«Цветы»
- Текст:18 августа 2023
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Образ монументальных и неприступных Кавказских гор умножает и героизирует человеческий подвиг, делает его соразмерным величественной природе. Именно в этом концепция Музея-памятника защитникам перевалов Кавказа, который расположен на федеральной трассе Домбай – Теберда – Архыз в туристско-рекреационной зоне в Карачаево-Черкессии. Проектирование мемориального комплекса началось в 60-е годы, в период расцвета архитектурного стиля советский модернизм, пластический язык которого позволил советским архитекторам – Вахтангу Давитая и Александру Чиковани – выразить масштаб сражений за Кавказ. Мемориал идеально вписан в окружающий ландшафт. Это место выбрано не случайно – отсюда открывается величественная панорама.
Горы, где сражались защитники перевалов в битве за Кавказ, будучи естественным фоном, стали неотъемлемой частью монумента. Композиция комплекса имеет много планов, они открывают неожиданные визуальные референсы. Так, например, основное здание музея повторяет форму столовой горы слева, а точка зрения на мемориал сверху обнаруживает, что здание и братская могила в плане — это две минималистские формы — круг и квадрат, вызывающие аллюзии супрематистских картин Малевича.
Основным образным элементом масштабной инсталляции являются «цветы» – стреляные гильзы, закрепленные на стальной проволоке, в количестве 30 000 штук размещенные на площади перед зданием музея. Этот элемент отсылает зрителя к самодельным смертным медальонам, выполненным из пустых гильз от винтовки Мосина, в которых бойцы хранили записки с данными о себе, и напоминает об огромном количестве павших воинов в боях за перевалы Кавказа, останки которых покоятся под ледниками гор. «Цветы» свободно колышутся на ветру, и ударяясь друг о друга, издают звук, подобный звуку пастушеской флейты сыбызгъы из коллекции местного краеведческого музея, сделанной из металлической трубки, в прошлом служившей оружейным стволом. Предмет, изначально предназначавшийся для войны, был преобразован мастером в предмет, используемый в мирной жизни, став своеобразным символом демилитаризации.
При восприятии инсталляции с проезжей части дороги, являющейся по задумке архитекторов частью музейного комплекса, инсталляцией практически полностью перекрывается вид на вход в основное здание Музея и открывается, своего рода, обратная перспектива обращенная к зрителю.
Реализация проекта «Цветы» стала возможна благодаря поддержке Министерства культуры Карачаево-Черкесской Республики, Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музей-заповедника им. М.О. Байчоровой и Министерства обороны Российской Федерации. В качестве волонтеров в подготовке инсталляции приняли участие юнармейцы РО ВВПО «Юнармия» Карачаево-Черкесской Республики.
КОМАНДА 16 ФЕСТИВАЛЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «АЛАНИКА»
Руководитель фестиваля Галина Тебиева
Координаторы Лилия Галазова, Мария Филатова
PR-менеджер Лолита Айлярова
Редактор фото- и видеоматериалов Евгений Иванов
Техническое обеспечение Владимир Шкода, Константин
Тебиев
Кураторы проекта Наиля Аллахвердиева, Анна Щербакова Дизайн концепции Василий Корнеев
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: