Engineering Temporality

Философский подтекст в проектах предметных дизайнеров встречается нередко. Теоретическая и практическая части входят во все большее взаимодействие, оставляя стороннему наблюдателю в лице потребителя, критика или, например, байера широкую возможность для интерпретации и оценки вещи не столько с функциональной, сколько с эмоциональной стороны. 

В проекте Engineering Temporality (можно перевести как «Воспроизводимая временность») автор вывел стороннюю смысловую составляющую на новый, уже скорее психологический уровень, когда предметы мебели производят впечатление не только своим внешним видом, но и историей создания. 

Особую ценность коллекции придает то, что стремление показать невидимую суть объекта связано не с абстрактными, обобщенными жизненными моментами, а с сугубо личным опытом и переживаниями героя статьи.

Дизайнер Томас Маркунпойка (Tuomas Markunpoika) родился в Финляндии. Первые профессиональные навыки он получил на кафедре дизайна мебели в институте Лахти. После его окончания он переехал в Амстердам на стажировку к самому Марселю Вандерсу, продолжив параллельно учебу в Академии дизайна Эйндховена. Окончив ее с отличием в 2012 году, он почти сразу же организовал свою студию. Тема его диссертации звучала крайне серьезно: «Воспроизводимая временность. Исследование метафизики дизайна, колебания между смертью, памятью и материальной культурой». Именно на основе этой работы Томас воплотил теоретические исследования в реальный продукт, который практически сразу после своего появления успел стать номинантом конкурса на лучший дизайн мебели, проводимый лондонским Музеем дизайна и получить признание на нескольких галерейных выставках.

Предметы из серии Engineering Temporality — это функциональные арт-объекты, призванные подчеркнуть хрупкость человека и вообще всего материального мира. Их можно рассматривать как попытку перевести человеческую уязвимость в объект дизайна путем внедрения более глубокого значения гуманизма в эту сферу, где сейчас первостепенное значение придается лишь функциональности, внешней эстетике и оптимизации под массовое производство. На выбор столь непростой темы дизайнера подвигли труды немецкого экзистенциалиста Мартина Хайдеггера, но главной причиной стало развитие у родной бабушки болезни Альцгеймера. Для этого недуга характерны такие симптомы, как тяжелое расстройство памяти, интеллекта, а также серьезные проблемы в эмоциональной и поведенческой сферах.

В своем проекте Томас выявил несколько ключевых параметров, определяющих ценность его объектов. Во-первых — это временность. 

По мнению философа Хайдеггера, временность — именно то, что определяет нас как людей. Понятие Dasein (буквально означает «Быть—там») является основным способом бытия.

Dasein объединяет прошлое, настоящее и будущее, а наше существование неразрывно связано с заботой о сохранении этих характеристик времени, и только такая забота раскрывает нашу человеческую сущность.

Во-вторых — это хрупкость. Обычно мы применяем это определение к объектам, которые имеют для нас особое значение, и нам необходимо заботиться о них. Это нечто, легко поддающееся разрушению, может выражаться психологически, метафизически или через вполне физическую материальность. Тем не менее, именно хрупкость, как правило, наделяет объекты большей ценностью в силу нашей временной природы. 

Другой немаловажный аспект проекта — огромный вклад материальной культуры в жизнь современного человека. Воспоминания очень хрупки и подобно непрочным вещам нуждаются в защите, какой-то реальной оболочке. Поэтому за долгие годы в обществе сформировалась традиция того, что они непременно должны быть представлены через материальные объекты. Такими объектами становятся сувениры и наши личные вещи, которые мы воспринимаем по особому не столько из-за их функциональности, сколько из-за личных историй и воспоминаний. 

В итоге, автор сумел очень точно передать переходное состояние объектов, связав их с сознанием людей, страдающих нарушением памяти, когда мысли похожи на рваные фрагменты, а неосязаемые клочки воспоминаний эфемерны и оставляют только очертания.

Для визуализации этого философского аспекта через привычные предметы мебели Томас решил воссоздать лишь оболочку предметов. Для этого был необходим надежный и простой в обработке материал. Выбор был сделан в пользу трубок из нержавеющей стали. Такой материал весьма распространен в мебельном производстве. 

Но, чтобы передать идею с пустым внутренним пространством, трубки сами по себе выглядели слишком тяжеловесными, и дизайнер просто нарезал их кольцами. Полученные несколько тысяч колечек были сварены между собой и наподобие кольчуги полностью покрыли деревянные комоды, кресла и стулья. Пожалуй, это стало самой трудоемкой частью процесса. Затем начиналось самое впечатляющее — сжигание деревянной основы. 

В результате, после воздействия огня, остается лишь легкий, покрытый копотью каркас, который словно растворяется в окружающей среде. 

Но это как раз тот эффект, которого и пытался достигнуть Томас Маркунпойка. Все изделия вполне функциональны — на стуле и в кресле можно сидеть, а буфет выдерживает любую посуду. Разумеется, такой метод перерождения формы в новую структуру можно применить к любому предмету, так что постепенно серия Engineering Temporality дополнилась канделябрами, настольной лампой и люстрой. Подобная технология сжигания использовалась дизайнерами и раньше, однако именно в творениях Томаса суть сгорания раскрывается через такой сакральный и глубокий смысл, нисколько не связанный с искусственным эпатажем. 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: