Конкурс, главная задача которого – не только выявить талантливых авторов, работающих в сфере архитектурной фотографии и цифрового искусства, но и продемонстрировать бесконечные выразительные возможности архитектуры и урбанистической среды через изображения реально существующих объектов, а также воображаемых зданий и городов, созданных при помощи компьютерных программ и даже сгенерированных при помощи нейросетей.
Создавая миры: итоги

- Текст:9 июня 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Родион Шумилов, заместитель генерального директора ГК «Галс-Девелопмент», руководитель бизнес-направления «Развитие» отмечает:
Родион ШумиловКонкурс проходил второй раз, и мы заметили, как выросло мастерство участников, как через свои работы они смогли по-новому выразить визуальный код современной архитектуры, в том числе, благодаря применению современных технологий в виде искусственного интеллекта и нейросетей. Проект “Создавая миры” позволяет переосмыслить привычную городскую среду, определить вектор ее развития, сделать лучше и комфортнее в будущем.
Конкурс привлек внимание сотен художников, фотографов, дизайнеров и архитекторов со всей страны. Общее число заявок на участие в конкурсе превысило 650 штук. Из их числа в лонг-листы попали только 85 работ в номинации «Фотография. Архитектура» и 93 работы в номинации «Digital Art. Архитектура». Их отличает особый взгляд на архитектуру, позволяющий увидеть в привычных или фантазийных формах целый мир, существующий по своим законам, прекрасным и интригующим. Индивидуальность авторского видения, смысловая и образная насыщенность, художественное качество и мастерство владения инструментами обработки изображения – эти качества требовались для участия в конкурсе «Создавая миры».
Экспертное жюри конкурса, в которое вошли представители организатора и партнеры конкурса, а также ведущие российские архитекторы, фотографы, медиахудожники и эксперты в сфере цифрового искусства, выбрало в финал 10 лучших работ, по 5 в каждой из номинаций.
Ирина Стрелкина, директор департамента архитектуры и дизайна ГК «Галс-Девелопмент» рассказала о приоритетах в оценке конкурсных работ:
Ирина СтрелкинаКаким будет наше будущее? Какой будет архитектура завтрашнего дня? Над этими вопросами команда “Галс-Девелопмент” работает постоянно. И мне было особенно интересно увидеть в конкурсных работах огромный диапазон вариантов и трактовок. Вне зависимости от того, насколько реалистичными или фантастическими они были, невозможно было не почувствовать энтузиазм и искренний интерес авторов к архитектуре, ее выразительным и пространственным возможностям. Именно с этой точки зрения я и старалась подходить к оценке конкурсантов. Не столько учитывая композицию, идею, мастерство исполнения, сколько прислушиваясь к своему эмоциональному отклику, как та или иная работа отзывалась во мне, заставляла включиться в созданный автором мир или оставляла равнодушной. Чаще всего, отклик вызывали работы, в которых чувствовался авторский почерк и глубокая, осознанная работа с изображением, а не просто результат спонтанного эксперимента с искусственным интеллектом. Нейросети дают обманчивое впечатление легкости получения эффектной картинки. Но для создания настоящего художественного произведения, нужна более тщательная работа днями и даже неделями. И было очень приятно увидеть на конкурсе значительное число действительно неординарных изображений, включая фотографии, авторы которых находили интересные ракурсы и оригинальные приемы постобработки.
Андрей Киселев, архитектор, иллюстратор, преподаватель, основатель студии sintez.space, руководитель экспериментальной проектной лаборатории ИОН РАНХиГС поделился своим взглядом на конкурсные работы:
Андрей КиселевКонкурс “Создавая миры” интересен как пример привлечения внимания к архитектурной графике, к видам графического искусства, связанным с архитектурой, широкой аудитории, как пример выхода за пределы достаточно герметичного профессионального сообщества архитекторов. Архитектура создается многими людьми, и поэтому в ней именно результат общих усилий является кульминацией и мерилом успеха, а не изначальная идея или образ. Многие работы, которые мы оценивали на конкурсе ”Создавая миры”, особенно в номинации Digital Art, также являлись продуктом не столько авторского замысла, сколько совместной работы, соавторства человека и цифровых технологий. И очень легко в этой системе стать ведомым, пойти на поводу предложений нейросети. Намного сложнее, но и интереснее искать какие-то новые пути взаимодействия с искусственным интеллектом и цифровыми технологиями, сломать расхожие шаблоны. Авторское высказывание, произведение искусства рождается не благодаря, а вопреки заложенным в цифровые инструменты паттернам. И меня очень обрадовало, что на конкурсе были такие работы, чьи авторы мастерски использовали возможности различных нейросетей и цифровых инструментов. Впрочем, не все возможности были раскрыты. Уже сейчас существуют способы выйти за границы статичного изображения и “зашивать” в него дополнительные информационные и визуальные слои, предполагающие интерактивное взаимодействие с ними зрителя. Мне было бы интересно увидеть такие эксперименты. Будем ждать следующего конкурса.
Все 10 работ, вышедших в финал конкурса «Создавая миры» были представлены на специальной экспозиции на стенде ГК «Галс-Девелопмент» на выставке-форуме АРХ Москва. Из их числа, по итогам голосования членов жюри, были выбраны победители номинаций. Ими стали:
В номинации «Фотография. Архитектура» лучшей была признана работа «Темпоритм» Ланы Семутниковой, а в номинации «Digital Art. Архитектура – «Атланты» Полины Шиндиной.
Во время церемонии награждения Полина Шиндина прокомментировала свою работу:
Полина ШиндинаМногие мои знакомые говорили мне, что «Атланты» выглядят устрашающе. Но мне хотелось показать совсем другое: не страх перед будущим, а надежду. Я попробовала при помощи нейросети, которая знает весь путь человечества, знает все наши страхи и боли, найти решение проблемы нашего выживания. Мне казалось, что ответ должен сочетать архитектуру, биологию и технологии. Как если бы архитектура услышала человека и начала работать на него, начала чувствовать, начала сама проявлять чувства и заботиться о человеке. Так получились ”Атланты” — это такие живые дома, покровители и защитники мира.
Призовой фонд онлайн-конкурса в размере 200 тысяч рублей будет разделен поровну между победителями.
На церемонии подведения итогов конкурса специальные дипломы были вручены победителям онлайн-голосования, которыми стали Александр Мануковский с работой «Диалог» в номинации «Фотография. Архитектура» и Ирина Халезова с работой «Мир сам себя не создаст» в номинации «Digital Art. Архитектура».
Все финалисты получили дипломы лауреатов конкурса «Создавая миры».
В заключении Екатерина Шалина, искусствовед, продюсер конкурса «Создавая миры» подвела итоги:
Екатерина ШалинаВ этом году конкурс продемонстрировал очевидный качественный рост проекта. Более сложная задача, тщательная работа с заявками дали свой результат: в лонг-листы обеих номинаций вошло существенное число первоклассных работ, и особенно радует, что они привлекли внимание профессионального сообщества и стали источником вдохновения и ценной информации также за рамками конкурса. Например, некоторые работы были включены в проект ”Панорама”» о футуристической архитектуре, который редакция журнала “Проект Россия” представила на АРХ МОСКВЕ. О высоком уровне конкурса в целом свидетельствует и широкий диапазон мнений жюри при выборе финалистов. В финал вышли работы, набравшие примерно равное количество баллов и обладающие не только художественным и техническим качеством, но и отличающиеся особым авторским миропониманием и ощущением архитектуры. Новшеством в этом году стала анимация, которую художник Алексей Захаров создал на основе всех 10 работ, вышедших в финал. Его видео показывает, как цифровые инструменты расширяют границы восприятия изображений и освобождают фантазию зрителя, давая ему возможность как бы “войти” в мир, созданный автором работы, почувствовать себя его ”обитателем”. Цифровые инструменты развиваются. Неудивительно, что в этом году количество конкурсных работ в номинации Digital Art превысило количество работ в «Фотографии», многие из которых также являются результатом цифровой доработки исходного фотоизображения. Трудно предугадать, какие технологии и какие возможности ждут нас завтра. В любом случае, с учетом уже полученных результатов и новых вводных, компания «Галс-Девелопмент» и команда кураторов планируют продолжить работу по созданию уникальной коллекции и формированию вокруг конкурса сообщества архитекторов, дизайнеров, фотографов и художников, для которых архитектура — это постоянный источник вдохновения.
На обложке: Симутникова Лана, «Темпоритм»
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: