«Мастерство может разрешить себе недозволенное и оказаться правым»

Феликс Новиков — доктор архитектуры, профессор и академик. Обладатель множества почетных званий и наград: Народный архитектор СССР, лауреат государственных премий СССР, России и национальной архитектурной премии «Хрустальный Дедал». Архитектор московского Дворца пионеров, архитектурных комплексов города Зеленограда, посольства СССР в Мавритании. Но также Феликс Новиков — автор книг и множества статей, опубликованных в литературных и профессиональных периодических изданиях, таких как «Новый мир», «Архитектура СССР», «Вопросы философии», «Архитектурный вестник», «Коммунист» и других. 

В 2009 году издательство TATLIN выпустило издание из серии «Архитектура советского модернизма», посвященное архитектору Феликсу Новикову. С тех пор были опубликованы новые книги его авторства и посвященные ему. 

Представляем подборку книг издательства TATLIN о Феликсе Новикове.


ФЕЛИКС НОВИКОВ. АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА

2009

Феликс Новиков, Александр Рябушин, Владимир Белоголовский

Фото-альбом: книга первая

Открывающая книга издательства о Феликсе Новикове. Написана на английском и русском языках. В ней содержатся интервью, архивные фотографии, рисунки, проекты, планы и сюжеты из записных книжек. Помимо портфолио мастера в издании представлены и ценные пояснения и комментарии автора к своему архитектурному, научному, проектному и публицистическому наследию.


IX. КАРТОННЫЕ ПРОЕКТЫ


— Что это за проекты? И почему вы их так называете?

— Потому что в отличие от бумажных они были предназначены к строительству. Речь идет о наименее плодотворном периоде моей творческой судьбы, а это почти десять лет после «похорон» туристских центров. За эти годы реализовался только один серьезный проект. Конечно, в то же время я занимался комплексом на Тургеневской, о котором скажу ниже, были конкурсы, мы сделали несколько не лишенных интереса работ — красили фасады, рисовали перспективы, мастерили картонные макеты. Все это утверждалось, и... ни с места. Это теперь Гайдар объяснил нам, что советское государство стало банкротом, что упавшие цены на нефть лишили его возможности что-либо строить. Впрочем, следовало радоваться тому, что эти проекты хотя бы заказывались. Все-таки некое удовольствие из этой деятельности мы извлекали. Но так и осталось непонятным, почему построился Дом культуры в Чебоксарах. Возможно, что по инерции действовал какой-то параграф старого правительственного постановления, инициировавшего стройку. С этим объектом была своя история.

Его сделала и утвердила во всех инстанциях другая мастерская института. Но только с рабочими чертежами справиться не сумела. Тогда дирекция распорядилась передать объект под мою опеку. Исключительно для исполнения р. ч. Однако взглянув на это сочинение, я понял, что тут все надо делать иначе. Убедившись на месте в правоте своего суждения, я рискнул сделать другой вариант, и, по счастью, мне удалось убедить всех, кто должен был принять решение об утверждении нового предложения, и, прежде всего, партийную и советскую власть Чувашии. Увы, я не видел это сооружение законченным. В интерьерах в чем-то проявилась самодеятельность местных отделочников, но, судя по фотографии с птичьего полета, Дом культуры остался узнаваемым. 


ДЕЛО ЖИЗНИ. АВТОГРАФ АРХИТЕКТОРА

2010

Феликс Новиков, Александр Рябушин, Владимир Белоголовский

Фото-альбом: 5

Книга «Дело жизни» из серии «Автограф архитектора» содержит статьи на тему архитектуры, опубликованные в журналах с 1966 по 2010 годы. Она является частью двухтомника избранных текстов Феликса Новикова. В круге охваченных периодических изданий числятся такие журналы как «Новый мир», «Архитектура СССР», «Вопросы философии», «Архитектурный вестник», «Коммунист» и другие.


ЭФФЕКТ МАСТЕРСТВА


Мастерство зодчего приносит обществу ощутимый эффект. Во множестве проявлений: социальном, градостроительном, функциональном, техническом, эстетическом, экономическом и т. д. Что же здесь главное? Какой эффект важнее? Я думаю, тот, который оказывается более долговременным. И здесь возникает своеобразное явление. Ведь каждый раз, когда мы приступаем к созидательной работе, мы предъявляем свои требования к зодчему. Мы говорим: во-первых, экономика, во-вторых, функция, в-третьих — эстетика. Но если посмотреть на проблему в ее перспективе, все критерии выстраиваются противоположным образом. И действительно, затраты единовременны, функция, являющаяся исходным посылом созидательного акта, со временем трансформируется, а может и вовсе быть подменена другой, зато эстетическое содержание постройки остается неизменным и либо демонстрирует мастерство зодчего, либо, напротив, его отсутствие. Здесь по-своему выражается проблема формы и содержания в архитектуре. Мы ведь знаем множество случаев, когда в одной и той же форме происходит смена содержания, а подчас и неоднократная. Тут надобно иметь в виду, что единство формы и содержания в архитектуре достижимо лишь в первичном исполнении.

Итак, мы выяснили: наиболее долговременен эстетический эффект мастерства. Он может длиться века. А как же обстоит дело с социальным эффектом? Здесь следует различать его многоплановость. Она связана и с прямой функцией объекта, и с его градостроительной ролью и, в конечном счете, с эстетическим эффектом постройки. Ведь и он в свою очередь также проявляется в качестве одной из форм эффекта социального. Значит ли это, что, педалируя значение эстетических достоинств сооружения, мы принижаем экономический аспект проблемы? Вовсе нет. Просто, по нашему убеждению, экономические показатели всегда являются побочным продуктом принятых решений. И если все другие аспекты задачи решены мастерски — композиционные, технические, функциональные и т. д., — экономические данные сами собой окажутся оптимальными. И наоборот, если экономика становится самоцелью, она же сама неизбежно терпит бедствие. Не сразу, так со временем. Непременно выясняется необходимость последующих затрат. Таким образом, жизнь требует того, что было ей недодано.

Существует еще одна проблема: эффективность самого творческого труда мастера и связанные с нею вопросы его организации. И хотя мы отдаем себе отчет в том, что число профессионалов, которых мы можем назвать мастерами, не столь велико, мы тем не менее загружаем их несвойственными функциями, как, в равной мере, поручаем работу, достойную мастера, лицам, не обладающим должной квалификацией. Здесь надо было бы отважиться на решительные перемены. Я убежден, что мастера архитектуры должны быть поставлены в положение людей свободной профессии. В своих мастерских, в кругу единомышленников, учеников и стажеров они должны выполнять проекты и конкурсные предложения по заказу проектных фирм, специализированных на их разработке. Тогда эффективнее станет деятельность мастера и качественнее уровень всей проектной работы.

Проблемы профессионального мастерства зодчего, должно быть, неисчерпаемы. Время постоянно будет ставить перед мастерами проблемы, постоянно требовать нового их решения. Новое в архитектурном творчестве будет побуждаться новыми социальными явлениями, новым содержанием жизни, новой техникой, новыми эстетическими требованиями. Следующие поколения мастеров будут по-своему разрешать свои задачи, создавая бесконечную череду новых форм и образов.

Иногда слышатся упреки в адрес архитектора — будто бы он творит во имя собственной славы, побуждаемый эгоизмом творческой личности, строящей на общественные средства памятник себе. Я не стану оспаривать такое утверждение. Скажу только, что в числе мастеров архитектуры есть великие эгоисты. Список их имен составляет гордость человечества, а плоды их творчества — бесценное его богатство. 


Из статьи «Профессионально мастерство архитектора». Сборник «Советское искусствознание»
№ 22–1978

МЕЖДУ ДЕЛОМ. АВТОГРАФ АРХИТЕКТОРА

2010

Феликс Новиков

Фото-альбом: 4

«Между делом» — вторая часть двухтомника избранных текстов. В нем опубликованы записные книжки автора, его басни, стихотворения и эпиграммы, фрагменты пародийной пьесы, написанной для театра Образцова, тексты песен, исполнявшихся знаменитым сатирическим архитектурным ансамблем «Кохинор». Афоризмы Новикова об архитектуре точны и остроумны, их можно разбирать на эпиграфы к собственным произведениям.


190/1 000

Теоретик архитектуры утверждает необходимость соответствия новой формы сложившемуся образу среды. Убежден в обратном. Надо делать то, чего в ней нет. То, что есть — без нас обошлось. 

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ

Новым качеством вдруг
Обернулось количество,
Воцарилось невежество,
Ниспровергло величество.

И безмолствует люд,
Безгранично владычество,
Величаво невежество
И ничтожно величество. 

Но коль качество вновь
Обернется количеством,
Сбросим иго невежества
И достигнем величества.

331/1 000

Мастерство может разрешить себе недозволенное и оказаться правым. 

 КАНАВА

Поется на мелодию одноименной народной песни

Тут канава, там канава, спотыкается народ,
Раскопали тротуары, знать – кладут водопровод.

Возвращался я с подружкой с вечеринки как-то раз,
Вижу снова все разрыто, ковыряется Мосгаз.

Не стерпело Мосэнерго, бьет бетон и долбит лед,
Трубы вынуло чужие и свои туда сует.

Вновь асфальтом все залили, но трамвайщики пришли,
Ничего не положили, раскопали и ушли.

Ах, канава, ты, канава, я вчера туда упал,
Не пора ли докопоться, кой же черт тебя копал.

Тут канава, там канава, можно голову сломать,
Не пора ли Моссовету эту песенку кончать!


1956 г.
883/1 000

Новации извлекаются из воздуха времени теми, кому дано их воспринять.

ПО СУСЕКАМ АРХИВА И ПАМЯТИ. АВТОГРАФ АРХИТЕКТОРА

2010

Феликс Новиков

Фото-альбом: 6

«По сусекам архива и памяти» логически продолжает первые две книги серии «Автограф архитектора», представляя собой сборник текстов самых разнообразных жанров. В этом, по сути, третьем, томе автор вспоминает различные эпизоды жизни и творчества, освещая газетные публикации, тексты выступлений на съездах и пленумах Союза архитекторов СССР и международных конференциях. На страницах книги представлена композиция автора из текстов его предка — скульптора Марка Антокольского.


АРХИТЕКТОРЫ В СЕМЬЕ


Тут и настало время сказать о моих двоюродных сёстрах и братьях. Мой двоюродный брат Виктор Мелик-Парсаданов был архитектором, главным архитектором Севастополя в послевоенные годы, а потом главным архитектором Крыма. И женат он был на архитекторе. Её звали Майя. Одна из двух их дочерей тоже стала архитектором. Стало быть, уже трое. У меня есть двоюродная сестра Иветта. И она архитектор. Много лет работала на Сахалине и была председателем тамошнего отделения СА СССР. Ещё трое моих двоюродных братьев (с учётом уже упомянутого — четыре из пяти) были женаты на архитекторах при том, что одна из них, Анна Вал, была в числе авторов Бакинского морского вокзала, а у другой из жён отец был архитектором, известным в Баку по части зелёного строительства. Значит, уже восемь. Архитектором стала дочь ещё одного брата. Ну и мы с Галиной Жирмунской. Стало быть, всего одиннадцать зодчих сидели на ветвях моего семейного древа.

Но и это не всё. Два моих двоюродных брата, жена ещё одного из них и сестра мамы Клара — все четверо работали на разных инженерных должностях в Бакинском проектном институте «Гипрогор». И, говоря сегодняшним языком, мой отец был строительным менеджером. Таким образом, получается, что всего в семействе созидательным трудом занималось шестнадцать человек! 

ФОРМУЛА АРХИТЕКТУРЫ. РАЗМЫШЛЕНИЯ О МАСТЕРСТВЕ 

2021

Феликс Новиков, Ольга Казакова

Фото-альбом: 3

В 1984 году в издательстве «Детская литература» вышла книга Феликса Новикова «Формула архитектуры», в которой были представлены суждения автора об актуальных проблемах советского зодчества. Спустя 33 года, он предлагает коллегам иную версию той ее части, которая посвящена проблемам профессионального мастерства архитектора — композицию, переосмысленную и дополненную включениями из его докторской диссертации (1991) и многих последующих публикаций, касающихся обозначенной темы. Личная творческая позиция Феликса Новикова, содержащаяся на страницах книги, в общих чертах отражает кредо советского модерниста.

О ФУНКЦИИ


Слова «завод», «театр», «стадион» обозначают собой функцию. Вместе с тем, они содержат в себе и стереотипное образное представление о соответствующей архитектурной форме. Однако содержание понятия, стоящего за неизменным словесным знаком, изменчиво во времени. Каждая функция в процессе развития стремится к усложнению, способна породить дочерние функции, обретает новые стереотипы своего образа.

А ведь в древние времена были они просты, как инфузория. Первая простейшая функция — жилище первобытного человека. Её простейшая форма — пещера или шалаш. Вторая функция религиозного содержания. Её изначальной формой служил идол. Многие века все требования людей определялись простыми функциями — крепость, лавка, мастерская, храм, спортивная арена.

Но по мере усложнения общественных отношений, по мере течения процесса общественного разделения труда определяются новые функции. Они выстраиваются в своеобразную иерархию, где между ними устанавливается взаимная зависимость и соподчинённость. В больших современных поселениях скапливается множество разнородных сложных функций, представляющих собой в сумме суперфункцию, выраженную в пространстве в виде суперформы — городского образования. Вместе с тем, каждая функция, примыкающая к какой-либо сложной системе, стремится к делению, порождая в окружающем нас мире множество микрофункций — функций деталей.

Мир, в котором мы живём, постоянно усложняется, становится всё более многофункциональным, требующим всё большего разнообразия форм. Архитектура отстаёт от этих притязаний жизни, и в этом один из источников постоянно возникающих конфликтных ситуаций.

Функция является источником внутреннего давления на создаваемую архитектурную форму.

<…>

Анализ средовых и функциональных аспектов задачи нередко демонстрирует противоречия, конфронтацию влияний на проектируемую архитектурную форму. Обстоятельства среды способны диктовать внутреннюю структуру объекта, в то время как функция активно стремится к внешнему выражению. Создание композиции, способной примирить противоречия, достижение единства и гармонии составляют цель следующего творческого акта. 

АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

2021

Феликс Новиков, Ольга Казакова

Фото-альбом: кинга 2

«Архитектура советской дипломатии» в числе прочих содержит воспоминания Феликса Новикова о периоде бурного строительства советских посольств за рубежом. Книга повествует об опыте проектирования дипломатических представительств СССР в разных частях света, о решении возникающих на пути архитекторов проблем и вопросов, о сходствах и различиях работы над «домашними» и зарубежными проектами. Феликс Новиков в 1970-х спроектировал посольство СССР в Исламской Республике Мавритании. В книге архитектор рассказывает, как он справился с этими вызовами.


— Хоть какая-то информация о Мавритании у вас была?

— Энциклопедические справочники свидетельствовали о полной непричастности исламской республики к мавританскому стилю. Там же было сказано, что мавры, населяющие эту страну, цветом кожи решительно отличны от шекспировского ревнивца — они белые. Мой школьный приятель, научный сотрудник Института Африки Академии наук, оказался автором всех статей о Мавритании, но никогда там не бывал. Зато посетивший её Антуан Сент-Экзюпери оставил в книге «Земля людей» следующее свидетельство:

«Ригель, Гийоме и я потерпели аварию около небольшого форта Нуакшот.
Этот маленький военный пост в западной Африке был в то время оторван от жизни, как островок в океане».



  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: