Как стареют и умирают фасадные материалы XX и XXI веков
 1.jpg)
- Текст:12 сентября 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Если когда-то материальный код Москвы определяли кирпич, штукатурка и камень, то сегодня на наших глазах исчезают последние деревянные дома, модернизм с его лаконичными фактурами уже прочно занял своё место в городе, а калейдоскоп материалов «капиталистического романтизма» застыл. Москва стремительно стекленеет. И здесь возникает парадокс: здания, выполненные из материалов с многовековой историей — тех же кирпича и штукатурки — зачастую выглядят чище и «новее», чем фасады из металла и стекла. Поэтому мы всё чаще сталкиваемся не с реставрацией, а с полной заменой облицовки на постройках начала 2000-х. Архитектура двадцатилетней давности оказывается устаревшей не только стилистически, но и через материалы.
Объяснение отчасти кроется в новизне технологий. В начале XXI века, на момент строительства, многие процессы, происходящие в материале, ещё были неизвестны: поляризация частиц, особенности цинкования и защиты от коррозии, электростатические напряжения — это лишь малая часть физико-химических явлений, которые ранее не учитывались в производстве. Привычные технологии вроде «мокрого фасада» (штукатурки) предполагают регулярное обновление и реставрацию — процесс, отработанный десятилетиями строительной практики и наблюдений. Новые материалы, напротив, стремились уйти от необходимости реставрации и обещали принципиально другие сроки жизни. Но на деле выходит иначе: за «старыми» фасадами мы ухаживаем постоянно, понимая, что они требуют внимания, в то время как новые проектируются по принципу «смонтировал и забыл» — и именно это оказывается ошибкой. В результате старые здания выглядят лучше построенных 20 лет назад, неконтролируемо стареющих и лишённых достаточного ухода.
Технологии навесного вентилируемого фасада — а это значительная часть современной архитектуры — существуют всего 60–70 лет, а в России и того меньше: около четверти века. И в этом кроется ещё одна причина различий между двумя материальными эпохами. Современные здания стали выше, крупнее и масштабнее — а значит, требуют большего числа швов, примыканий и иных элементов, которые необходимо учитывать, чтобы не утратить скульптурность формы. Монолитность штукатурного фасада или ритмика кирпичной кладки легко подчинялись масштабу здания и часто дополнялись декоративными деталями. Сегодня же работа со швами и выводами инженерных коммуникаций фактически превратилась в новый вид «декора».
Многие архитектурные приёмы ещё недавно находились на стадии отработки, а технологии — в процессе оптимизации. Лишь с появлением крупноформатных облицовочных панелей и модульных фасадов стало возможно сократить количество швов и повысить качество монтажа без ущерба для архитектуры. Но помимо раскладки не менее важен сам выбор материала: он должен учитывать тактильность и износостойкость на первых этажах и в то же время работать в масштабе города. Материал обязан оставаться «живым» и вблизи, и издалека: помогать даже самым крупным зданиям сохранять соразмерность человеку и вместе с другими архитектурными решениями наполнять фасад «событиями» — бликами солнца, игрой светотени, оптическими нюансами. Иначе, в условиях бесконтрольного старения, даже недавно построенный высотный комплекс рискует стремительно потерять актуальный вид, обрасти подтёками и пылью.
Сегодня мы иначе смотрим на многие материалы. Например, бетонные и металлические панели пришли в архитектуру из оборонной промышленности и получили известность за счёт потребности в быстром возведении не только каркасов, но и облицовки зданий. Современные технологии сделали их выразительными: многослойная окраска металлических кассет позволяет создавать тонкую игру света и тени, а панели из фибробетона делают фасад одновременно тактильным и скульптурным.
Тем не менее внутри этих материалов остаётся множество неизвестных переменных. Достаточно вспомнить пигментирование бетона. Здесь возникает целый ряд сложностей: и производство партии панелей с идеально совпадающим оттенком, и неравномерное выгорание цвета на солнце, и ограниченность доступной палитры. Так, добиться по-настоящему насыщённого чёрного бетона чрезвычайно трудно: требуется слишком много пигмента, а это снижает прочность. Бетон с поверхностным окрашиванием, в свою очередь, теряет характерный вид материала или требует постоянного обновления с применением защитных лаков.
Все эти нюансы подводят нас к необходимости более глубокого изучения архитектурного материаловедения. В бюро IND мы недавно создали мастерскую прототипирования, где вручную исследуем материалы, их свойства и процессы старения. Практика показывает: концепция «построил и забыл» не работает, особенно в условиях сложного российского климата.
Материалы XX века позволяли определённую свободу: они старели быстрее, но их легко обновляли или заменяли. Современные же материалы — металл, бетон, стекло — задали иную планку. Однако ржавые потёки дождя на металле или тускнеющее стекло редко воспринимаются как «благородное старение» — скорее как признак ветхости и небрежности. Поэтому новые материалы требуют не только обслуживания, но и грамотного проектирования с учётом их будущей жизни.
Проблема, как мне кажется, кроется не только в нехватке знаний или преподавания материаловедения в вузах, но и в недостаточном погружении в жизненные циклы зданий. Многие нюансы можно учесть заранее, тщательно проработав детали и узлы, но на это часто не хватает времени. Другие аспекты становятся очевидны лишь на стройке, и получить такой опыт может быть сложно или недоступно для многих архитекторов.
Чтобы частично решить эту проблему, мы совместно с коллегами, Александром Петуховым из ГК «ПИК», Анастасией Метельской из бюро Zaha Hadid и образовательной платформой STEMPS, разработали курс «Фасадные решения: от концепции до реализации», где делимся знаниями, практическим опытом и тонкостями работы с фасадами, чтобы красивая концепция архитекторов всё чаще превращалась в реальность, а тщательная проработка деталей приводила к долговечным архитектурным решениям.
Реклама. ООО «Архитектурный Портал». ИНН 9709098730. ERID: 2VtzqvBJ6D1
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: