Памятники древних цивилизаций… Они приковывают наше
внимание не только грандиозностью замысла и исполнения, но и способностью
наглядно явить нам свое время, рассказать о нем больше и выразительнее
письменных источников — папирусов, глиняных табличек или выбитых на камне
надписей. При правильном прочтении этих памятников они воссоздают образ эпохи; живую картину ее культуры, духовный мир человека все, что составляло ту почву,
которая порождала великие проектные идеи. Сооружения ближневосточной древности
в этом смысле особенно притягательны, не говоря уже о связанных с ними неисчислимых
загадках, над которыми столетиями бьется мысль исследователей.
Данная статья, написанная исследователем Анатолием
Васильевым, была опубликована в журнале «Техническая эстетика» № 6 1990 года.
Этот и другие выпуски издания доступны в нашей библиотеке. Авторские орфография
и пунктуация сохранены.
В античные времена в число семи чудес света прежде всего
включались египетские пирамиды, первой среди которых была великая пирамида
Хеопса. Она поражала своими размерами: сторона основания около 230 м, высота 146
м — больше Кёльнского собора. Ее объем мог бы одновременно вместить соборы Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне.
Ради чего создавались эта и подобные ей грандиозные
усыпальницы? Конечно, прежде всего для прославления в веках «великих властителей».
Но была и другая, не менее существенная причина — религиозные верования древних
египтян. Загробная жизнь представлялась им прямым продолжением земной, причем
возможность ее зависела от сохранения в целости тела, которое и после смерти
оставалось вместилищем души. Загробные ритуалы были предметом особого внимания
и составляли каноническое содержание древнейшей «Книги пирамид», существовавшей
уже во времена Хеопса. Предусматривалось и «запасное» вместилище души на случай
повреждения или гибели мумии — для этого в гробнице устанавливалось портретное
изображение усопшего, иногда это была его парная статуя вместе с супругой.
Пирамида Хеопса в Гизе, Египет. Хемиун, 2600 год до н. э.
Представление о том, что умершие нуждаются в жилище,
побуждало строить для фараонов соответствующие их божественному достоинству
грандиозные усыпальницы. Но так было, как правило, в Древнем Царстве — представители
династий Среднего и Нового Царства довольствовались уже меньшими пирамидами.
Известный автор Курт Вальтер Керам полагает, что стремление, как было при Хеопсе
и других фараонах его династии, к созданию монументальных, «штурмовавших небо»
сооружений во многих цивилизациях совпадало с их подъемом, пробуждением «души
народа». Если, продолжает он, «рассматривать интересующую нас проблему с этой
точки зрения, нетрудно уловить, несмотря на различия, определенную связь между
вавилонским зиккуратом, романоготическими соборами Запада и египетскими
пирамидами. Все они стоят у истоков той или иной цивилизации и относятся к тем
временам, когда колоссальные сооружения воздвигались с поистине чудовищной
силой... Сила эта не признавала никаких препятствий...». Очевидно, роль в
создании этих сооружений играли все три момента: забота о памяти фараона и о
продлении его жизни в потустороннем мире и некоторые исторические
закономерности, связанные с юностью великих цивилизаций.
Для нашей темы важен ответ на вопрос: существовал ли в ту
эпоху Древнего Египта единый канон строения пирамиды? Иными словами, в какой
степени ее творец обладал свободой принятия проектных решений? В свое время по
этому поводу между выдающимися специалистами по древнеегипетской археологии
Питри и Лепсиусом разгорелся спор. Питри считал, что канон был, Лепсиус — что
каждая пирамида строилась по особому проекту. Мы бы ответили на этот вопрос
так: канон был и играл существенную роль, но касался лишь основных элементов
сооружения. Он не определял полностью структуру и образное решение пирамиды.
Каждая из них имела архитектора, который осуществлял, помимо этой функции,
руководство строительством, вкладывая нередко в то и другое огромный талант.
Исполнительское качество работ было близко к ювелирному. По свидетельству Питри,
несовпадение основных вертикальных и горизонтальных линий фигуры пирамиды не
превышало толщины пальца, а арабский писатель Абд аль-Латиф (ХІІ век) с
восхищением отмечал, что камни в облицовке большого зала Хеопсовой пирамиды
подогнаны так, что между ними не просунуть иголку.
Как сказано, одной из главных функций пирамиды Хеопса было
сохранение его мумии. Решение этой проблемы и стало основной задачей ее архитектора
Хемиуна. О ней немного погодя. Другая задача — обеспечить усопшему царю
загробное блаженство согласно канонам «Книги пирамид». Место захоронения мумии
должно было отвечать обеим задачам. Блага, необходимые Хеопсу в потустороннем
мире, определялись и традицией, и его собственными желаниями. Сам выбор местоположения
этой и других великих пирамид эпохи Древнего Царства не был случайным, но был
связан, в частности, с близостью священных вод Нила. Вода вообще почиталась
великим благом. Один из предшественников Хеопса фараон Джосер повелел соорудить
рядом со своей пирамидой искусственный бассейн. Соединенный с Нилом водоем
плескался и у подножия пирамиды Хеопса, у восточной ее стороны.
Создатель пирамиды Хеопса — Хемиун
«Отец истории» Геродот, посетивший в V веке до н. э. Египет,
в описании древностей страны пишет о гробнице Хеопса, что «вода, текущая по
искусственному руслу, образует остров, на котором, как говорят, погребен Хеопс».
Иными словами, историк воспроизводит предание, по которому в зале, где находится
саркофаг фараона, его окружает бассейн, питаемый водой по подземному каналу из
водоема, который, согласно исследованиям археологов и гидрографов,
действительно находился рядом с пирамидой и соединялся с Нилом.
Это утверждение Геродота вызывало немало сомнений. Например,
Джон Карнуэлл в статье «Неразгаданные тайны египетских пирамид» прямо обвиняет
его: «Геродот был повинен в распространении одной из самых цветистых выдумок,
когда... высказал предположение, будто пирамида возведена над подземным озером,
в середине которого находится остров, где и погребен фараон». Читатель
согласится, что здесь мы имеем дело с удивительно небрежным прочтением
сообщения древнегреческого историка: он ничего не говорил о естественном озере
под пирамидой — речь шла именно об искусственном водоеме, поскольку питался он
из искусственного канала. Любопытно, что подтверждение существования внутри
пирамиды Хеопса бассейна имеется и в сказках Шахерезады. Истории известно
немало случаев, когда опровергавшиеся наукой свидетельства древних авторов или
преданий по прошествии времени полностью подтверждались археологическими
данными. Достаточно вспомнить классический пример Генриха Шлимана, обнаружившего
в Малой Азии легендарную Трою, о которой повествовал в «Илиаде» Гомер.
Существовала ли техническая возможность создания
захоронения, о котором сообщает Геродот? Знакомство со сложными
гидротехническими сооружениями Древнего Египта позволяет ответить на этот
вопрос утвердительно. Это в одинаковой степени относится к двум вариантам
водоснабжения бассейна в погребальном зале из водоема рядом с пирамидой и
непосредственно из Нила.
«Искусственное русло» Геродота имело для нашего исследования
особую ценность: оно помогло определить истинное местонахождение погребального
зала Хеопса, который, по нашему глубокому убеждению, до сих пор не обнаружен —
те помещения, за которые его принимали, никогда этой цели не служили. Но для
решения нашей задачи нужно было выяснить путь пролегания самого этого канала.
Для этого в нашем распоряжении был важный ориентир. Речь идет о «камере
подземелья», которую так традиционно именуют все исследователи. Камера эта, по
нашим расчетам, находится на расстоянии 12—15 м от восточной грани пирамиды. В
ней имеется глухой, «тупиковый», как полагали многие, колодец диаметром около 1
м и глубиной приблизительно 10 м. Назначение его вызывало недоумение многих
исследователей. Высказывались сомнительные предположения, что он служил
накопителем для стекающей воды — но для этого слишком незначителен его объем,
ловушкой для грабителей — для этого слишком мал его диаметр, и тому подобные.
Для отвода воды этот колодец мог служить при одном условии:
если бы имел на дне сток, выводящий наружу. Так это и было, пока шло строительство.
По окончании же строительства ствол колодца был заклинен на глубине 10 м
каменной пробкой. Такие пробки длиной 2 м и весом около 3 т известны в
строительной практике того времени. Для выполнения же этой достаточно сложной
работы имелись, очевидно, веские причины.
Каменная пробка, закрывающая колодец «камеры подземелья»
Логично считать, что Хемиун был заинтересован в том, чтобы
скрыть выводящий наружу водоотводный канал, поскольку с ним была связана
какая-то важная тайна. А что могло быть для него важнее сохранения в секрете
путей, ведущих к погребальному залу фараона? Одним из них, как мы считаем, был
ведущий к залу канал водоснабжения находившегося в нем бассейна. Он шел от
водоема вначале по руслу упоминавшегося выше прежнего водоотвода через вертикальную
ось связанного с ним колодца к погребальному залу, центр которого проецировался
из вершины пирамиды.
Канал должен был проходить никак не выше минимального уровня
внешнего водоема или, что то же самое, уровня Нила. Для сокрытия устья канала,
имевшего в поперечнике около 70 см, оно должно было находиться даже несколько
ниже минимального уровня водоема. Если бы канал проходил выше минимума воды в
реке, водоснабжение бассейна в погребальном зале нарушилось бы. В качестве
точки отсчета для уровня прохождения канала удобно взять уровень пола «камеры
подземелья». Зная максимальный уровень Нила и его ординар, мы простым расчетом
определили уровень дна канала и расстояние между ним и полом «камеры
подземелья» — 20—21 м. Так была установлена наиболее вероятная линия
прохождения канала на всем его протяжении.
Схема расположения погребального зала фараона Хеопса
Как, по нашему предположению, выглядит погребальный зал
Хеопса? Внутри него, в центре, должен располагаться остров, на который водружен
саркофаг. Поэтому остров в поперечнике должен
иметь минимум 10 м. Если его отделяет от стен такое же расстояние, то зал
захоронения имеет в поперечнике 30 м. Таким образом, площадь водного зеркала
бассейна составляет около 700 м². Поверхность острова должна быть выше
максимального уровня воды в Ниле. Высота острова удовлетворяет этому
требованию, если равна 13 м.
Итак, мы убеждены: покой
великого владыки Древнего Египта пока не потревожен. Хемиуну удалось надежно
спрятать путь к его последнему пристанищу на этом острове от любопытствующих,
авантюристов и исследователей, тысячелетиями пытавшихся проникнуть в
усыпальницу фараона.
Обложка статьи: Комплекс пирамид в Гизе, Египет