Национальная сокровищница

В 2022 году Государственному историческому музею исполняется 150 лет. Одно из самых узнаваемых зданий Москвы было построено в 1875–1883 гг. Теперь оно представляет отдельный интерес как знаменитый памятник архитектуры и художественной культуры последней четверти XIX века, а его интерьеры являются ярким примером переосмысления национальных традиций и освоения русского культурного наследия.  

Создание Исторического музея связано с «Великими реформами» 1860–1870-х гг. Александра II и последовавшим за ними подъемом патриотических настроений в стране. 9 февраля 1872 года было получено «высочайшее соизволение» на устройство Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Одним из инициаторов его создания выступил выдающийся русский учёный, археолог Алексей Сергеевич Уваров.

13 декабря 1873 г. состоялось обсуждение архитектурного облика здания музея, которое выявило наличие разных точек зрения. Алексей Сергеевич Уваров предлагал взять за основу суздальские храмы и дворец Андрея Боголюбского, а историк и археолог Иван Егорович Забелин считал эти постройки в своей основе романскими и настаивал на архитектуре XVI в. В итоге все члены комиссии согласились с Забелиным и при создании архитектурного образа будущего музея решили ориентироваться на храм Василия Блаженного (Покровский собор) и близкие памятники древнерусского зодчества XVI–XVII вв. Первые эскизы фасадов выполнил художник-архитектор Владимир Осипович Шервуд — здание было сильно вытянуто по горизонтали вдоль Кремлевской стены, имело цокольный этаж и два этажа экспозиционных залов.

Первоначальный вариант проекта здания Исторического музея вдоль Кремлевской стены.
В. О. Шервуд. 1874

Изначально здание музея планировали возвести между Сенатской и Никольской башнями Кремля — на месте нынешнего Мавзолея, но затем под строительство был отведен другой участок площади, находившийся во владении Московской городской думы. Дума планировала построить на нем собственное здание, но в 1874 году приняла решение «пожертвовать для постройки музея лучшее место на Красной площади».

С переменой участка под строительство работы по проектированию начались заново. Летом 1874 г. к процессу присоединился инженер Анатолий Александрович Семенов и претворил в реальный инженерный проект архитектурные замыслы Шервуда. Закладку здания нового музея наметили на 15 августа, однако вскоре выяснилось, что к этому сроку проект закончить не удастся. Получив проектное задание, Шервуд поставил перед собой сложную задачу — создать «памятник отечеству», в котором «русское искусство будет упроченным на серьезных, ученых и эстетических основаниях». Художник разработал собственное видение русского стиля и в итоге представил эскизы фасадов, напоминавшие сложные театральные декорации, однако такой подход к проектированию не удовлетворил Ученую комиссию.

Один из проектов здания Исторического музея, поданный на конкурс 3 мая 1875 года

В середине ноября 1874 г. был объявлен закрытый конкурс проектов здания Исторического музея. Кроме Шервуда и Семенова в нем также приняли участие архитекторы А. С. Каминский, Л. В. Даль, Н. А. Шохин, Р. А. Гедике, К. М. Быковский, А. П. Попов, И. П. Херадионов, Ф. О. Шехтель. За короткий срок — всего пять с половиной месяцев — конкурсантам было необходимо представить полноценное решение. Так как Шервуд и Семенов к тому моменту уже достаточно долго трудились над проектом огромного здания, остальным участникам конкурса соперничать с ними было очень сложно. Они сумели представить жюри обстоятельную документацию с чертежами, пояснительной запиской с подробным описанием архитектурного и инженерного решений, расчетом конструкций, коммуникаций и т. д. 

Утвержденный проект здания Исторического музея. Поперечный разрез. 

В. О. Шервуд, А. А. Семенов. 1875–1876

Авторы указали, что для оформления фасадов использовали мотивы декоративного убранства храма Василия Блаженного (Покровского собора) на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкине, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, храмов Вологды и Ярославля. Их проект под девизом «Отечество» победил в конкурсе и был рекомендован к строительству. Однако на этом этапе авторам пришлось внести в уже утвержденный проект несколько важных исправлений. В результате, по словам Шервуда, фасады перечерчивались четыре раза.

С особой тщательностью был переработан парадный фасад, выходящий на Красную площадь. Как отмечает известный историк архитектуры В. Г. Лисовский: «Шервуд применил интересный градостроительный прием, суть которого заключалась в том, что здание музея “уравновесило” древний храм, вовсе не умалив его ответственную композиционную роль. Пространство площади при этом получило определенную завершенность на основе сообщенной ему симметрии “в массах”». Сложный, расчлененный на отдельные объемы силуэт здания усилил доминирующее значение вертикалей в композиции Красной площади. Шатровые башни разной высоты и формы кровли соответствовали архитектурному окружению – храму Василия Блаженного (Покровскому собору) и башням Кремля.

Закладка здания состоялась 20 августа 1875 г. Император Александр II собственноручно опустил первый кирпич в фундамент будущего музея.

В феврале 1876 г. Управление музея заключило «Условие с инженером А. А. Семеновым и академиком В. О. Шервудом в том, что они приглашаются принять на себя обязанности строителей по сооружению музея сроком до 1 сентября 1879 г.». По договору стоимость строительных работ (без отделки интерьеров) не должна была превышать 1 100 тыс. рублей. Минимальную внутреннюю отделку должны были получить только торговые и конторские помещения цокольного этажа, выходящие на Воскресенскую площадь, на остальные отделочные работы денег не хватало.

Шервуд приступил к разработке проектов интерьеров залов, не получив официального заказа. В своих красочных эскизах он предлагал оформить экспозиционные помещения произведениями современного академического искусства: живописными панно и скульптурными композициями на исторические темы, а стены, свободные от живописи, — насыщенной резьбой. Музейным экспонатам архитектор отводил второстепенную роль, что вызвало решительный протест Уварова: «Здание русского Исторического музея должно служить вместилищем тех памятников, в которых выразился весь быт русского народа. Собрать такие памятники и разместить их согласно требованиям науки — вот первая главная задача музея. Затем все остальное: стенописи, лепные украшения и прочее, составляющее только второстепенное и побочное его дополнение. К этому можно еще добавить, что украшенные и расписанные стены музея без памятников будут, как труп без души. Между тем, теперь, вопреки главной задаче и даже вопреки программам музея, в ущерб его ученой стороне на первый план ставится художественная сторона его». 

Проект оформления зала языческого отдела Исторического музея (со статуей княгини Ольги). 

В. О. Шервуд. 1875–1878

После этого дальнейшее сотрудничество Шервуда с Историческим музеем стало невозможным, в 1879 г. он был отстранен от дел. И хотя последующее проектирование и решение сложных инженерных задач полностью перешло к Семенову, задуманный художником образ музея начал обретать реальные очертания.

Здание длиной 117 м и шириной 52 м строилось вдоль склона Боровицкого холма, у основания которого протекала река Неглинная (ее русло спрятали в трубу в 1818 г.). Угол Кремлевского проезда и Воскресенской площади пришлось укреплять дубовыми лежнями, цементом с кирпичным щебнем и бутовой кладкой, а рельеф местности определил планировку подвала и цокольных этажей. Главный вход в музей был устроен со стороны Красной площади. Справа и слева от сеней — широкие мраморные лестницы, над цокольными этажами — два основных этажа с кольцевыми анфиладами экспозиционных залов.

Строительство Исторического музея. 1876

Анатолий Александрович Семенов проводил тщательную экспертизу строительных материалов и строго контролировал качество выполненных работ. Гигантское здание объемом в 200 тыс. куб. метров стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где широко использовались новейшие материалы и технические разработки. Кирпичная кладка велась не только на известково-песчаном, но и на цементном растворе. В стенах были предусмотрены каналы для вентиляции, калориферного отопления, водопровода и водостока. Поэтажные перекрытия и стропильная система были выполнены из металла: к стальным балкам перекрытий крепились листы волнистого железа, которые также использовались для кровель. 

Особенно трудоемкими были работы над насыщенной декоративным убранством кирпичной кладкой наружных стен и шатровых башен. На кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложили 15 видов кокошников, около десятка типов ширинок, аркатурных поясков, киотцев, тянутых карнизов. Стены предполагалось покрыть сплошной многоцветной керамической облицовкой, что превратило бы музей в «изукрашенный терем», однако этот дорогостоящий проект декоративного убранства не удалось воплотить в жизнь.

Кирпичная кладка фасада музея 

Научную программу музея, определившую планировку будущей экспозиции, Алексей Сергеевич  Уваров разработал еще в 1873 г., стремясь донести до публики открытия европейской науки того времени, результаты исследований русских ученых и собственные изыскания. Согласно его замыслу, каждый зал музея должен был иметь оформление в стиле той эпохи, памятники которой в нем представлялись. Таким образом, музейные залы стали бы «наглядной художественной летописью архитектурных и художественных вкусов во все время исторической жизни русского народа». 

В залах доисторической эпохи ведущие мотивы декора брались с конкретных археологических артефактов. В залах каменного века широкий лепной карниз и мозаика воспроизводят узоры гончарных изделий неолитической стоянки близ деревни Волосово на Оке. В декоративном решении залов бронзового и железного веков использованы орнаменты топоров, кинжалов и украшений, найденных у аула Кобан в Осетии. А в Скифском зале был воспроизведен ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба в Крыму. Знания Уварова в области христианской символики позволили изящнейшим образом оформить интерьеры христианского отдела: византийский зал являет собой уменьшенную копию центральной части константинопольского собора Святой Софии, а мозаика на полу воспроизводит ту, что украшает церковь Святой Елены в Риме.

Зал № 4 с картинами Г. И. Семирадского, посвященный памятникам железного века

Зал № 5, посвященный памятникам железного века

В оформлении залов участвовали известные русские художники: В. М. Васнецов,
Г. И. Семирадский и И. К. Айвазовский.

Живописцам были заказаны исторические реконструкции на сюжеты, разработанные учеными. Для оформления зала № 2 Виктор Михайлович Васнецов написал фриз «Каменный век», для зала № 4 Генрих Ипполитович Семирадский выполнил панно «Похороны руса» и «Ночные жертвоприношения», живописная панорама Керченского пролива, созданная Иваном Константиновичем Айвазовским, украсила зал «Б». В парадных сенях разместили 68 портретов российских государей, от князя Владимира и княгини Ольги до царствовавших Александра III и Марии Федоровны, все они были представлены в композиции «Родословное древо российских государей».

Виды анфилады зала «Б», с фреской И. К. Айвазовского, и зала «В»

В 1879 г. из-за недостатка средств строительство на тот момент негосударственного музея было заморожено. Избежать этого не помогли ни займы, ни государственные субсидии, которые и вовсе прекратились с началом русско-турецкой войны.  Работы возобновились только в 1881 г., когда в Москве началась подготовка к коронации Александра III: музей надлежало открыть в рамках коронационных торжеств.

27 мая 1883 г., завершая коронацию, музей посетила императорская семья,
а 2 июня 1883 г. состоялась церемония его открытия для широкой публики. 

Священное коронование Государя Императора Александра III. Торжественный проезд через Красную площадь. 1883


  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: