Elettroshock

Как известно, в центре Милана всегда можно найти «кладовые» креатива, а если пытаться искать их весной во время Недели дизайна, то шансы найти что-то интересное увеличиваются в геометрической прогрессии. Так произошло и в этот раз: прогуливаясь от Тортоны (главного очага проектов и инсталляций) в сторону центра, случайно по пути удалось заглянуть в один тихий дворик, где, как оказалось, в уютном старом здании располагалась знаменитая экспериментальная площадка FabLab.

Это место собрало в себе всевозможные аддитивные технологии от простейшего 3D принтера до непонятных «штуковин» для производства новых материалов. Доступ в лабораторию абсолютно свободный, днем в ней работают дизайнеры и изобретатели, а по вечерам устраиваются курсы, семинары и практикумы по актуальным технологическим темам.

Мой визит совпал с рабочим временем дизайнера Массимилиано Адами (Massimiliano Adami), готовившего свой очередной проект к демонстрации на выставке. Для Массимилиано всегда была интересна деятельность на стыке искусства и дизайна, поэтому известен он прежде всего своими причудливыми, смелыми решениями и постоянной активностью в ремесленных экспериментах над вторично перерабатываемыми материалами. 

В целом ряде своих изделий он сочетает инновационный производственный процесс с чувственным и радикальным восприятием формы и образа.

Проект, над которым велась работа во время нашей встречи, носит название Elettroshock, и, пожалуй, его можно назвать самым амбициозным и технически сложным в творческой биографии автора. Дизайнер попытался создать предметы, выразительная мощь которых проявляется непосредственно в процессе производства. 

Если в своих предыдущих работах Адами использовал уже готовые разнообразные повседневные объекты для того, чтобы дать им новую жизнь в виде удивительных вещей, подходящих скорее для коллекционирования, то в проекте Elettroshock дизайнер обозначил глубокое взаимодействие с «живым» пластиком для создания беспрецедентной серии предметов мебели практически с нуля. По сути, Elettroshock это не просто имя проекта, а название новой полноценной технологии.

В основе получения поверхностей лежит химический процесс кристаллизации пластического порошка под воздействием контролируемого электрического тока. Свой объем и внешний вид объекты получают без использования каких-либо промышленных формовочных приспособлений. Масса термопластичного вещества в виде гранул или порошка, разведенного в  жидкости, помещается в деревянный контейнер, где и происходит последующее отвердевание вокруг контура из металлической проволоки. Нагретая при помощи тока проволока плавит близлежащий материал, который остается на ней в виде пористого налета, чья толщина и плотность зависит от множества факторов.

Исследования, предварительно проведенные Адами с целью оптимизации процесса, были довольно интуитивны и спонтанны, основывались на первом опыте простого синтеза полиэтиленового порошка, проведенного еще в 2012 году. 

С тех пор дизайнер создал немало уменьшенных прототипов изделий. Вначале он использовал в качестве каркаса тонкую проволоку с током низкого напряжения. Эксперименты прошли достаточно удачно, и, вдохновившись ими, он приступил к изготовлению первых полномасштабных моделей. Для них, в свою очередь, потребовалось провести немало дополнительных итераций, отличающихся между собой по таким параметрам, как количество порошка, размер гранул, толщина проволоки, напряжение тока и время плавления.

После того как были получены оптимальные вводные параметры, Адами спроектировал и построил специальный трансформатор и усовершенствовал вид металлических заготовок-каркасов. В результате объекты получили не только богатый выразительный потенциал, но и улучшенные прочностные характеристики. Вызов объектов Elettroshock современному формообразованию состоит именно в этом: преодоление привычного подхода к серийному производству и создание тиражированного изделия, обладающего при этом индивидуальными особенностями и нюансными различиями. Важная положительная сторона состоит также в том, что при данной технологии точность изготовления тиража достигается за счет четкого алгоритма и верно заданных настроек, однако ничего не мешает выборочно изменять их при необходимости на любом этапе процесса, чтобы получить немного иной объект.

Стулья и столы, изготовленные таким методом, несмотря на кажущуюся хрупкость, впечатляют их неожиданной структурной прочностью и без проблем выдерживают значительный вес, а лампы серии Elettroshock, пожалуй, наиболее полно выражают квинтэссенцию легкости и простоты своей технологической природы. 

Своим проектом Elettroshock Адами, кажется, готов подорвать прочные устои современной системы личных вещей, основанной на массовом производстве, и предлагает приобщиться к неорадикальному видению получения индивидуальных серийных изделий.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: