Кольцо возможностей

    • Объект
      Аэропорт имени Витуса Беринга
    • Место
      Елизово, Камчатка
    • Заказчик
      УК «Аэропорты Регионов»
    • Автор проекта
      Клаудио Сильвестрин (Claudio Silvestrin architects)
    • Проектировщики
      ГК «Спектрум» (генпроектировщик), Fantalis group, VOX architects, бюро Битус
    • Годы проектирования
      2017 – 2020
    • Годы строительства
      2021 – 2024
    • Общая площадь
      50 567 м²
    • Пропускная способность
      1145 пассажиров в час
    • Стоимость проекта
      25 млрд ₽

На Камчатке заканчивается строительство нового аэропорта в городе Елизово. Этот проект представляет собой коллекцию новаций, кардинально меняющих представления о том, как должен выглядеть аэропорт и какие функции он должен выполнять. Начиная от формы здания в виде кольца и выделение части площадей под отель, до создания в составе комплекса нескольких общественных пространств с разными сезонными сценариями. Но уникальный «воздушный порт» под Петропавловск-Камчатском — это не единичный эксперимент, а часть стратегии компании «Аэропорты Регионов», каждый новый объект которой становится архитектурной достопримечательностью и символом, того региона или города, в котором он строится.

Стереотипы и типологии

Стереотипы, с одной стороны, - вещь полезная, поскольку служат кирпичиками любой парадигмы, будь то социальный уклад или архитектурная типология. Они позволяют дать ответ на любой вопрос или решение на любую задачу, и гарантируют, что с вероятностью 99% этот ответ или решение будет признано верным. Основным обоснованием выбора стереотипного решения чаще всего служит принцип «мы всегда так делали». И под этим «флагом» прекрасно работается и живется. Но…

История человечества показывает, что развитие происходит только тогда, когда стереотипы не просто ставятся под сомнения, а когда люди сознательно выбирают отличный от них путь и встают на дорогу экспериментов и новаций. Этот путь крайне непрост, но именно на нем свершаются важнейшие открытия.

Архитектура, как и другие сферы человеческой деятельности, не свободна от стереотипов. Именно они отвечают за массовое следование тем или иным стилистическим направлениям и за устойчивые представления о том, как должно выглядеть здание определенного функционального назначения. Внутри каждого стиля, как правило, складываются стереотипы для основных типологий: как должен выглядеть обычный и богатый дом, как должно выглядеть религиозное или общественное здания. Интересно, что какие-то типологические стереотипы переживают смену стилистических предпочтений и словно канонизируются. Как правило, такая «заморозка» связана с особыми функциями, имеющими символической значение как, например, церкви, или слишком сложными и требующими неизменной планировочной структуры, как аэропорты.

Типология аэропортов складывалась на протяжении XX века, по мере развития гражданской авиации и пассажирских авиаперевозок. И к рубежу тысячелетий стереотипное представление об аэропортовом комплексе не только сформировалось, но и обзавелось системой стандартных блоков, из которых, собственно, и собирались все новые проекты, исходя из расчетного количества пассажиро- и грузопотока. Архитектурные поиски, преимущественно, проходили в сфере внешнего и внутреннего дизайна, а также красоты и эффективности большепролетных конструкций для перекрытия просторных терминалов. Аэропортовый «канон» был в равной мере удобен, как операторам, так и пассажирам. Казалось бы, в этой идеальной ситуации нет нужды в каких-то изменениях. Но только не для компании «Аэропорты Регионов», которая поставила перед собой цель, сделать новые комплексы максимально удобными и эффективными, чего нельзя было добиться, не отказавшись от стереотипов.

 

Аэропорты для регионов.

Начало работы Управляющей компании (УК «Аэропорты Регионов») в 2012 году совпало с новым этапом развития системы внутренних авиасообщений в России. Рост пассажиро- и грузопотоков требовал реконструкции существующей системы аэропортов. Перестраивались старые терминалы, построенные еще в советские времена, и строились с нуля новые вместе со всей необходимой инфраструктурой, в первую очередь взлетно-посадочными полосами. Именно УК «Аэропорты Регионов» первой в России построила и запустила новый аэропорт. Им стал аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, принявший первые рейсы в 2017 году. Затем был аэропорт «Гагарин» в Саратове в 2019 году. Сейчас идет работа над комплексами в Омске, Оренбурге, Благовещенске и Карачаево-Черкесской Республике. За прошедшие годы были реконструированы аэропорты в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новом Уренгое, Благовещенске и Тобольске.

Для каждого аэропорта компания ищет уникальное образное, архитектурное и дизайнерское решение. Это принципиальная позиция «Аэропортов Регионов», что «воздушные ворота» должны олицетворять Genius Loci и создавать для пассажиров не только максимально комфортное пространство, но давать ускоренный курс знакомства с достопримечательностями региона и новыми тенденциями в архитектуре. Для создания эксклюзивных проектов приглашаются ведущие российские и мировые архитекторы и дизайнеры. В большинстве случаев выбор проектировщиков осуществляется на конкурсной основе, в формате открытого или закрытого конкурса, что позволяет выбрать самую инновационную и эффектную концепцию.  Неудивительно, что на счету компании, работающей на рынке 12 лет уже несколько престижных наград за архитектурные и дизайнерские решения. В копилке наград шесть премий Best Office Awards, главный приз XXVII фестиваля «Зодчество» Союза архитекторов России, а премия Best of Year Awards 2020 в номинации «Транспорт» за интерьер VIP-зала аэропорта Саратова

Но даже на фоне такой выдающейся с архитектурной точки зрения коллекции аэропортов, проект, реализуемый на Камчатке, выделяется свой оригинальностью и концептуальностью, ломающей стереотипные представления о том, как должны выглядеть подобные комплексы.

 

Камчатский проект

Как и многие другие аэропорты на территории России, нынешний аэропорт, расположенный в городе Елизово (одном из трех городов на территории полуострова Камчатка) и служащий основным хабом для пассажирского и, отчасти, грузового сообщения, функционально, технически и морально устарел, еще в конце прошлого века. Простое и компактное модернистское здание в виде параллелепипеда, обеспечивало основные функции по обслуживанию прилетающих и улетающих самолетов, и не более того. О комфорте и имидже в этой ситуации говорить не приходилось, но достаточно долго руководство региона не воспринимало ситуацию как критическую. Все начало менять во второй половине 2010-х годов, когда с ростом внутрироссийского туризма, объемы пассажиропотоков начали увеличиваться. Камчатка известная своей потрясающей природой и фантастическими ландшафтами привлекала все больше людей. Устаревший и маломощный аэропорт начал тормозить развитие туризма в регионе. Правительство региона приняло решение о его модернизации и «Корпорация развития Камчатского края» приступила к выбору оператора, который должен был взять на себя разработку и реализацию, а в перспективе и эксплуатацию будущего аэропорта. Инвестиционный конкурс в 2018 году выиграла УК «Аэропорты Регионов» и в том же году была утверждена схема развития аэропорта Елизово, согласно которой новый терминал должен быть построен рядом с северным торцом существующей взлетно-посадочной полосы. Такое решение гарантировало стабильную работу существующей инфраструктуры, кроме того, новое расположение терминала позволило бы уменьшить время руления самолетов и расстояние до федеральной трассы в Петропавловск-Камчатский. Кроме того, строительство нового терминала, вместо реконструкции старого, избавило проектировщиков от необходимости привязываться к его устаревшей архитектуре и предоставило полную творческую свободу, чем они не преминули воспользоваться.

Фото-альбом: аэропорт

Еще на первых этапах разработки концепции появилась идея отказаться от ортогональной формы в пользу циркульной. Сначала появился разомкнутый круг, а потом он замкнулся и принял окончательную конфигурацию, представляющую собой нечто среднее между усеченным конусом и полноторием (попросту «бубликом»), со скошенными внешними стенами и внутренним круглым пространством, смещенным ближе к одному края, туда, где размещается главный вход в аэропорт. В широкой половине кольца будут сосредоточены основные аэропортовые функции: зоны вылета и прилета, паспортный и таможенный контроль, магазины, кафе и рестораны, а на противоположной стороне здания расположатся 120 номеров отеля. В качестве необычного бонуса для будущих пользователей терминала и жителей гостиницы станет спа-комплекс с термальной водой. Кроме того, компания «Аэропорты Регионов» решила включить в состав комплекса привычных для высококлассных отелей, но крайне редкий для терминалов блок бизнес-центра с многофункциональным залом и переговорными комнатами. Этот центр займет один из ключевых архитектурных элементов будущего здания – белый параболический купол высотой 25 метров, установленный в центре круглого внутреннего двора. Аналогичные по форме, но меньшие по размеру четыре купола, выстроены с внешней стороны комплекса и выполняют функцию стыковочных блоков для телескопических трапов. Сейчас планируется использовать 4 трапа, а в перспективе их количество может быть увеличено до 8. Для завершения описания здания аэропорта нужно добавить несколько существенных деталей. Внешние фасады комплекса окрашены в темно-коричневый (почти черный) цвет с мелкими белыми вкраплениями, напоминающими не то звезды на ночном небе, не то вкрапления кусочков слюды или известняка в массе темного камчатского песка. На этом фоне обращают на себя внимание круглые и эллиптические окна, размер и форма которых меняется от этажа к этажу и в зависимости от функции помещений внутри: гостиничные номера имеют круглые окна, а помещения аэропорта – овальные. Купола, внутренний и внешние соединяются с основным корпусом при помощи овальных в сечении переходов. Во внутреннем дворе будет устроен искусственный водоем, который в холодное время года можно будет использовать как каток. А снаружи комплекса, между главным входом и вместительной парковкой появятся искусственные холмы с «зеленой кровлей», внутри которых будет располагаться зоны входного контроля и сервисная инфраструктура для пассажиров и провожающих.

Фото-альбом: 1

Внешний вид будущего аэропорта рождает самый широкий спектр ассоциаций: от природных до футуристических. Сочетание круглых форм и круглых окон сразу вызывает в памяти образ «летающих тарелок» из ранней фантастической прозы. Будь это аэропорт для любого другого региона, этим бы образная составляющая и ограничилась, но для Камчатки, известной своими горами и вулканами, действующими и потухшими, литературные ассоциации проигрывают аналогиям с окружающим ландшафтом. Авторы проекта, видят в нем прежде всего архитектурный парафраз образа вулканической кальдеры – огромного кратера, с вздымающими вокруг круглого жерла краями и озером посередине. Есть даже конкретный вулкан - вулкан Горелый, которым вдохновлялись авторы. И многие проектные решения так или иначе ассоциируются с природой Камчатки: коричневый цвет фасадов – это цвет местного песка и почвы, внутренний пруд – это горные озера с глыбами льда, «зеленые холмы» перед зданием – это типичный рельеф предгорий. Еще более последовательно природная тематика прослеживается в интерьерах терминала и гостиницы. В них активно используются материалы теплых, землистых оттенков: красновато-бежевые штукатурные стены чередуются с отделкой под грушевое дерево, натуральный камень контрастирует со стеклом и металлом.

Фото-альбом: 2

Внутреннему пространству терминала будет уделено особое внимание, ведь именно здесь будет формироваться главное впечатление об аэропорте у пассажиров и гостей отеля. Когда строительство будет окончено, мы надеемся, что сможем более подробно рассказать о всех деталях и дизайнерских решениях. Внешний же, концептуальный облик люди смогут увидеть только через иллюминаторы взлетающих или садящихся самолетов. Что, честно говоря, немного жаль. Столь неординарное решение могло бы стать заметным элементом пейзажа, скажем так несколько угнетенного вернакулярным характером окружающей застройки. Но высоты здания недостаточно, чтобы претендовать на роль доминанты. Его сложно рассмотреть за невысокими, по-северному, деревьями. Впрочем, любой высоты здание не могло бы здесь конкурировать с красотой возвышающимися на горизонте вулканов.

Коллекция новаций

Новый аэропорт Камчатки уникален и инновационен. В нем применены решения, которые радикально отличаются от общепринятых на сегодняшний день, для данной типологии и в своей совокупности не имеют аналогов ни в России, ни в мире. Форма кольца в плане крайне редко используется в строительстве аэропортов и те, буквально считанные круглые терминалы, предназначались для решения небольших по пассажиропотоку задач. В данном случае, проектировщикам удалось не только создать выразительный образ, но и решить многочисленные и чрезвычайно сложные, как и многие другие специфические технологии, планировочные задачи. О технологиях аэропортов можно писать не одну статью, но если говорить коротко, то стереотип прямоугольных или трапециевидных аэропортовых комплексов основан именно на стандартной, проверенной временем планировочной схеме, которую в Елизово пришлось радикально переработать, чтобы сохранить эффективность и функциональность всех служб терминала без потери комфорта для пассажиров и искажения внешнего облика здания.

Фото-альбом: Интерьеры аэропорта


Существенную сложность проекту добавило включение в него отеля, имеющего свои стандарты и правила проектирования. То есть, по сути, одна сложнейшая система терминала здесь наложилась на гостиничную систему, но это было необходимое решение. Камчатке вообще, и конкретно, району вокруг Петропавловска-Камчатского остро не хватает комфортных, высокоуровневых отелей. Да и сама система организации туристического отдыха, с перемещениями между точками маршрута не на автомобилях, а на вертолетах, требует создания мест размещения туристов в непосредственной близости к вертолетным площадкам.

Фото-альбом: интерьеры отеля

Кроме отеля, проект включает и другие функции: бизнес-центр с залом для мероприятий, рекреационное пространство внутреннего двора и под/над «зелеными холмам». За счет них, аэропорт восполняет существенную нехватку качественных общественных пространств круглогодичного использования. Здесь на перекрестке автомобильных и авиа-путей, возможно сложится новый центр притяжения, и как знать, может быть и новый креативный или бизнес-центр, так необходимый для Камчатки.

Говоря о новациях нельзя не упомянуть о конструктивных и инженерных решениях строящегося аэропорта, которых будет работать в условиях сейсмической активности и крайне тяжелых климатических условиях. Несущие и ограждающие конструкции здания спроектированы в расчете на серьезные нагрузки. В частности, был разработан оригинальный демпферный узел соединения стоек и балок перекрытия. Надеемся, мы сможем более подробно рассказать о всех технологических новациях в наших следующих публикациях.

Фото-альбом: планы объекта

Объединение в одном объекте нескольких решений, часть из которых чрезвычайно редка, а часть вообще не имеет аналогов в данной типологии и создает тот коктейль, который дает полное право назвать новый аэропорт Камчатки уникумом, радикально меняющим современные представления об аэропортовых комплексах. И замечательно, что этот проект – часть стратегии работы целой компании, благодаря которой мы можем ожидать новые примеры инновационного отказа от стереотипов.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: