Основатели трендов
- Текст:В. Шуршина, руководитель научной группы ООО «КМВИ»15 августа 2023
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Особое внимание заслуживает ленинградский Комбинат живописно-оформительского искусства (КЖОИ), который разработал неповторимый стиль в проектировании, отражённый в сотнях экспозиций и выставок музеев разного профиля и тематической направленности. Некоторые из мастеров КЖОИ, среди которых В. Глазков, В. Наливайко, Б. Робенко, Б. Яновский и другие, передали свои навыки и проектную идеологию преемникам, создающим сегодня новые уникальные музейные пространства. Комбинат музейно-выставочного искусства в Санкт-Петербурге (КМВИ) продолжает и развивает на практике традиции ленинградской школы музейного дизайна.
Особенности школы:
КЖОИ возник в 1966 году как объединение творческих мастерских Ленинградского отделения художественного фонда СССР. Проектные бригады объединяли художников разных специальностей, погружение в научную составляющую обеспечивалось тесным взаимодействием с музейными сотрудниками и учёными. В процессе такой работы появилось понятие «художественного проектирования музейной экспозиции», это был качественный сдвиг в теории и практике музейной жизни.
Наличие мощной производственной базы позволило КЖОИ выполнять комплексные задачи, начиная с художественного и конструкторского проектирования, изготовления необходимого оборудования, создания копий и реконструкций экспонатов, заканчивая монтажом готовой экспозиции.
С деятельностью КЖОИ связано становление эмоционально-образного метода построения экспозиции. Внимание к особенностям посетительского восприятия впервые ставилось в один ряд с научными задачами. Экспозиция создавалась как запоминающийся «музейный спектакль» со своими уникальными формами, с авторской интерпретацией темы. Задача всего ансамбля средств – помочь посетителю понять содержание экспозиции через эмоциональное переживание её образа, который читается во всех элементах художественного языка пространства: концепт, архитектура, экспонат, вспомогательные средства.
Поиски концепта
Ленинградские художники работали по всей стране. Создавали экспозиции разной направленности: краеведческие, мемориальные, этнографические, исторические, военные, производственные. Уникальность каждой экспозиции состояла в неповторимости основной идеи образа – его концепта.
КЖОИ разработал новаторскую по тем временам концептуальную основу краеведческих, этнографических и исторических музеев, идея которой в создании уникального образа музея на основе региональной идентичности. Сотни авторских экспозиций с одинаковым характером коллекций не похожи друг на друга, имеют уникальный и запоминающийся образ и архитектуру пространства.
Концепт производственных музеев был найден в показе влияния технологии на жизнь региона. Впервые в экспозициях зазвучали личные истории сотрудников заводов через новые способы представления бытовых и производственных экспонатов. Начатый КЖОИ путь (например, в музее Ижорских заводов, в музее Судостроительного завода «Северная верфь»), развивается в современных корпоративных музеях (Музей железных дорог России), в военно-исторических музеях (музей «Битва за оружие Великой Победы») и пр.
С работой ленинградских художников связано создание советского идеологического «музея – храма». Главный объект показа здесь – память, идеология, эмоция. Непрезентабельный набор экспонатов потребовал разработки целого арсенала художественных средств, призванных создать у посетителя эмоциональное впечатление монументальности, исторической значимости, вечности событий. Научно-культурный центр «Музей В. И. Ленина» (НКЦ) в Горках – яркий пример такого музея. Эти средства живут и работают в современных «музеях памяти», на юбилейных выставках, выставках-блокбастерах (например, в Музее «Третье ратное поле России» в составе Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», Белгородская обл.).
Концепт «музей-театр» с применением приёмов зрелищных искусств (театра, кино, цирка) активно разрабатывался КЖОИ. В их практике появилось понятие сценария экспозиции. В экспозициях малых музеев (например, Музей М.С. Щепкина, Белгородская обл.) были отточены средства театрализации: драматические подсветки, группировка экспонатов в виде сценических мизансцен, использование персонажей. Эти тенденции, развитые и дополненные новыми возможностями, реализованы в современных экспозициях Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства, Музея музыки в Шереметьевском дворце и др. Также применяются в музеях для создания иммерсивных решений, основанных на принципах тотальной инсталляции.
Архитектура
Гармоничная взаимосвязь архитектуры и экспозиционных решений отличает проекты ленинградской школы. С 60-х годов XX века ведущей архитектурной парадигмой становится связь «архитектура – человек». Внешний вид и конструктивные особенности здания музея, оформление прилегающей территории, интерьерные решения важны для понимания содержания экспозиции и получение нужного впечатления. Этот вектор и сегодня определяет развитие музейной архитектуры.
Исторический подход КЖОИ, сформированный в ходе послевоенного восстановления и музеефикации городов, предполагал акцент на реконструкцию архитектурной целостности комплекса и на историческую достоверность создаваемой экспозиции. Уникальный проект Национального музея республики Татарстан 1980 г. (авторы Л. Кожемякин, В. Дерябина, А. Тугарин), предполагавший новое градостроительное решение всей центральной части Казани, – пример такого подхода₁.
Новую жизнь в практике КЖОИ получили экспозиции диорам. Крупнейший в Европе Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», Музей-панорама «Сталинградская битва» в 1960 –1990 гг. обогатились постоянно действующими экспозициями с использованием новых художественных средств. В решении внутреннего пространства диорамы «Битва за Днепр» был использован новаторский приём эстетического обыгрывания пространства, которое программирует маршрут посетителей с целью усиления воздействия художественного произведения.
Сегодня такие архитектурные решения с сценографическим эффектом постепенно нарастающего информационного и эмоционального воздействия на посетителя являются несомненным экспозиционным трендом и применяются в музеях разных профилей (например, экспозиция Донского военно-исторического музея, Ростовская обл.).
Экспонат
Пиетет к «музейной подлинности» отличает экспозиции ленинградских мастеров как в крупных музеях страны – Эрмитаже, ГИМе, Музее истории религии и других, так и в небольших отдалённых музеях. Их заслуга в разработке приёмов, помогающих музейными технологиями раскрыть информационное поле экспоната. Под каждый концепт разрабатывалось уникальное по конструкции и художественному оформлению экспозиционное оборудование, оно изготавливалось в производственных условиях на заводах. В результате этого сотрудничества музей получал витрины и подиумы, созданные по индивидуальным чертежам. Опыт взаимодействия КЖОИ и Музея этнографии народов СССР стал классикой экспозиционных решений и образцом для подражания отечественных краеведческих музеев₂. В экспозиции 1977 г. появляется музейное оборудование в виде макетов жилых построек и их фрагментов в натуральную величину, внутри которых располагаются масштабные обстановочные сцены – «бытовые спектакли» с участием подлинных экспонатов. Большое внимание уделялось производству антропологических манекенов, которые изготавливались из папье-маше по законам авторского скульптурного произведения. Эти приёмы, во многом новаторские, позволили показать посетителям духовную жизнь этносов, реконструировать обряды, традиционные ремёсла и повседневные занятия.
Качественный сдвиг получило в мастерских КЖОИ производство архитектурных макетов, реплик музейных экспонатов и реконструкций утраченных объектов. Исторический подход ленинградской школы предполагал тщательное изучение музейных аналогов, использование древних технологий и материалов при изготовлении реконструкций. Порой они становились способом публикации масштабных архивных изыскании и научных исследований.
Вспомогательные средства
Для достижения эмоционального впечатления художники КЖОИ первыми использовали драматические возможности света, звука, проекции, а также наисовременнейшие по тем временам цифровые технологии. Первым отечественным мультимедийным проектом стали аудиовизуальные установки («кубы») в экспозиции НКЦ «Музей В.И. Ленина». Они задумывались как новые формы диалога с посетителем, были призваны оказать сильное эмоциональное впечатление.
В оформлении экспозиционных пространств КЖОИ применялись высокохудожественные авторские произведения – специально созданные арт-объекты, отражающие концепт образа, служащие формой подачи информации или основой для размещения экспонатов. Такая «эстетизация» отличала ленинградскую школу.
Таким образом, многие новаторские экспозиционные приёмы сегодняшнего дня были некогда разработаны и апробированы художниками-проектировщиками КЖОИ. Современные модные решения основаны на тех же целях и подходах, но дополняются новыми актуальными средствами и технологиями. Преемственность приёмов, технологий искусства профессионального проектирования музейных пространств КЖОИ и КМВИ вызывает уважение и уверенность в сохранении традиций, стиля и культуры ленинградской школы средового дизайна.
₁Подробнее о деятельности КЖОИ: Веселицкий О.В. Художественное проектирование музейных экспозиций в Ленинграде в 70-80-е гг. XX века. Автореф. дисс. канд. искусствовед. СПб., 2010
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: