Есть гипотеза, согласно которой, чтобы преуспеть в каком-либо деле, нужно потратить на его освоение 10 тысяч часов. А сколько времени необходимо человеку, чтобы добиться всеобщего признания? Художник потратил на поиски ответа более 10 тысяч дней и, в некотором роде, так его и не нашел. Зато американский народ первой половины XX века все решил за него — журнал Time назвал Роквелла при жизни самым любимым в народе художником. Его иллюстрации были полны нежности, интригующих деталей и жизнеутверждающих красок. Вместе со своей аудиторией художник искал красоту в обыденном, показывая лучшую версию окружающего общества.
Рисуя американскую мечту
- Текст:Богдан Шипунов8 ноября 2023
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Норман Роквелл родился в 1894 году в Нью-Йорке, в протестантской семье. Родители будущего художника были связаны с текстильной промышленностью. Возможно, ранним вдохновителем творческого потенциала Роквелла стал его дедушка по материнской линии, Ховард Хилл, занимавшийся живописью. Кроме того, отец Нормана, Джарвис Роквелл, вслух читал сыну книги Чарльза Диккенса, пока тот рисовал к ним иллюстрации. Семье было ясно, что у их ребенка есть талант и стремление к рисованию, и они не препятствовали его дальнейшему художественному развитию.
Автопортрет. Норман Роквелл, 1920 © Estate of Norman Rockwell
В 14 лет Норман бросил учебу в школе, полноценно уйдя в обучение творчеству. В 1908 году он поступил в Нью-Йоркскую школу искусств, основанную американским художником Уильямом Чейзом. Еще во время школьного обучения он посещал арт-кружок в ее стенах, проходивший по средам. Позднее он перевелся в Национальную академию дизайна, а затем — в Лигу студентов-художников Нью-Йорка. Эта художественная школа была основана выходцами Национальной академии дизайна, менее гибкой и более консервативной. Такие подходы к обучению их не устраивали, поэтому они создали более свободную художественную среду, в которой повезло оказаться и юному Роквеллу.
Ранние работы Нормана Роквелла публиковались в нескольких детских журналах на безвозмездной основе. Художник заявлял о себе, и это привело его к первому значимому событию карьере. В 19 лет он стал штатным художественным редактором журнала Boys’ Life — недавно появившегося детского журнала, выпускаемого организацией Бойскаутов Америки. Впервые Норман стал получать деньги за свое творчество — за изготовление обложек и иллюстраций для ежемесячного издания ему платили по 50 долларов. Художник сотрудничал с главной скаутской организацией на протяжении всей дальнейшей жизни.
Скаут с собакой на холме. Норман Роквелл, 1914 © Norman Rockwell Museum
В 21 год Роквелл, все еще живший с семьей, переехал вместе с ней в Нью-Рошелл — северный пригород Нью-Йорка. Там он познакомился с художником Виктором Клайдом Форсайтом, с которым они вместе будут арендовать студию. Форсайт рисовал карикатуры для The Saturday Evening Post, одного из самых широко распространенных и влиятельных журналов США в первой половине XX века. В то время с этим журналом уже долго сотрудничал и кумир Нормана, Джозеф Лейендекер, также проживавший в Нью-Рошелле. Форсайт убедил Роквелла отправить свои работы в The Post, предложив ему в этом помощь. В результате иллюстрации Нормана были опубликованы на обложках восьми журналов уже в первый год сотрудничества художника с изданием. Всего за свою карьеру Роквелл создаст более 300 обложек для The Post в течение 47 лет.
Девушка, читающая The Post. Норман Роквелл, 1941 © 1941 SEPS: Curtis Licensing
Первоначально Норман подражал стилю Лейендекера, пока у него не сформировался собственный подход. Сначала Роквелл придумывал общую идею и делал ее эскиз. Затем — приглашал моделей-натурщиков. Позднее, всю дальнейшую карьеру, он чаще использовал в качестве референсов фотоснимки. Тем не менее художник не отказывался от более «живого» рисования с натуры, время от времени возвращаясь к нему. Фотография позволяла ему работать достаточно быстро, подмечать мелкие и едва заметные на первый взгляд детали, добиваться предельного реализма в работах.
В 1920-е годы в США бурно развивалась издательская деятельность. Для большинства американцев газеты и журналы были единственным средством регулярного информирования в тот период, поэтому с каждым годом возникало все больше разных изданий. Им всем требовались оформители, поскольку визуальной составляющей журналов уделялось большое внимание. Можно говорить о том, что в значительной степени именно эстетика журналов для среднего класса сформировала образ «американской мечты», создав визуальное обличие идеальной, романтизированной версии общества и его ценностей. Одним из художников, популяризовавших этот образ, был Норман Роквелл.
Рождественская реклама «Кока-колы». Норман Роквелл, 1956 © 1956 The Coca-Cola Company
В своих работах Норман стремился запечатлеть обычных людей, живущих свои жизни. Единство всех иллюстраций достигалось абсолютной добротой, наивностью и непосредственностью сюжетов. То, что можно было увидеть самому, выйдя на улицу пригорода мегаполиса, населенного американцами с достатком выше среднего. Разумеется, Роквелл подвергался критике за идеализацию американского общества и игнорирование существовавших в нем проблем. На самом деле художник не был, как некоторые думали, выше этого: он был осведомлен о несправедливостях и лишениях, актуальных для отдельно взятых людей и целых социальных слоев. Его жизнь также не была безоблачной — в подростковом возрасте он не пользовался популярностью среди сверстников, был худощав и горбат. Сформировавшаяся в том числе из-за этого потребность Нормана в валидации со стороны общества не проходила всю его жизнь, укоренившись в его творчестве.
Нормана Роквелла сильно заботило мнение аудитории о своих иллюстрациях — он следил за отзывами читателей и художественных экспертов, радовался одобрению и расстраивался критике. Даже будучи уже состоявшимся художником, работающим на один из наиболее крупных журналов страны, он сильно заботился о том, чтобы его иллюстрации нравились всем. Работа с The Post хоть и приносила удовольствие Роквеллу, в то же время побуждала в нем тревогу, ведь аудитория и ее ожидания менялись с течением десятилетий. Итогом стало обращение к психиатру в возрасте 60 лет (отметим, что психотерапия была в то время значительно более табуированной темой, чем сегодня).
Норман Роквелл сотрудничал и с другими изданиями. В числе прочего, закончив сотрудничество с The Post, художник стал на постоянной основе рисовать иллюстрации для журнала Look. Этот период творчества Роквелла оказался более мрачным и «реальным». Тогда центром внимания его работ часто становилась не идеальная Америка, а ее изнанка, которую все эти годы художник сознательно обходил стороной. Все прежние годы карьеры иллюстратора были ознаменованы желанием привнести в мир нечто светлое и доброе, поделиться через свои рисунки тем, что, по его мнению, являлось правильным, и чего не хватало обществу. Кто знает, возможно, «новый» Роквелл был Роквеллом без поставленных редакцией The Post фильтров, которые все эти годы мешали освещать по-настоящему волновавшие его темы. Может быть, Роквелл просто выполнял заказ журнала Look. Не исключено, что это были последствия психологического надлома художника, произошедшего ранее, и своеобразная самотерапия.
Новые дети по соседству. Норман Роквелл, 1967 © Norman Rockwell Museum
Одно оставалось неизменным — Норман Роквелл работал без устали более 60 лет. Несмотря на все взлеты и падения, художник не переставал творить в своем уникальном и неподражаемом стиле. Несмотря на критику его работ, люди были рады видеть иллюстрации автора на прилавках. Для многих жителей Соединенных Штатов работы Роквелла стали символом эпохи и «безопасным пространством» на страницах журналов и в рекламных буклетах. Другие видели в них несбыточные надежды и взгляд наивного человека. Сегодня время расставило все на свои места, наделив Нормана Роквелла заслуженным статусом великого американского художника.
Тройной автопортрет. Норман Роквелл, 1959 © 1959, SEPS: Curtis Licensing
Норман Роквелл умер 8 ноября 1978 года в маленьком городе Стокбридже, штат Массачусетс, где он жил вместе с семьей с 1950-х годов.
Обложка статьи: Автопортрет. Норман Роквелл, 1953 © Estate of Norman Rockwell
- Иллюстрации:Открытые источники
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: