное пятно на бревенчатой стенке фронтона, балкон обычно украшается богатыми резными перилами с резными или точеными балясинами и угловыми столбиками, на которых покоится слегка выступающая вперед особо устроенная фигурная крыша. 

Деталь избы Сольвычегодского района б. Вологодской губ.

Внутреннее убранство избы известно под общим названием «наряда». «Нарядить нутро» — значило отделать избу начисто: околодить окна, навесить снаружи ставни, устроить двойные рамы, расположить по стенам лавки с опушками, где надо — поставить «коник», навесить двери и др. К этому же «наряду» относится и окончательная отделка стен и потолка. Если бревенчатые стены изнутри не обшивались красным тесом в «закрой», то выскабливались в «лас» или в «скобель». Потолок также приводился в порядок и нередко подшивался липовыми досками в «закрой». В жилых покоях он сверху промазывался глиной, а по просушке сверху насыпалась просеянная земля. Особенное внимание уделяется печи, которая в северных районах нашей страны как бы отделывается в деревянную коробку. Отверстие под подом, которое в средней полосе РСФСР оставляется открытым, на севере заделывается в виде двустворчатого шкафчика, к которому со стороны стены примыкает длинный прилавок с дверками. На него ставят вынимаемую из печи посуду, и поэтому он всегда делается на одном уровне с подом печи. С противоположной стороны к печи примыкает пристенок, сделанный из очень толстой доски, не доходящей до потолка. Его верхняя часть всегда обрабатывается какой-нибудь выпиленной фигурой, в виде коня или сочного завитка. К этому пристенку примыкает дверь, ведущая к лестнице в подполье, отгороженная особым тамбуром, с наружной стороны которого устраиваются лавки. Над тамбуром делают полати, плутне до противоположной пены избы. В Кировской области, где горницы выше, чем в Вологодской, полати ограждены перилами и на них ведет особая лестница, устроенная сзади печи, которая дает своеобразный декоративный аффект в убранстве крестьянского жилища. 

Шипец крестьянской избы Сольвычегодского района б. Вологодской губ.

В дальнейшем, с половины XIX пека, после падения крепостного права, в деревнях стали появляться дома полугородского типа в два этажа, с мезонином в чердаке. В таких     домах  ставни постепенно или совсем исчезают, или же превращаются в богатую, нередко ажурную резьбу, занявшую место между окнами, которая красится в интенсивные тона — красный, желтый, зеленый и синий. Типом такого дома может служить изба в селе Красном, Гороховецкого района Горьковской области. 

В обработке лицевого фасада избы не последнюю роль играют ворота, с одной или двумя калитками. Как правило, они обычно накрываются крышей, которая является или частью обшей крыши всего двора, или же над воротами устраивают особую двускатную крышу с таким расчетом, чтобы сохранить от гниения полотнища ворот и калиток. Воротные столбы обрабатываются неглубокой резьбой в виде перехватцев, жгутов и дынек. Резьба на створках ворот применяется мало, ее заменяет или столярная вязка или роспись. 

Деталь устройства крыши курной избы 1801 г. в с. Пучуге, Сольвычегодского района, б. Вологодской губ.  

Заканчивая это описание различных типов старых крестьянских жилых построек, необходимо напомнить, что в большинстве своем избы были курные и даже в половине XIX столетия одна треть всех крестьянских жилищ России топилась по-черному, без специальных дымоходов, с выходом дыма через волоковые окна.

Наиболее сложными деревянными конструкциями отличаются северные деревянные церкви, с их алтарными пристройками к главному срубу здания, в которых наши старые мастера деревянного зодчества пытаются в деревянной рубке и вязке передать впечатление полукруглой абсиды каменного храма. Их сложная рубка в «лапу» с постепенно расширяющимися к крыше «остатками», т. е. концами бревен, выпущенными за вязку, дает красивое и прочное основание для крыши бочкой или шатром. В основание постройки шли самые толстые бревна, которые, постепенно утончаясь в следующих венцах, создавали своеобразную воздушную перспективу, увеличивая впечатление грандиозности и без того высокого здания. Высота деревянных шатровых церквей колебалась между 25 и 40 м. Церковь в Белой Слуде была высотою 42,8 м, но казалась еще выше, благодаря постепенно утончающимся венцам.

Самобытные формы этих древнейших русских построек донесли до нашего времени те оригинальные, ни от кого не заимствованные черты русского зодчества, которые были еще в I веке до н. эры отмечены Витрувием.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: