Реконструкция вокзалов: взгляд архитектора

Первые вокзалы начала XIX века были скромными утилитарными сооружениями, но с развитием железнодорожного сообщения они превратились в символичные ворота города. Архитектура этих объектов стала частью визуальной айдентики мегаполисов. Однако жизнь не стоит на месте, и вокзалы, исполняющие функцию транспортных хабов, тоже требуют перемен. Как модернизировать вокзалы и не разрушить при этом очарование их исторического облика, рассказывает Лукаш Качмарчик, партнер и главный архитектор бюро Blank Architects.

Вокзалы появились вслед за бурным развитием промышленного производства и торговли. Первые из них были чем-то похожи на самые простые автобусные остановки, не имели кровли или сопутствующей инфраструктуры. Но по мере развития пассажирских перевозок, вокзалы становились все более комфортными, постепенно приобретая статус символов города. 

Бурный рост общественного и автомобильного транспорта в начале XX века привел к переосмыслению роли вокзалов: железнодорожные станции трансформировались в транспортно-пересадочные узлы, объединяя железную дорогу, автобусные станции и автомагистрали. Вокруг мест генерации трафика активно развивалась коммерческая инфраструктура: проектировались гостиницы, торговые площади, офисные центры.

Стремительная эволюция привычного уклада жизни, изменение экономического контекста и развитие промышленности отразились и на новых требованиях к вокзалам. 

Рост пассажиропотока потребовал увеличения объемов площадей вокзальных пространств, а новый общественный запрос на дополнительный функционал — гармоничной интеграции коммерческой инфраструктуры и детальной работы по зонированию зданий.

Все это стало предпосылками к появлению в начале XXI века популярной тенденции на реконцепцию и реконструкцию вокзалов по всему миру.

Бережное отношение

Причина особого отношения к вокзальным пространствам кроется не только в их важном стратегическом статусе, но и в уникальном историческом значении: большая часть вокзалов — памятники архитектуры, созданные именитыми архитекторами и инженерами. Вспомним Владимира Щусева, который спроектировал Киевский вокзал, Луи Деласенсери — автора железнодорожной станции в Антверпене, или финского архитектора Элиэля Сааринена, разработавшего архитектуру Железнодорожного вокзала в Хельсинки — яркого представителя эпохи модерна.

Вокзал «Кингс-Кросс» в Лондоне строился к первой всемирной выставке Станция открылась в 1952 году

Лондонский «Кингс-Кросс» был реконструирован к Олимпийским играм 2012 года

Работа над обновлением пространств железнодорожных станций — специфическая задача для любого архитектора. С одной стороны, в основу ложится принцип уважения к истории, а с другой — необходимость оживить функцию с учетом динамики развития транспортной сети и новых запросов общества. Исторические фасады и интерьеры вокзалов имеют уникальную ценность, и в процессе реновации должны быть сохранены или восстановлены. После реконструкции вокзалы часто обретают утраченный с годами эксплуатации облик: мастера восстанавливают мозаичные панно, элементы декора или барельефы. Однако в отношении функционала внутреннего содержания здания архитектору нужно ориентироваться в первую очередь на актуальность и современные потребности пассажиров и посетителей вокзалов, а не только на исторический контекст.

В качестве примера можно вспомнить легендарный лондонский вокзал «Кингс-Кросс». Работа над реконструкцией главной железнодорожной станции Лондона завершилась в преддверии Олимпийских игр в 2012 году. Важно было не только увеличить объемы площадей и соорудить высокотехнологичную кровлю здания, но и поработать с архитектурным наследием, бережно восстановив элементы викторианской архитектуры. Реализация проекта реновации «Кингс-Кросс» заняла пять лет. В результате на вокзале появились дополнительные входные группы, новые парки, архитекторы провели глубокую реновацию вокзальной площади с внедрением новых сервисов и парковочных зон. Полукруглый купол из белых стальных труб накрыл зал ожидания площадью 7 500 м2 — самый просторный в Европе. Но главное, что реконструкция «Кингс-Кросс» позволила связать вокзал с новым жилым районом на севере города и другими транспортными хабами, включив его в единую лондонскую транспортную систему. На месте бывших промышленных зон появились модные кафе, колледж искусств, апартаменты и офисы.

Обновленное пространство вокзала «Кингс-Кросс» в Лондоне @ Huftom+Crow

Командная работа

В реконструкции вокзалов участвуют не только заказчики и архитекторы: для успешной реализации проекта необходима работа урбанистов, специалистов по транспортной инфраструктуре и консультантов по созданию функционального наполнения проекта. Неправильное планирование вокзала с большой вероятностью приведет к транспортному коллапсу. Если в концепции будет преобладать коммерческая составляющая, а транспортная система окажется на втором месте, то реализация качественного проекта будет невозможна.

Реконструкцию железнодорожной станции по сути необходимо рассматривать как часть комплексной реновации всей прилегающей территории: за долгие годы своего существования вокзалы оказались прочно вплетены в городскую ткань и неотделимы от архитектуры существующего контекста. Один из ярких примеров комплексной реновации — реконструкция вокзала Вроцлава в Польше. Историческое здание было построено в 1920-х годах, и к модернизации проекта были привлечены сразу три архитектурных бюро. В ходе реконструкции были восстановлены утраченные детали интерьера, обновлены перекрытия платформ, интегрирована современная инженерия. В историческом здании появились подъемники для маломобильных групп граждан, лифты и эскалаторы. Вокзал еще более открылся городу за счет обустройства ресторанов с террасами на первой линии, а на последнем этаже комплекса появилась смотровая площадка с музеем фотографии. Площадь перед вокзалом стала достопримечательностью города и перестала исполнять функцию стихийной парковки, тем самым положительно повлияв на внешний вид окружающей застройки.

Железнодорожный вокзал в Вроцлаве

Mixed-use для поездов

Многофункциональность современных вокзалов — это ответ на запрос жителей больших городов, который со временем будет проявлять себя все более активно. Так, разрабатывая проект реконструкции Киевского вокзала, мы выяснили, что около 10% его посетителей приходят туда не для того, чтобы отправиться в путешествие. Они совершают покупки в магазинах, пользуются услугами банков и почты, посещают кафе. Мы обратили внимание на этот европейский тренд. Одним из интересных примеров его реализации сегодня является Центральный вокзал Вены. После реконструкции в 2008 году здесь появился трехэтажный торговый центр площадью более 17 тыс. м2 и бизнес-центр площадью 13 тыс. м2. Дополняет эти функции отель Motel One. Территория вокзала открыта круглосуточно и привлекает разную аудиторию за счет вариативности составляющих.

Киевский вокзал. Источник: old@pastvu.com

Интерьеры Киевского вокзала

В нашем проекте реновации Киевского вокзала для внедрения новых функций в канву исторического здания мы предложили новое решение по управлению пассажирскими потоками: направив их через центральный вход, мы очистили пространство вокзала от лишних перегородок, чтобы открыть обзор и наполнить здание воздухом. Но главной задачей в данном проекте стало упорядочивание функций: в существовавшем пространстве инфраструктура возникала скорее стихийно, нежели логично, и не формировала общую картину. Важно было расположить торговые точки так, чтобы они не мешали потокам людей, и при этом перекликались с архитектурным стилем старинного здания. Мы постарались связать новые элементы с историческими, выполнив их в материалах, применявшихся в изначальном декоре залов. Так в интерьеры нашего проекта вернулись натуральное дерево и латунь, при этом избыточные и устаревшие функции вокзала были модернизированы или заменены современными.

Со временем внутреннее пространство Киевского вокзала менялось, обрастая множеством функций

Проект интерьеров Киевского вокзала Blank Architects

Скрупулезно подходя к вопросу реконструкции исторических зданий вокзалов, не стоит забывать о реалиях мегаполисов. Мы живем в мире скоростных поездов, покупаем билеты онлайн — значит, нам уже не нужны просторные залы ожидания, залы с билетными кассами, большое количество мест для сна и отдыха пассажиров — и вокзал должен адаптироваться под новые реалии. На первый план выходят функции, которые помогают путешественникам быстро решать непрерывный поток текущих задач: сервисы (от банков до многофункциональных центров услуг), покупки (товары в дорогу и сувениры) и деловые услуги (зоны с бесплатным wi-fi и зарядкой устройств). И архитектура, и функциональное наполнение современных вокзалов — отражение темпа и стиля жизни горожан. Реконструкция и реконцепция исторических зданий позволит по-новому ответить на запросы жителей и гостей города, придать вокзалам особый статус — не только визитной карточки и памятника с открытки, но современного, функционального пространства с востребованной актуальной инфраструктурой.

Подписка на журнал
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: