ВХУТЕМАС. Архитектура
Содержит работы архитектурного факультета ВХУТЕМАСА (1920—1927).
«Художественная архитектура начала падать с тех пор, как распались коллективы мастеров, строивших соборы раннего средневековья, и художники-мастера отделились от ремесленников и рабочих. Ремесло дифференцировалось, усиленная специализация и конкуренция изменили характер строительства. Художникам остался удел декоративного украшательства, постройки эффектных и парадных зданий. Вся же утилитарная архитектура попала в руки инженеров и техников. После Ренессанса мы не имели органического стиля в архитектуре. Мы имели только стилизацию, музейное реставраторство, мертвый академизм. Эпоха господства буржуазии была эпохой чистого эстетизма и одновременно шаблонного вульгарного техницизма. Люди строили однотипные казарменные ящики домов для всеобщего употребления. А для себя безвкусные стилизованные коробки в стиле модерн. Самые практичные дельцы были эстетствующими мещанами, убежденными, что искусство должно украшать и декорировать жизнь, скрывать ее обнаженную правду. Хотя господство буржуазии и разрушило художественную архитектуру, превратило ее в объект финансовой спекуляции, убило архитектурный стиль и обезобразило землю каменными гробами современных городов,— архитектура все-таки не умерла. Господство буржуазии кончается, и наступает эпоха величайшего в истории человечества культурного строительства, архитектурного строительства в том числе.Типология художественных стилей свидетельствует, что в истории искусства самыми творческими и органическими были эпохи господства Синтетического, Монументального и Конструктивного стилей. Это были эпохи широкого общественного строительства, основанного на господстве коллективных интересов и ограничении личного своекорыстия». Павел Новицкий