Middle Fork

Восхищение природой, ее масштабом, загадочностью и многообразием — пожалуй, именно та эмоциональная потребность, которая не зависит от значительного культурного опыта и особых эстетических познаний. Но тем удивительнее, что для ее удовлетворения большинству из нас приходится совершать немалые усилия, будь то небольшая поездка за город или заранее спланированное длительное путешествие. 

Прекрасное рядом и в то же время недоступно по первому зову. К счастью, всегда находились люди, готовые донести для всех естественную красоту окружающего мира. На протяжении многих лет роль подобных «прометеев» исполняли живописцы, намного позже к ним добавились фотографы. Сегодня, когда выразительные средства искусства достигли небывалого разнообразия, в этот ряд, несомненно, добавилось искусство создания инсталляций.

Американец Джон Грейд (John Grade) известен как автор многочисленных органических скульптур и произведений лэнд-арта, в основе которых прослеживается четкий ориентир на максимальное слияние рукотворных объектов с природным началом. По сути, автор воссоздает фантастические образы, которые вне галерейного пространства воспринимаются таинственными артефактами странных миров.

Величественные объекты не просто имитируют натуральное происхождение, а пытаются показать зрителю, что, даже если человеку не подвластно создание масштабной уникальной структуры, тем не менее, при определенном упорстве он может расширить границы собственного осознания еще неизведанного творческого потенциала нашей планеты. Разумеется, все работы Джона несут в себе очевидный экологический посыл, чувство заботы и сопричастности к окружающей среде.

Инсталляция Middle Fork стала наиболее ярким воплощением его идеи социо-культурного вовлечения людей в процесс уникального взаимодействия с природным материалом. Гигантская скульптура представляет собой точную копию 140-летнего хвойного дерева-долгожителя тсуги, которое произрастает в лесу Норд-Бенд (штат Вашингтон), собранную из сотен тысяч мелких деревянных брусков. На реализацию проекта ушло около десяти месяцев, при этом каждая стадия представляла отдельный трудоемкий технологический процесс. Прежде всего, для создания столь массивной трехмерной поверхности необходимо было получить слепок всей поверхности дерева. В качестве материала был выбран гипс. Им равномерно было покрыто несколько десятков метров ствола и близлежащие ветки. В результате на внутренней поверхности гипсовой оболочки отформовались все сложные криволинейные переходы поверхности дерева. 

Полученный таким образом каркас был разделен на несколько частей и отправлен в галерею MadArt (Сиэтл), ставшую впоследствии одновременно и мастерской для дальнейшего преобразования. Там Джона и его команду уже ожидало множество заранее изготовленных из переработанной древесины кирпичиков, с помощью которых им предстояло постепенно, почти в медиативной обстановке, собрать финальный объект.

Примечательно, что в проекте мог поучаствовать любой желающий — галерея располагается на оживленной пешеходной улице, и ее двери всегда были открыты как для волонтеров, так и для просто любопытствующих прохожих. 

Процесс построения инсталляции требовал от вовлеченных людей широкого спектра навыков, поэтому каждый технический участок формировался исходя из уровня квалификации работающего на нем добровольца. Хотя очевидно, что для большинства участников проекта наиболее интересной стала ответственная операция наклеивания деревянных частиц вокруг гипсовых заготовок. Самыми активными помощниками стали посетители — студенты и супружеские пары с детьми. После того, как все крошечные детали сформировали отдельные полые блоки, повторяющие тектонику ствола и веток, их отшлифовали и подвесили в горизонтальное положение, получив тем самым почти непрерывную изящную структуру.

Джон уверен, что подобная социальная инициатива дала возможность посторонним людям гораздо ближе познакомиться с окружающим миром, а такое погружение в природные феномены не оставило равнодушными ни зрителей, ни соавторов проекта.

Пока гигантская инсталляция демонстрируется в Сиэтле, но планируется, что в скором времени ее также увидят в Лондоне и Вашингтоне. После чего скульптуру привезут обратно на место, где растет оригинальное дерево. По замыслу Джона, ее, как и остальные арт-объекты, ожидает медленное растворение и разрушение в естественных условиях, что символизирует возвращение к природным истокам.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: