Архитектура и анимация

Будучи неотъемлемой частью нашей культуры, архитектура регулярно фигурирует в мультипликационных и анимационных произведениях. Реальные и вымышленные здания могут служить не только как фон и декорации, но и передавать дух места и эпохи, быть основными двигателями сюжета и даже наделяться душой. Благодаря тому, что идеи создателей мультфильмов ограничены только полетом их собственной фантазии, существует большое количество разнообразных и интересных примеров использования объектов архитектуры в мультфильмах.

«Песенка мышонка» (1967)

Советские мультфильмы брежневской эпохи известны наличием в них общественно значимой морали, характерной для тех лет. Помимо стандартного набора наставлений из народных сказок, они также прививали юным зрителям более актуальные ценности: желание вступать в пионеры, соблюдать законы государства и трудиться на благо социализма. Как раз о последнем идет речь в мультфильме «Песенка мышонка». Главный герой в озвучке Клары Румянцевой практикует тунеядство и поет песенки до тех пор, пока не оказывается на стройке жилого дома. Как известно, кто не работает, тот не ест, поэтому мышонку с помощью зверей-строителей пришлось приобщиться к физическому труду, тем самым став порядочным советским гражданином.

Стоит уделить внимание тому факту, что звери строят именно кирпичный дом. Дело в том, что в конце 1960-х годов в жилищном строительстве почти отказались от строительства из кирпича в пользу панельного домостроения. Это случилось потому, что возводить панельные дома было проще, быстрее и дешевле. Процесс был настолько автоматизированным, что для иллюстрации классического ручного труда в рамках мультфильма, вероятно, больше подходил именно кирпичный дом. Более того, скромный голый фасад здания напоминает еще об одной особенности архитектуры той поры, речь о которой пойдет ниже.

«Ирония судьбы, или С легким паром» (1976)

 В середине 1950-х годов в советской архитектуре произошел переворот, известный как «борьба с излишествами». Его суть заключалась в том, чтобы сделать строительство функциональным, а здания — типовыми, раз и навсегда отказавшись от сталинского неоклассицизма и характерных для него декоративных решений. Это помогло ускорить темпы создания жилых домов, дефицит которых был остро стоящей проблемой, но сделал застройку во многом однотипной и безликой.

Этой теме посвящен короткий сатирический мультфильм, показанный в самом начале «Иронии судьбы». В нем одинаковые, потерявшие все «излишества» панельные дома стремительно маршируют друг за другом, появляясь в самых неожиданных местах и меняя облик окружающего пространства. Этот эпиграф, а заодно и смелый для той поры социальный комментарий режиссера Эльдара Рязанова, предваряет завязку сюжета фильма, произошедшего в том числе по причине «одинаковости» новых домов, улиц и целых районов, возникавших в ту эпоху.

«Домовенок Кузя» (1986)

Как раз в шестнадцатиэтажный панельный дом, в квартиру под номером 588 попадает Домовенок Кузя, главный герой одноименного цикла мультфильмов. Этот добрый дух, привыкший хозяйничать в старомодных избах, в начале первой серии оказался в необычной для себя обстановке. Пустая комната без мебели и закутков заставила домового нервничать, ведь прятаться от людей ему теперь было практически негде. Тем не менее, он и его новая хозяйка быстро нашли общий язык. Перед этим услугами Кузи пользовалась Баба-Яга, еще одна известная фольклорная героиня, в свою очередь живущая в абсолютно уникальном доме.

Избушка на курьих ножках — один из самых популярных и запоминающихся образов из народных сказок, который неоднократно обыгрывался в кино и анимации. В комедийном мультфильме про Кузю избушка не наделена обычно ассоциируемыми с ней качествами проводника между мирами и опасной магической сущности, а лишь является «гаджетом» Бабы-Яги, комично скачущим по лесу и выполняющим ее поручения. А внутри избушки художником-постановщиком был воссоздан аутентичный интерьер русской избы со всей ее утварью в миниатюре, в том числе русская печь.

«Ходячий замок» (2004)

Избушка на курьих ножках является настолько захватывающим воображение визуальным образом, что ее по-своему интерпретировали и экранизировали представители других культур. Именно ей, по его собственному признанию, вдохновлялся Хаяо Миядзаки при создании одного из своих известнейших полнометражных аниме «Ходячий замок». По сюжету юная девушка Софи превращается в пожилую женщину по вине злых чар, и в поисках решения проблемы она попадает в огромный таинственный замок, передвигающийся с помощью ног. Это величественное здание выглядит очень причудливо и нелогично, что играет на руку его мистическому статусу. Но помимо магии, а именно волшебного огня, который оживляет замок, его также питают паровые механизмы. Это, как и внешний облик дома на ножках, отсылает к стимпанку — научно-фантастическому визуальному стилю, вдохновленному паровыми машинами конца XIX века и характерной для той поры эстетикой модерна в архитектуре и дизайне. А облик тех сооружений в аниме, что не передвигаются, вдохновлен городами французской исторической области Эльзас и средневековой европейской архитектурой в целом.

«Горбун из Нотр-Дама» (1996)

Говоря о Франции, одной из первых ассоциаций с этой страной у многих является знаменитый Собор Парижской Богоматери. Храм начали строить почти 900 лет назад, поэтому он стал свидетелем множества важных страниц истории страны. Тому факту, что Нотр-Дам пережил Французскую революцию и существует по сей день, он во многом обязан Виктору Гюго и его роману «Собор Парижской Богоматери», шедевру литературы романтизма. Эта вечная история о трагической любви цыганки и звонаря в средневековом сеттинге неоднократно с момента выхода книги получала визуальные адаптации, в том числе в мультипликационной форме. Самая известная из них — диснеевский мультфильм-мюзикл, как и первоисточник, ставший культовым.

Вступительная сцена демонстрирует зрителю кропотливо нарисованный вручную Нотр-Дам таким, какой он был в ту пору — величественный, возвышающийся над остальным Парижем шедевр готики. А один из главных атрибутов внешнего облика храма, горгульи, в мультфильме являются полноценными действующими лицами. Если в книжном первоисточнике Квазимодо изливал душу зловещим изваяниям из камня, которые не могли его услышать и ответить, то в диснеевской адаптации их сделали живыми и даже наделили характерами и чувством юмора.

«Дом-монстр» (2006)

События мультфильма «Дом-монстр» разворачиваются вокруг жуткой идеи: что, если в здания, гарант безопасности человека перед неизвестностью, могут вселяться злые духи? Троим юным друзьям, оказавшимся в невиданной опасности, предстоит узнать, почему дом неприятного соседа ожил, и как этим потусторонним силам противостоять. Несмотря на то, что действие мультика происходит в далеком 1983 году, уже в тот момент здание в духе ранних американских пригородов выглядит старомодно и ветхо.

Монструозность дома была достигнута в том числе расположением его конструктивных элементов. Существует зрительная иллюзия, известная как парейдолия, суть которой в том, что люди склонны видеть образ человеческого лица в неодушевленных предметах. Эта «игра разума» является обусловленным эволюцией механизмом восприятия мира, ведь для выживания ранние люди должны были быть способны моментально считывать лица других людей. Двери и окна частных домов являются одним из примеров того, что способно порождать парейдолию. Как раз на этом, и на неприветливом внешнем облике в целом, основано изначальное напряжение, нагнетаемое вокруг здания.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: