Величайшая скульптура XX века

Гуляя по ВДНХ в Москве, смотря фильмы киностудии «Мосфильм», разглядывая советские почтовые марки — каждый житель России хотя бы раз видел знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница». Это монументальное произведение искусства стало не только воплощением социалистических идеалов труда, но и одним из символов всего Государства Советов в Европе XX века. Это случилось благодаря визиту «Рабочего и колхозницы» в Париж на Всемирную выставку 1937 года. На ней европейская публика впервые увидела скульптуру, которая произвела фурор и была признана многими одной из величайших скульптурных работ столетия. Спустя годы стальное изваяние и его наследие и по сей день продолжают жить.

Точка отсчета истории скульптуры «Рабочий и колхозница» — 1936 год. Ее создание началось с проекта выдающегося советского архитектора Бориса Иофана. Монумент должен был венчать павильон СССР на Всемирной выставке в Париже, которая была запланирована на следующий год.

Эскизный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. Борис Иофан, 1936

Согласно замыслу Иофана крестьянка и пролетарий, возносящие к небу серп и молот с герба Советского Союза, символизировали рабоче-крестьянскую утопию, к которой стремился СССР. Основными прототипами послужили античные скульптуры — «Тираноборцы» (откуда была взята героическая форма стоящих спиной к спине афинян Гармодия и Аристогитона) и «Ника Самофракийская» (изображающая древнеримскую богиню победы, устремленную вперед в полете).

Фото-альбом: скульптуры

Тираноборцы. Критий и Несиот, 476 до н. э.; Ника Самофракийская. Пифокрит, ок. 200 до н. э.


После того как проект был утвержден, объявили конкурс на пластическую реализацию. Скульптором, которому предстояло воплотить замысел в жизнь, стала Вера Мухина. Она внесла в проект свое видение — композиция стала еще пластичнее и динамичнее. Помимо откинутых назад рук рабочего и колхозницы, помимо одежд, словно развевающихся на ветру, Мухина дала в руку крестьянке шарф, эффектно оплетающий всю композицию. В первоначальной задумке Иофана подразумевалось, что фигуры, подобно античным скульптурам, должны быть обнаженными. Иван Межлаук, комиссар будущей выставки, попросил Мухину в частном разговоре о том, чтобы нагота в монументе отсутствовала. Были и другие попытки повлиять на облик «Рабочего и колхозницы». Некоторые представители партийного жюри говорили о нецелесообразности шарфа, предлагая его убрать. Сама же скульптор настаивала на том, что шарф необходим. Вячеслав Молотов, стоявший во главе комиссии, в этом вопросе занял сторону Мухиной.

Скульптура «Рабочий и колхозница». Вера Мухина, 1936

После окончательного утверждения проекта Мухиной в ноябре 1936 года началась работа над изготовлением скульптуры. Детали отливались на московском заводе ЦНИИМАШ на основе специально созданной уменьшенной версии, масштаб деталей которой увеличивали в 15 раз. Несмотря на первоначальные замыслы сделать монумент из бронзы, в качестве материала решено было использовать нержавеющую сталь, ради ускорения темпов и практичности производства.

Всего за три с половиной месяца в рекордно короткие сроки скульптура была полностью готова. Ее высота составила около 25 метров, вес — около 75 тонн. После окончания строительства Иосиф Сталин лично посетил завод для того, чтобы осмотреть монумент. Результаты его удовлетворили, и «Рабочему и колхознице» был дан зеленый свет во Францию.

Монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937

Путь до Парижа по железной дороге составлял около 3 000 километров. По этой причине, а также из-за огромных габаритов скульптуры, ее разделили на 65 частей. Все части были отправлены на нескольких десятках поездов вместе с мачтовым краном для пересборки. По пути пришлось делить на части некоторые детали, которые мешали проезду поездов в тоннелях.

Павильон для Всемирной выставки с украшающим его монументом наверху был возведен не без происшествий, но в рекордные сроки. Проект павильона, как и скульптуры, был разработан Борисом Иофаном, он же руководил его строительством в Париже. Здание, облицованное самаркандским мрамором, протянулось на внушительные 165 метров. Внутри были размещены экспонаты призванные демонстрировать техническое и культурное величие страны. «Рабочего и колхозницу» при помощи электросварки собрали повторно и установили на здание павильона СССР после его возведения.

Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже. Борис Иофан, 1937

Всемирная выставка в Париже была открыта 25 мая 1937 года. На ней можно было увидеть павильоны 47 стран. Однако главными конкурентами за золото выставки стали СССР и нацистская Германия. За два года до начала Второй мировой войны гитлеровская Германия еще не подверглась окончательному остракизму со стороны большинства стран, оставаясь интегрированной в европейское сообщество.

В те годы между СССР и Германией существовали сложные и противоречивые отношения, в которых сотрудничество в некоторых экономических сферах соседствовало с соперничеством в политических. Два государства расценивали друг друга как главных конкурентов за влияние и идеологических соперников, но открытой конфронтации еще не происходило. Вместо этого, в числе прочего, Германия и СССР мерились величиной монументов на Всемирной выставке в Париже. Накала страстей добавил тот факт, что их павильоны было решено разместить друг напротив друга. Узнав, что немецкий павильон уступает в высоте советскому, немецкое правительство потребовало «удлинить» постройку. Впопыхах к зданию в виде римской цифры III наверх был добавлен орел с нацистской символикой.

Павильоны Германии и СССР на Всемирной выставке в Париже, 1937

Это не помогло Германии взять верх над Советским Союзом, так как обе страны были равнозначно награждены золотыми медалями за свои павильоны. Однако, в силу очевидных причин, немецкий оказался придан забвению, в то время как скульптура «Рабочий и колхозница» запомнилась всей Европе. Архитекторы, поэты и художники, среди которых был сам Пабло Пикассо, восторгались работой, называя ее величайшим скульптурным сооружением XX столетия, а ее внешний облик стал популярной темой для сувениров и почтовых марок той поры.

За успех павильона на Всемирной выставке Борису Иофану была присуждена Сталинская премия второй степени, Вера Мухина удостоилась Сталинской премии первой степени.

Борис Иофан и Вера Мухина, 1936

После удачного выезда в Париж решено было перевезти скульптуру обратно в Москву, несмотря на предложение о выкупе, поступившее от французов. В этот раз пересборка оказалась более сложной — при обратной транспортировке многие фрагменты «Рабочего и колхозницы» оказались повреждены. На восстановление первоначального вида в 1939 году ушло более полугода.

Новым домом скульптуры оказался вход выставочного комплекса ВСХВ, ныне известного как ВДНХ, открывшегося в 1939 году. Согласно первоначальному проекту постамента, его высота должна была приближаться к высоте павильона на Парижской выставке. Но в итоге он был заменен на более низкий, одиннадцатиметровый. Это было неудачным решением: скульптура, находясь на непропорционально низком постаменте, лишилась размаха и величественности. Вера Мухина болезненно воспринимала этот факт, о чем она пыталась спорить с правительством. Лишь в 1975 году в начальстве Москвы решились на создание нового постамента, поручив разработку проекта Борису Иофану. Тот скончался спустя год, из-за чего проект так и не был реализован.

Скульптура «Рабочий и колхозница» в Москве, 1968

За десятки лет нахождения в Москве скульптура «Рабочий и колхозница» со временем подвергалась медленному разрушению. Уже в конце 1990-х годов ее состояние оценивалось как критическое. Погодные условия и выхлопные газы портили облицовку, а каркас обветшал и без реконструкции в один момент мог просто рассыпаться.

В 2003 году началась комплексная реставрация «Рабочего и колхозницы», затянувшаяся на 6 лет. В ходе дорогостоящих операций удалось очистить и укрепить детали вновь разобранной скульптуры. Также был спроектирован новый плотный каркас, тяжелее своего предшественника более чем в два раза. Кроме того, наконец вместо «пенька», как его называла Вера Мухина, появился новый более высокий и сделанный в стиле того самого павильона Бориса Иофана постамент.

Новый постамент скульптуры «Рабочий и колхозница», 2016

Оглядываясь назад, история «Рабочего и колхозницы» — пример удивительного стечения обстоятельств, приведших к успеху. Несгибаемая воля скульптора и кропотливый труд сотен людей позволили случиться одному из главных триумфов советского искусства в Европе.

Обложка статьи: монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: