Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура — один из самых самобытных примеров регионального искусства Урала и всей России. Данный стиль, несмотря на отчетливую принадлежность к восточно-христианской культуре, содержит ярко выраженные черты язычества и влияние европейского барокко. Пермская деревянная скульптура давно стала объектом исследований искусствоведов, а неповторимые коллекции, подвергшиеся научной каталогизации и реставрации, экспонируются уже почти столетие.
Представляем вашему вниманию статью из книги «Искусство Прикамья. Пермская деревянная скульптура», посвященную коллекции деревянной скульптуры в Пермской государственной художественной галерее. В статье идет речь об истории стиля, исследователях-современниках автора и о том, как экспозиция пермской деревянной скульптуры менялась с годами. Данная книга доступна в нашей библиотеке. Также в магазине издательства можно приобрести деревянного ангела «Горбыль» — статуэтку, чей образ вдохновлен оборотом одной из пермских фигур.
Авторские орфография и пунктуация сохранены.

В этот альбом вошли лучшие произведения из собрания деревянной скульптуры Пермской государственной художественной галереи. Коллекция, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Николай Николаевич Серебренников и Александр Константинович Сыропятов по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Как вспоминал Николай Серебренников, «во все поездки пришлось проехать 5083 версты, из них 2059 верст лошадьми, 2105 пароходом и 919 верст железной дорогой». Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.

Карта, опубликованная Николаем Николаевичем Серебренниковым в книге «Пермская деревянная скульптура» в 1928 году, позволяет судить о масштабах возглавлявшихся им экспедиций, о широком распространении деревянной скульптуры на севере Пермского края

Заслуги Николая Серебренникова, собирателя и первого исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы. Его книга «Пермская деревянная скульптура», изданная в 1928 году, и сейчас является важным источником изысканий.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом ХVІІ – началом ХVІІІ столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце ХVІІ века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.

Фото-альбом: 4-5

Рельеф «Собор архангелов» XVII века из села Губдор до реставрации и после реставрации, проведенной в художественно-научном реставрационном центре имени Игоря Эммануиловича Грабаря

Эволюция стилей пермской скульптуры чутко отражает историческое развитие края. Произведения XVII века — «Параскева Пятница» из села Ныроб, «Св. Николай Можайский» из села Покча, «Распятие» из города Соликамска — и по форме и по сюжетам связаны с традициями древнерусской резьбы. Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны, объемы предельно обобщены, многослойная роспись обладает иконописной структурой. Технология изготовления скульптуры также напоминает иконную. Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В ХVІІІ веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или «твореным» золотом) и серебрением. В ХІХ веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

Фото-альбом: 20-21

Колонна в руках ангела в чине XVIII века из села Язьва завершена фигуркой петуха, выполненной выразительно и реалистически характерно

В ХVІІІ веке, когда развитие культуры переходит в светское русло, пермская скульптура, как и скульптура других русских земель, испытывает сильнейшее влияние европейской пластики.

Фото-альбом: 9-11

Представление о пермской деревянной скульптуре будет неполным, если обойти вниманием произведения декоративной резьбы, которыми располагает коллекция галереи. Интересен ряд царских врат ХVІІ–XIX веков, прекрасно иллюстрирующий развитие стилей. Плоская, измельченная резьба древнерусских орнаментов сменяется в XVIII веке пышной резьбой стиля барокко. Характерны «Царские врата» из Перми, выполненные резьбой «на проем». Травные орнаменты не столько украшают, сколько создают поверхности створок.

Грандиозное произведение барочной резьбы — иконостас первой половины ХVІІІ века из Пыскорского монастыря, самого богатого и старинного в крае. В отличие от древнерусских высоких иконостасов он не разделен на ярусы и представляет собой огромную сплошную поверхность, расчлененную живописными вставками. Целостному восприятию иконостаса не мешает даже углубление центрального прясла. «Стена» иконостаса украшена двухслойной резьбой (один слой в левкасе, другой — накладной) и листовой позолотой. Крупные травные орнаменты воедино связывают все части иконостаса, включая резные фигуры.

Фото-альбом: 12-14

Фрагменты орнаментального решения одеяний Николая Чудотворца из города Чердынь, Параскевы Пятницы из села Ныроб, Николая Можайского из деревни Зеленята показывают развитие росписи от строгих рапортных построений XVII века к свободным кистевым фантазиям XVIII века

ХІХ век представлен в пермской скульптуре целым рядом разнохарактерных групп, наибольший интерес из которых вызывают работы мастеров из деревни Габова —             
Н. Т. Филимонова и его ученика Н. М. Кирьянова, создавших яркий вариант народного примитива. Творчество Филимонова представлено одним памятником (голова херувима), творчество Кирьянова целым ансамблем скульптур, созданным для деревенской часовни.

Скульптурные образы Н. М. Кирьянова покоряют обаянием народного примитива

Наивную выразительность кирьяновской пластики помог оценить старейший реставратор галереи Игорь Васильевич Арапов.

Старший художник-реставратор галереи Игорь Васильевич Арапов укрепляет фигуры ангелов, созданных мастером Кирьяновым, самобытным народным резчиком Прикамья

Серьезную работу с пермской деревянной скульптурой проводит и Московский реставрационный центр имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря. Его сотрудниками большинство скульптур укреплено и промыто; ими же раскрыт ряд ценнейших произведений ХVII–XVIII веков. В результате проведена переатрибуция многих памятников, уточнены их датировки.

Группа сотрудников галереи с Игорем Эммануиловичем Грабарем у здания, где проводились первые выставки деревянной скульптуры, август 1925

В последние годы на помощь реставраторам пришло рентгенологическое исследование памятников, которое проводит кандидат медицинских наук Алексей Иванович Новиков. Им сделано несколько десятков рентгенограмм со скульптур, обладающих наиболее сложной конструкцией.

Заведующая сектором древнерусского искусства Пермской художественной галереи Ольга Михайловна Власова и сотрудник Пермского медицинского института Алексей Иванович Новиков обсуждают результаты рентгенологического обследования скульптуры святого Николая Можайского XVIII века из деревни Зеленята

Полученные рентгенограммы позволяют больше узнать о технологии изготовления, разновременных переделках, общем состоянии каждой скульптуры.

Фото-альбом: 7-8

Скульптура святого Николая Чудотворца из города Чердынь конца XVII–начала XVIII веков до реставрации и после реставрации

Восстановление первоначального облика памятников помогает уточнить их место в истории деревянной скульптуры. От этого зависит и современное построение экспозиции. Пермская деревянная скульптура была показана зрителям уже в двадцатые годы (XX века — прим. ред.). Первые экспозиции имели комплексный характер: наряду со скульптурой они включали произведения орнаментального и лицевого шитья, ткачества, чеканки, резьбы по кости и дереву. Экспозиции были, как правило, многоярусными, предельно загруженными и полностью зависели от архитектурных особенностей помещения: фланкировали арку, замыкали дверные проемы, расставлялись по карнизу. Группы скульптур устроители создавали иногда произвольно. Так же произвольно разъединяли первоначальные композиции.

Одна из первых экспозиций деревянной скульптуры в здании бывшего архиерейского дома в городе Пермь

Существующая экспозиция деревянной скульптуры показывает хронологический ряд произведений, составляющих одну четвертую, но лучшую часть всей коллекции. Последовательность экспонатов отражает и развитие стилей. Довольно полное понятие дает экспозиция о скульптуре барокко в самых разных ее проявлениях от близких следований стилю до народных интерпретаций. Особое внимание уделено в экспозиции произведениям реалистического характера: центральное местоположение занимают фигуры Спаса полунощного, распятия из Усолья, Пашии.

Оборот распятия, созданного мастером Н. М. Кирьяновым, показывает, как оригинально сконструировано произведение деревянной скульптуры

Одноярусное построение, редкая расстановка, индивидуальные фоны и постаменты организуют экспозиционное пространство таким образом, что памятники не мешают друг другу. Но они не выстраиваются и в скучный ритмический ряд, так как зал представляет собой почти квадратное помещение, раскрытое в сторону иконостаса и рассеченное лестничным проемом по центру. Такая архитектурная особенность позволила ряд скульптур, требующих многоаспектного восприятия, расставить в центральном пространстве. Завидная высота помещения устраняет зависимость экспозиции от архитектурных членений и в то же время создает необходимую для скульптуры вольность пространства.

Собственная микросреда, какой обладает каждый из экспонатов, позволяет глубже ощутить художественные достоинства и образный характер скульптур, целостность здания помогает осознать общность произведений, почувствовать все своеобразие и обаяние искреннего, вдохновенного и совершенного по формам искусства пермских художников.

Фото-альбом: 22-23

Пермская деревянная скульптура была представлена на многих выставках, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Она побывала во Франции (Париж) и Японии (Осака). В залах галереи прошла большая выставка из фондов коллекции, которая послужила своеобразным фоном для научно-практической конференции с участием музеев Уральской зоны. Здесь были подведены итоги многолетней работы по сбору, хранению, исследованию и пропаганде памятников древней народной скульптуры.

Музей деревянной архитектуры в селе Хохловка

Сотрудники галереи по-прежнему ежегодно выезжают в экспедиции по районам области, ведут беседы с местными жителями, пополняют с их помощью коллекцию.

В последнее время не один десяток произведений предложили галерее коллекционеры и дарители.

Фото-альбом: 15-19

Различные изображения голубя (фрагменты скульптурных комплексов) позволяют увидеть наблюдательность народных резчиков, их умение передать в своем творчестве многообразие природных явлений

Первостепенное внимание галерея уделяет пропаганде произведений деревянной скульптуры. Каждый год по залам галереи проходит около двухсот тысяч зрителей — многие из них специально приезжают в Пермь, чтобы увидеть деревянную скульптуру, хорошо известную в стране. Искусствоведы проводят для них экскурсии (около 2250 за год), читают лекции, дают обширные консультации по отдельным произведениям и проблемам. В зале деревянной скульптуры они нередко организуют занятия по научному атеизму.

Творчество прикамских ваятелей, их вечно живое искусство будит воображение и современных художников, пытающихся осмыслить и воплотить в своих произведениях пластическую гармонию пермской скульптуры, ее высокую одухотворенность и реализм.

Интересен оборот фигуры ангела из села Язьва: крылья имеют типичные для пермской скульптуры крепления в виде деревянных шкантов

Обложка статьи: экспозиция пермской деревянной скульптуры в здании бывшего архиерейского дома в Перми. 1920-е годы


Статья из этой книги:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: