Искусство в огне

29 февраля Никола-Ленивец традиционно отметит Масленицу сожжением впечатляющего арт-объекта. Здесь уже отдавали огню «Медиабашню», «Бойконур», «Градирню», «Жар-птицу», «Пирамиду» и «Бастилию». В этом году сожгут 70-метровый «Мост» — проект от архитектурного бюро KATARSIS, который победил в конкурсе, обогнав сотню других участников. Иван Полисский, управляющий партнер парка Никола-Ленивец, рассказал о том, как выбирали новый объект и зачем искусство иногда нужно уничтожать на глазах у сотен людей.

— Каждую Масленицу Никола-Ленивец сжигает арт-объект, готовит эффектное представление. Что вы отдадите огню в этот раз?   

— Никола-Ленивец каждый год отправляет к солнцу какой-нибудь объект, в этом году это будет «Мост». Мы строим его уже третий месяц, и, пожалуй, это будет самый большой из объектов Масленицы, который мы когда-либо делали — 20 метров в высоту, 70 — в длину. Всё построено из непригодного материала — старых паллетов, веток, сена, то есть ничего ценного в огонь не бросаем. До сожжения по «Мосту» можно будет пройтись, вот вчера проверяли крепость — заезжали на него на машине.

— В чем отличие «Моста» от объектов других лет?

— Проект появился по результатам международного конкурса. «Мост» предложило питерское бюро KATARSIS — это молодые архитекторы, которые очень внимательно следят за происходящем в Никола-Ленивце, и, оказавшись здесь в первый раз, ориентировались, как будто приезжают каждый год. Особенность их предложения, которое сразу завоевало наши сердца, это создание мира в эскизах. Архитекторы обратились к образам Брейгелевской зимы, с персонажами, стягивающими хворост к мосту, которому предстоит сгореть. В этот образ хотелось всматриваться, вдумываться. Это то, каким образом я отличаю искусство, — мир, возникающий из обычного рисунка или простой идеи.

— Каким будет перформанс перед сожжением?

— Возможность поджечь «Мост» выпала Олегу Жуковскому и его театру La Pushkin из нескольких десятков артистов. Перформанс начнется в час дня, это будет брейгелевская версия масленичного городка, ярмарки с увеселениями для народа. Постепенно люди будут стягиваться к «Мосту», начнется сложный ритуал из хоровода, прощания и самовозгорания «Моста».

— Расскажите про других участников конкурса и их объекты, что запомнилось? Есть ли различие в видении русскоговорящих участников и иностранцев?

— Конкурс привлек огромное количество заявок. В основном, конечно, это были проекты из России в силу специфики Масленицы. Если говорить всерьёз, то наш конкурс — это срез состояния современного художественного мышления среди молодых авторов. Есть несколько очевидных трендов: во-первых, это уклон в технологизацию, многие ищут каких-то необычных способов решения задачи на уровне технологии, во-вторых, постмодернистская ирония в отношении классических образов, в-третьих, что на мой взгляд самое интересное и перспективное, — открытость профессии, очень много заявок приходит от людей, которые в основном занимаются чем-то более прагматичным, не full-time художники. 

— В чем сакральный смысл уничтожения искусства?  

— Масленица — это возникновение искусства в огне. Объект, а если быть точнее, перформанс, возникает в пламени. «Мост», конечно, красивый получился. Но это не само произведение, а только сцена. На эту сцену должен выйти соавтор — огонь, как стихия, как природа, и исполнить своё произведение на глазах собравшихся. Сцена в этот момент, конечно, исчезнет, но мы же не говорим, что фейерверк — это уничтожение пороха. Кроме того, рукописи не горят, особенно в наш век сохранения памяти на цифровых носителях. 

Масленица в Никола-Ленивце, 29 февраля 2020
Подробности и билеты на сайте

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: