Корейский дизайн интерьера

Культура стран Восточной Азии долгое время была окутана ореолом таинственности и находилась «по ту сторону» от остального мира. Лишь недавно в европейскую культуру стали активно проникать влияния восточной философии, искусства и эстетических принципов. Но то, в чем Старый свет нашел новую моду и экзотику, самодостаточно развивалось в течение многих столетий. Примером тому служит традиционный корейский интерьер. Благодаря почтительному отношению корейцев к прошлому, им удалось не только сохранить основные принципы внутреннего оформления жилья, существующие с давних времен, но и актуализировать их в современности и повлиять на мировые тенденции дизайна.

Корейский интерьер — это не просто словосочетание, характеризующее набор приемов в организации жилого пространства. Прежде всего это философия, выработанная с годами в корейской культуре, связанная с отношением этого народа к окружающему пространству. Наиболее наглядно его иллюстрирует уходящее корнями в глубокую историю учение «пхунсу». Оно появилось в Корее более тысячи лет назад, став адаптацией уже долгое время существовавшего в Китае фэн-шуя, но в преломлении корейских традиций и воззрений об окружающем мире. Пхунсу, как и фэн-шуй, первоначально имело магическую подоплеку, но со временем подверглось рационализации. Идеи о гармоничном сосуществовании человека и природы, в том числе в пространстве собственного жилья, дошли и до сегодняшних дней в качестве одного из компонентов культурного кода корейцев.

Планировка строительства у корейцев происходит с учетом природных особенностей местности  

Согласно пхунсу, жилище и его компоненты должны занимать определенное место в пространстве мироздания и не противоречить его гармонии. Мыслилось, что при соблюдении определенных практик во время закладки дома и оформления его интерьера, судьба сулила хозяину благополучие. Эти практики, несмотря на их магически-прагматический характер, в итоге помогли сформироваться характерному эстетическому облику корейского интерьера.

Главная черта обустройства дома по-корейски — предельная простота и минимализм во всем. Допускалось использование минимального количества необходимой для жизни мебели, преимущественно небольшой высоты. Это было необходимо для создания максимального простора в интерьере на ограниченной площади. Ветер («пхун» в слове «пхунсу») должен был свободно перемещаться по комнате, так же как свет и звуки. Центральными элементами интерьера были кровать на низких ножках, в некоторых случаях заменяемая одним лишь матрасом, и невысокий столик для приема пищи, за которым сидели на полу. Традиционный корейский дом, известный как «ханок», а также мебель в нем, изготавливались сугубо из природных материалов, не загрязнявших окружающую среду. Основным материалом для мебели было дерево, преимущественно светлых тонов. Оно создавало эффект легкости и чистоты. В целом цветовые решения диктовались распространенностью тех или иных расцветок в природе.

Традиционный интерьер ханока  

Важная роль в интерьере отводилась эстетической составляющей, достигаемой максимально естественным и рациональным способом. Помимо различных настенных украшений, не несших в себе функциональность, предметом декора могла служить украшенная мебель. Примером является корейская ширма, которая помимо зонирования пространства несла в себе декоративную функцию благодаря особому художественному оформлению. В подобных случаях преобладали растительные и геометрические мотивы. Кроме того, принцип красоты в простоте реализовался и в важности естественного освещения интерьера. Солнечный свет должен проникать всюду, играя с пространством дома и мебелью разными красками в разное время суток. Это достигалось при помощи установки окон большого размера. Основным материалом при изготовлении окон, а также дверей, и при отделке стен была рисовая бумага, которая делала пространство светлым и хорошо пропускала солнечный свет.

Сёдзи — раздвижные окна-двери  

Важной деталью корейского дома является пол. На полу люди спали и принимали пищу даже в холодное время, что было возможно благодаря особой системе отопления. Корейский пол с подогревом имеет название «ондоль». Процесс отопления в ондоле осуществлялся при помощи установленной на кухне печи, жар которой передавался по полостям для горячего воздуха, находившихся в подполе. Поверх полостей клали плоские камни, застилав их сверху слоем глины, чтобы избежать отравления угарным газом. Сверху стелили бумагу, пропитанную влагостойким маслом, получаемым из растения периллы. Благодаря особому устройству этой системы, жар сохранялся в течение длительного времени, вплоть до нескольких дней, что позволяло экономно расходовать природные ресурсы. Было принято усаживать почтенных гостей в самое теплое место у очага, тем самым выказывая им почет и уважение. В целом почти вся активность корейцев, живущих в ханоке, проходила на полу: на нем работали и отдыхали, кутаясь в одеяла с наступлением холодов. По важности ондоля не только как отопительной системы, но и центра бытовой жизни корейской семьи, его можно сравнить с русской печью.

Схема работы ондоля  

В наши дни подобные полы, как и некоторые другие традиционные элементы интерьера, практически полностью вышли из обихода, так как из-за глобализационных процессов корейцы почти полностью перешли на западный манер устройства помещений. Когда в середине прошлого столетия возникло государство Южная Корея, оно было поставлено на рельсы американской модели капитализма, сначала в экономическом плане, а затем и в культурном. Началась застройка ввысь, южнокорейские города постепенно заполнились кондоминиумами и небоскребами. Несмотря на это, ряд принципов организации интерьера из прошлого был сохранен. Из-за большого населения в крупных городах многие корейцы вынуждены ютиться в небольших по площади квартирах. Но благодаря умному и функциональному использованию жилого пространства, оно становится просторнее и уютнее. Тем не менее влияние на дизайн интерьеров оказалось обоюдным. Со временем западные интерьеры становились все менее пышными, уступая лаконичным и функциональным решениям. В связи с этим азиатские стили, в том числе корейский, во всех смыслах стали глотком свежего воздуха в современном мире, постулируя наличие открытых пространств, отсутствие излишеств, простоту форм и экологичность.

Современный корейский дизайн интерьера в традиционном стиле

Обложка статьи: ширма в интерьере ханока

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: