Метавселенная Генпро

С развитием технологий и не без влияния нашей страсти к освоению новых территорий всё большую популярность набирают метавселенные, которые таят в себе множество ещё не раскрытых ресурсов и возможностей. О том, чем они могут быть полезны современному бизнесу и, в частности, строительным и архитектурным компаниям, всерьез задумались специалисты компании «Генпро» и в рамках Арх Москвы 2023 представили собственную метавселенную, побывать в которой мог любой желающий. О метавселенной и ее перспективах TATLIN рассказал один из ее разработчиков, архитектор Генпро Евгений Зеленов.

— Тема Арх Москвы 2023 — перспективы. Евгений, расскажите, как она отразилась и воплотилась в стенде Генпро?

— Перспектива — понятие растяжимое, многогранное, и поэтому мы попытались воплотить его, так сказать, на пересечении двух призм. Первая представляет из себя человека, живущего в современных реалиях, в физическом теле и пространстве. Вторая — то, к чему мы идём, — виртуальный мир, мир метавселенных, который так или иначе в скором времени будет на нас сильно влиять, улучшая нашу жизнь. Сейчас мы делаем лишь небольшие шаги в этом направлении, но они уже весьма значимы: воздействуют и на архитектуру, и на маркетинг, и на девелоперов — проявляются в разных сферах. Раз такая возможность есть, я считаю, архитектура не должна отстраняться и лишаться её.

 На Арх Москве мы, по сути, презентовали две вещи в одной: некий портал как физическое пространство, сделанное по принципу идеологии метавселенной, врата, в которые вы заходите, надеваете VR-очки и попадаете в пространство Генпро. Это и есть понятие «перспектива» — перспектива развития человека. Мы пребываем в реальном времени, в сегодняшних реалиях, НО уже в виртуальной вселенной. Сам портал своей формой и паттерном оказался отражением перехода человека к своему аватару.

Стенд Генпро на Арх Москве 2023. Фото: Генпро

Евгений Зеленов на стенде. Фото: Генпро

— Чем обусловлена конфигурация физического презентационного стенда? Он напомнил мне своеобразную ракушку с двумя противоположно расположенными входами…

— Его форма коррелирует с нашей метавселенной. Тут некая идеология пути в нашей психологии: сначала человек находится в реальных галереях, а затем из них попадает в виртуальное пространство. Цикличность! Два человека, выходя с двух разных сторон, вновь встречаются, но уже в другом пространстве. Таков паттерн циркуляции. Возможность посетить наш музей не только одному, но и вдвоём позволяет совсем по-другому ощутить его пространство.

Кстати, орнамент на стенах павильона — тоже часть концепции. Для разработки фасадных решений мы часто привлекаем параметрику. И здесь тоже разговор на тему генеративного дизайна: мы создали код, который задал этот паттерн, а затем повторили его и в виртуальном музее — вот она, перспектива.

Конфигурация стенда 

— Сам виртуальный музей впечатляет своей футуристичной обтекаемой плавной формой. Почему он обрёл именно такой облик?

— 50–100 лет назад архитекторы много обращались к бетону, ведь у них не было возможности работать со стеклом, как, например, сейчас это делает Норман Фостер или Zaha Hadid Architects, не было современных технических решений. Это обусловило появление брутализма, авангардизма — они, скажем так, все соответствовали своему времени. Сейчас технологии продвинулись так сильно, что мы можем делать практически любую архитектуру. Но… всё-таки ПРАКТИЧЕСКИ. Метавселенная даёт возможность отказаться от физики, создать то, что физически пока, может, не воплотимо, но уже воплотимо в виртуальном мире. Поэтому мы старались применить и обыграть именно сложность формы так, как мы видим архитектуру будущего.

Музей Генпро в метавселенной. Фото: Генпро

— Как планируете использовать своё метапространство в дальнейшем?

— Метавселенная – многофункциональный комплекс. После Арх Москвы она будет использоваться Генпро как площадка для общения, проведения презентаций продуктов компании и совместных проектов, встреч с девелоперами, форумов и множества других мероприятий.

Мы всё-таки двигаемся в сторону экологичности, того, что называется sustainability, в сторону зелёной архитектуры. И один из методов на пути к этому — избавить человека от лишнего передвижения по городу, использовать для своих нужд меньше бумаги. Метавселенная как раз избавляет нас от этих потребностей. И презентационный павильон — безусловно, не конечный этап её использования, она будет в дальнейшем использоваться и совершенствоваться Генпро.  


— Главная задача стенда на выставке — представить компанию и ретранслировать её философию. Что вы стремились сказать? Продемонстрировать возможности параметрической архитектуры и генеративного дизайна?

— Параметрика — это лишь один из инструментов Генпро для достижения технологичности проектов. Мы не совсем и не только архитектурная компания, у нас много векторов, но объединяет их то, что мы стараемся быть технологичными: это не только помогает быстрее достигать желаемого результата, находить нужные решения, но и позволяет разрабатывать свои программы в сфере IT для архитектуры и строительства, ускоряющие рабочий процесс. И весь посыл метавселенной — раскрыть именно эту нашу сторону: способность быстро адаптироваться, анализировать, просчитывать архитектуру, добиваться сложных форм. Это не просто рассказ на тему красивой картинки и впечатляющего образа, что присуще некоторым компаниям. Наш вектор — технологичность в разных сферах строительства.

Экспозиционные стенды с проектами компании внутри метавселенной. Фото: Генпро

— Если немного углубиться в тему метавселенных, можно ли сказать, что их освоение сейчас происходит довольно стремительно и дать какие-то определённые прогнозы, когда, например, они станут неотъемлемой частью нашей жизни? Или всё-таки пока это нельзя назвать общей тенденцией?

— Хотелось бы сделать общий прогноз, но это сложно… Думаю, легче будет ответить на примере кейсов.

Мы много работаем над созданием генеративных технологий. И когда я стал углубляться в эту тему, то действительно убедился, что сейчас есть некая популяризация метавселенных. Всё началось с того, что Марк Цукерберг запустил Meta, разработал свои VR-очки и так далее. Не во всём он был успешен, однако импульс подхватили разные сферы деятельности.

Пример — прошлогодний модный показ Prada. Компания совместила мероприятие с метавселенной, благодаря чему присоединиться к нему смогли люди из разных мест. То есть мы уже научились совмещать реального человека с метавселенной, а впоследствии по-новому презентовать свой продукт и маркетинг.

Модный показ Prada, транслируемый в метавселенной. Фото: jingdaily.com

Другой пример связан с нашим архитектурным наследием. Сейчас в Японии идёт демонтаж капсульной башни «Накагин», построенной Кисё Курокавой, — одного из самых известных проектов брутализма. Здание, некогда считавшееся значимым и даже культовым проектом своего времени, оказалось неэффективным. В то же время это архитектурное наследие… Задумавшись над этим, одна компания разработала метавселенную башни, чтобы дети в будущем смогли надеть VR-очки и прогуляться по ней, детально изучить, ощутить. Так что развитие метавселенных — это ещё и прекрасная возможность сохранить наше исчезающее архитектурное наследие.

Башня «Накагин». Фото: Jordy Meow, wikipedia.org

Подобных примеров на самом деле сейчас уже достаточно много. И что-то мне подсказывает, что через 20 лет вариантов будет гораздо больше. Архитектурные компании будут всё чаще интегрировать такие технологии в свою работу. Бюро Zaha Hadid Architects уже создало свой виртуальный город: да, он ещё не сильно популяризирован, но посмотрим, что будет лет через пять. Поэтому точную цифру сейчас назвать сложно. Но, кажется, это не вспышка, которая просияет 2–3 года и исчезнет, а то, что точно будет развиваться дальше.


— Каково значение и роль виртуальных пространств в архитектурном проектировании будущего? Будут ли они лишь вспомогательным инструментом при создании реальных построек или станут новой отдельной стезёй деятельности архитекторов и дизайнеров? Некоторые из них уже сейчас говорят, о том, что, возможно, это будет новым направлением их работы. Что вы об этом думаете?

— Наверное, я с ними соглашусь. Не знаю, когда это произойдёт, плохо это или хорошо, но, кажется, мы движемся к утопическому миру Валли, когда люди будут жить в чём-то вроде специальных капсул-кресел, видеть всё через призму метавселенной и получать оттуда всю необходимую информацию, общение и так далее.

Что касается отдельного способа заработка — думаю, да, это реально. На самом деле он уже потихоньку появляется. Ведь, как вы знаете, Москомархитектура недавно опубликовала требование для всех объектов капитального строительства, которые будут реализовываться в Москве: на стадии АГР, помимо обычной проектной документации, предоставлять трёхмерную цифровую модель. С моей точки зрения, идея гениальная: благодаря этому будет гораздо удобнее контролировать изменение облика города в перспективе, легче понимать влияние объектов на окружающую среду. Да, в ближайшие несколько лет возникнут сложности, так как это потребует больших временных затрат, но в будущем, когда все научатся, станет полезно. Таким образом, девелоперам уже сейчас приходится заказывать создание виртуальных моделей либо архитекторам, либо компаниям, специализирующимся на мета- и геймдизайне, а это стоит денег. Вполне возможно, что в будущем люди будут заказывать, скажем, метавселенную квартиры, чтобы понять, каково в ней жить. Всё к этому идёт.

Интерьер выставочного павильона в метавселенной. Фото: Генпро

— Какими свои перспективы видит Генпро в рамках обсуждаемого направления?

— Ветвей развития много. Первую метавселенную мы уже презентовали как выставочный зал Генпро, как некое онлайн-портфолио. Мы будем её дорабатывать, дополнять и обновлять. В ближайших планах — продемонстрировать мировому сообществу, что Генпро — технологичная компания и, помимо архитектуры, генпроектирования, строительства, мы можем разрабатывать и метавселенные. Дальше — два пути развития. Первый — дорасти до того, чтобы приглашать в свою метавселенную другие компании, продавать им какие-то участки, территории, создать некий город, который будет полностью автономно обслуживаться, где появится возможность демонстрации продуктов, продажи работ и NFT, проведения выставок, обмена валюты и криптовалюты.

Второй путь — реализовать метавселенную как маркетинговую программу, с возможностью организации в ней мета-встреч с заказчиками, вечеринок, проведения лекций, форумов и т. д. Уже скоро, например, хотим запустить цикл лекций: людям не нужно будет никуда идти, они будут просто подключаться, слушать и при этом ощущать себя в более интересном виртуальном мире, фокусироваться именно на нём. К слову, о последнем: когда мы приходим на очные лекции, то зачастую отвлекаемся на вид из окна, других людей и т. д. Метавселенная же позволяет оказаться внутри процесса и лучше сфокусироваться на предлагаемой информации.

Кроме того, всё ещё зависит от рынка, который постоянно меняется. Когда достаточно овладеем процессом, хотелось бы также разрабатывать метавселенные для других компаний, если потребуется, помогать им таким образом демонстрировать свой продукт.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: