Особенности русской печи

Русская печь — один из самых известных атрибутов традиционного жилища восточных славян. Она была широко распространена во всех краях России, а также в близлежащих странах со схожей материальной культурой. Представить себе типичный интерьер русской избы без духовой печи невозможно. Располагаясь на сравнительно небольшой площади, она могла выполнять колоссальное количество бытовых функций, а также служила средоточием духовной и обрядовой жизни в стенах дома.

До того, как появилась и вошла в обиход русская печь в привычном нам виде, восточнославянские народы использовали в качестве домашнего очага печи, сложенные из камня или слепленные из глины. В них разводился открытый огонь, и по этой причине их нахождение в деревянных домах было небезопасным. В целях пожарной безопасности такие печи часто размещались ближе к центру избы, как можно дальше от стен, но это не всегда оберегало от случайных возгораний. Также печи пока еще не имели трубы для отвода дыма, иными словами, топились «по-черному». Это способствовало задымлению помещения, что неблагоприятно сказывалось на здоровье жильцов. Для наибольшей сохранности тепла дым выходил через естественные отверстия в потолке или специальное оконце в верхней части стены, называемое волоковым. В подобной конфигурации было много недостатков и мало практичности, и это вынудило людей примерно с XVII века осуществить постепенный переход к тому, что мы сегодня именуем «русской печью» — к духовой печи с трубой.

Курные избы во время затопки печей «по-черному»  

Печь, топившаяся «по-белому», позволила использовать пространство интерьера более эффективно, так как она почти повсеместно прописалась в углу жилой комнаты, вплотную к стенам. В таких случаях печь размещалась напротив красного угла. Кроме того, подобная перестановка влияла на сам интерьер, поспособствовав появлению в комнате «бабьего кута», где женщины могли побыть наедине и заняться домашними делами.

Говоря о конструктивных особенностях русской печи, важно отметить, что она могла варьироваться в зависимости от региона и традиций, а также от индивидуальных пожеланий заказчика. Тем не менее принцип устройства печей был во многом схож и диктовался стремлением к наибольшей рациональности. Фундаментом служило опечье, сооружаемое из скрепленных особым образом, без клеящих материалов, деревянных брусков, либо из более распространенных местных материалов. Растопка происходила во внутренней камере печи — горниле. Горнило можно назвать достижением народной инженерной мысли, ведь его выверенная с годами форма и пропорции позволяли осуществлять и поддерживать равномерный прогрев пространства в течение длительного времени.

Вариант устройства русской печи  

Доступ к горнилу осуществлялся через устье. Перед устьем располагали шесток — поверхность, необходимую для размещения горшков и других емкостей для приготовления. Также его могли использовать как открытый источник огня для быстрого разогрева пищи. Дым из горнила уходил наверх, в хайло, а затем поднимался по дымовой трубе. Дрова и прочие горючие материалы, а также сосуды для приготовления пищи помещались на под, который укладывался из плотного слоя глины и был рабочей поверхностью горнила.

Все блюда и многие напитки простой люд готовил именно в печи. Этот факт продиктовал и особенности формы и материалов изготовления посуды, предназначенной для готовки. Глиняные горшки и чугунки разных форм и размеров помещались в устье или горниле и вынимались оттуда при помощи ухвата. Перед этим внутреннее пространство доводилось до нужной температуры. Из-за материалов изготовления печи этот процесс не был быстрым, зато жар сохранялся в течение долгого времени даже после полного прогорания горючего. Благодаря такой особенности хозяйка могла к определенному времени разогреть уже готовую пищу, либо на длительное время оставить томиться новое блюдо, занимаясь другими делами в течение дня.

Еще одной важнейшей функцией русской печи являлось отопление дома. Она позволяла комфортно переживать русскую зиму будучи в деревянном доме, при этом тратя относительно небольшие количества ресурсов. Топили, как правило, дровами и щепой, но в регионах не богатых лесом могли обходиться торфом, соломой, кизяком и пр. Как было сказано выше, внутри печи долгое время сохранялась стойкая теплота, что позволяло ее топить всего один, иногда два раза в день. Топка происходила преимущественно утром — в это время готовилась пища на день вперед, а дом равномерно наполнялся теплом. Дополнительный прогрев обеспечивали печурки — углубления в корпусе печи с нескольких сторон, которые также использовали для сушки белья и рукавиц.

Глазами печки из мультфильма «Гуси-лебеди» являются печурки. Союзмультфильм. 1949

С наступлением ночных холодов все жители дома располагались поближе к печи. Нередко к ней пристраивался деревянный ярус — голбец, он располагался на одном уровне с ее верхней плоскостью. На располагаемом на нем деревянном настиле могла расположиться вся семья, ногами к теплу, а головой к холоду. Лежанка могла быть устроена и на самой печи, но от нее исходил столь сильный жар, что не каждый мог его выдержать в течение целой ночи.

Вариант устройства голбца  

Тем не менее с наступлением зимы желающих полежать на печи становилось больше. Лежали на ней с целью снять усталость и прогреть тело. Приоритетным правом на это обладали дети и старики. Здоровых молодых людей, которые проводили на печи слишком много времени, осуждающе называли «лежебоками» и «печушниками». Но можно было совмещать приятное с полезным: в течение холодного дня девушки могли выполнять на печи несложную текстильную работу. В ходе этого процесса главное было случайно не задремать.

Кадр из мультфильма «По щучьему велению». Свердловская киностудия. 1984

Лежали на печке и в терапевтических целях: так лечили простуду и другие болезни. Для лечения использовали отвары и снадобья, приготовленные там же. По аналогии с грелкой для прогрева отдельных частей тела в некоторых домах использовали кирпич, нагретый в печи. Имея ровное и сухое тепло, приложенный к больному месту кирпич эффективно прогревал мышцы. На него же, предварительно раскалив до предела, могли сыпать сушеные травы для ингаляции. Практиковалась и нестандартная медицина: знахарки использовали печь для лечения захворавших детей, покачивая их и читая наговоры перед растопленным горнилом, а также готовили в ней различные снадобья.

Как видно из последнего примера, на русскую печь и ее важность можно посмотреть не только в рациональном разрезе, но и иррациональном. Обряды и бытовая магия, связанные с ней, были немногим менее важны, чем ее практическое использование в быту. Потустороннюю ауру печь в народе обрела благодаря традиционным поверьям, связанными с огнем и его духами. В традиционных верованиях славян огонь считался одной из основных стихий мироздания, по этой причине их жизнь и быт с давних времен разворачивались вокруг очага — домашнего, прирученного огня.

Многие из связанных с этим суеверий сохранялись в селах и деревнях длительное время и передавались из поколения в поколение. К примеру, пламя, горящее в печи, считалось живым, и обходиться с ним нужно было соответствующим образом. Огонь кормили, принося ему в жертву кусочки теста для выпечки или первый блин. Зажигая лучины или свечи от печи, члены семьи говорили вполголоса и не бранились. Плевать в огонь, или выказывать ему неуважение иным образом, было категорически запрещено.

Огонь русской печи. Автор фото Ольга Довженко  

Существовала и практика гаданий и прорицания, связанных с домашним огнем. К примеру, во время родов, которые зачастую проходили на печи, принимающая их бабка-повитуха следила за пламенем, и по его характеру и интенсивности делала предсказание о здоровье будущего ребенка. Считалось также, что родившегося таким образом ребенка ждала интересная жизнь, полная приключений. А вот слабых при рождении детей могли отправить в печь «доходить», что сегодня звучит диковинно, но тогда являлось нормой. Конечно, для этого создавалась оптимальная температура, и горение в этот момент не происходило. Горнило в этом обряде символизировало чрево, а сам процесс «перепекания» ребенка – перерождение и очищение. Бытует мнение, что именно так в народе возникла байка о Бабе-Яге, поедающей младенцев из печи.

Кадр из мультфильма «Ивашко и Баба-Яга». Союзмультфильм. 1938

Кроме того, дымоход является прямым связующим звеном между людским миром и миром духов. Согласно поверью, если в доме кто-то из домочадцев умер, было принято отворять задвижку дымохода, чтобы душа беспрепятственно попала на небо. А еще через печную трубу, в шутку или всерьез, заговаривали скот, выходивший на лестные пастбища, чтобы он вернулся целым и невредимым.

Огромный пласт печной магии связан с женитьбой и соответствующими обрядами. В печах достаточно большого размера можно было даже мыться и использовать их как баню прямо в доме, что и делали молодожены перед бракосочетанием. Сама свадьба начиналась и заканчивалась у печи, как у символа домашнего очага и уюта в стенах дома. В конце свадебного ритуала внутрь печки бросали горшок для каши, который должен был разлететься на множество осколков — это сулило молодым много детей.

В конце концов, находясь на границе реального мира и мира духов, русская печь мыслилась как вход последних в людскую реальность и их пристанище. Нельзя не сказать о домовом — самом известном печном духе. Необычные и нехарактерные звуки внутри печи или за ней ассоциировались с ним. Его основным занятием было присматривать за домом в отсутствие хозяев и защищать жилье от злых духов, некоторые из которых делили с домовым жилплощадь. К примеру, кикимора, которая считалась его женой, устраивала по ночам пакости: шумела, роняла посуду, касалась спящих людей и пр. Эти духи стали воплощением иррационального, мистического подхода к объяснению бытовых казусов, хороших и плохих соответственно.

Вариант изображения домового и кикиморы  

Все это, реальное и вымышленное, практическое и декоративное, находится внутри печи, которая, согласно принятому определению, служит людям в основном для обогрева и приготовления еды. Тем не менее русская печь обладает гораздо большим количеством смыслов и применений, что определило ее особый статус и высокое место в восточнославянской культуре.

Обложка статьи: «Деревенские мотивы», Юлия Ленькова

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: