Что такое архитектурная кинематография?

О том, что такое архитектурная кинематография, мы поговорили с Айгуль Абизгильдиной — выдающимся экспертом в этой области, ведущим архитектурным дизайнером бостонского бюро DHKARCHITECTS.

— Что представляет собой архитектурная кинематография? В чем ее отличие от других направлений киноискусства?

— Архитектуру можно рассмотреть через кинематографическую призму, которая позволяет визуально захватить восприятие архитектурного пространства. Архитектурная кинематография включает использование различных техник, таких как камерные движения, освещение, композиция и повествование, чтобы подчеркнуть красоту пространства.

Я считаю, что фильм может вызвать эмоциональный ответ у зрителя путем эффективной передачи пространственного опыта.

В целом, архитектурная кинематография — это высокоспециализированное и сложное направление, которое требует уникальных навыков и глубокой страсти к архитектурному проектированию и кинематографии.

Кадр из фильма DREAMSCAPE. Айгуль Абизгильдина  

— Почему вы начали работать в этой сфере? Чем вас заинтересовала архитектурная кинематография? Какие возможности она открывает? 

— С детства я увлекалась различными видами искусства. Училась в художественной школе в родном Стерлитамаке. Мои работы отбирали для участия в выставках. Я любила часами гулять по городу, рассматривать здания, подмечать детали. Мой интерес к архитектуре побудил меня к изучению графического дизайна. В поисках новых знаний, я решила отправиться в Англию, чтобы получить высшее образование в области архитектуры, чтобы исследовать две разные формы искусства — архитектуру и кино. 

Погрузившись в культуру Англии, я сплотила множество экспертов в области экспериментального кино и посетила множество открытых выставок, жаждая получить новый опыт. Это позволило мне приобрести уникальную перспективу, которую я использовала для создания онлайн-выставки, соревнований.

Несмотря на достигнутые успехи, я продолжала стремиться к расширению своих знаний и возможностей. Я решила поднять свой уровень в архитектуре, начав обучение в магистратуре в США. Там я смогла доработать свои навыки, совмещая их с полученным ранее опытом, и внести значительный вклад в свою диссертацию и архитектурную практику, ведь параллельно с учебой я работала в компании Flow Design Architects. Вместе с командой бюро мы принимали участие в премиях, в частности, стали обладателями награды «Boston Best House Design-2022». После меня пригласили в крупное архитектурное бюро Бостона — DHKARCHITECTS, где я продолжила совершенствовать свои навыки.

Кино, как и архитектура, является формой искусства. Для архитектора важно проектировать с учетом того, откуда идет солнце, откуда дует ветер, что построено по соседству. Это основные вопросы в архитектуре. Эти вопросы не существуют в кино, но форма и восприятие пространства становятся важными для обеих дисциплин. 

Архитектурная кинематография открывает возможности для создания новых визуальных и эмоциональных впечатлений, а также дает возможность показать архитектуру в новом контексте, который может помочь людям увидеть здания и пространства с новых сторон.

Кадр из фильма Silencio. Айгуль Абизгильдина  

— Подскажите, где можно получить профессиональное образование в этой области? Насколько потом специалисты могут быть востребованы среди архитектурных бюро? 

— Профессиональное образование в области архитектурной кинематографии может быть получено в университетах, которые предлагают обучение в обеих дисциплинах — архитектуре и кинематографии. Некоторые университеты также предлагают магистерские программы, посвященные исключительно архитектурной кинематографии. 

После завершения обучения специалисты могут стать востребованными среди архитектурных бюро, которые ищут новые впечатляющие способы продвижения своих проектов. Такие специалисты могут заняться созданием компьютерной графики, проектированием виртуальных экскурсий и созданием маркетинговых видеороликов. 

Я получила магистерскую степень по кинематографии и архитектуре в университете Оксфорд Брукс в Англии. Новые формы искусства, которые могут быть использованы в архитектуре, расширяют знания людей и способствуют более креативному подходу к дизайну. Фильмы и маркетинг могут работать вместе и использоваться для продвижения любой архитектурной фирмы, делая ее более выдающейся и успешной.

— Архитектурная кинематография зародилась в Великобритании, сейчас этот инструмент популярен в США. Какие перспективы у него в России? 

— В России архитектурная кинематография имеет большой потенциал и может стать популярным инструментом для продвижения проектов и привлечения клиентов. Россия имеет богатое культурное наследие, которое может стать источником вдохновения для создания интересных и оригинальных проектов. Кроме того, Россия располагает множеством уникальных архитектурных объектов, которые могут быть использованы в качестве объектов съемки, что позволит создать потрясающую визуальную палитру.

Кадр из фильма DREAMSCAPE. Айгуль Абизгильдина  

Я всегда обращаюсь к творчеству известных российских режиссеров, таких как Тарковский. Большинство кинематографистов, которые изменили мир кино, относятся к советской эпохе. В России есть фирмы, которые активно используют фильмы или маркетинговые видеоролики для продвижения своей деятельности, но я считаю, что использовать этот инструмент можно не только в маркетинге.

— Какие методы и техники вы используете в своей работе? Что такое эффект Кулешова? 

— Одним из моих главных методов является съемка в темной комнате, позволяющая зрителю использовать свое воображение и создать полную картину сцены. Такой подход хорошо работает для некоторых жанров, таких как триллер или ужасы, где воображение зрителя может создать сюжет и образ, соответствующий их личному восприятию.

Эффект Кулешова — техника монтажа, получившая свое название в честь советского режиссера Льва Кулешова. Это психологическое явление, демонстрирующее способность монтажа влиять на эмоции и реакции зрителей.

Эффект Кулешова заключается в создании серии кадров, объединенных таким образом, что они придают новый смысл или значение, превышающие то, что содержится в каждом отдельном кадре. Данный метод доказывает, что смысл в фильме рождается не только из отдельных кадров, но и из их сопоставления. Техника Кулешова по-прежнему используется в современном кинематографе, став одним из основных строительных блоков кинематографического рассказа.

Кадр из фильма Gabrielle. Айгуль Абизгильдина  

— Где вы черпаете вдохновение? Если ли авторитеты в области архитектурной кинематографии, которые повлияли на ваше творчество? 

— Я черпаю вдохновение в творчестве кинорежиссеров, которые размывают границу между реальностью и сном, таких как Kogonada, Тарковский и OZU. Через кино я научилась захватывать и рассказывать истории, помогающие понять хаос и сложность жизни. Я всегда ищу новые способы расширения границ реализма и фиксирования сюрреалистического изображения внешнего мира через кинематографические объективы. Это бесконечный путь, полный радости и возможности учиться и создавать.

— Ваш фильм «Габриэль» получил множество наград на разных фестивалях. Расскажите подробнее об этом произведении. 

Этот фильм исследует эмоциональное развитие человека через функцию архитектуры, описывая восприятие и развитие человека в физическом пространстве. Четыре физических пространства были использованы для изображения разных этапов жизненного пути Габриэль. Фильм прошел в полуфинал конкурса видео и короткометражных фильмов The Pride of Africa AERN в 2019 году, был дважды отмечена начинающими режиссерами на Sessions Lift-Off Festivals & Showcases в 2019 году и будет участвовать в Международном кинофестивале Dadasaheb Phalke, который пройдет в 2024 году. Архитектура является формой писательского и визуального рассказа, а этот фильм служит инструментом для выражения истории эмоций и пространства людей.

Постер к фильму Gabrielle

— Над чем вы работаете сейчас? Какие проекты хотелось бы реализовать в ближайшее время?

— Как единственный специалист в области съемки, монтажа и написания сценариев в компании DHK Architects, я несу большую ответственность за то, чтобы создавать видео, которые точно отражают ценности нашей компании и наилучшим образом демонстрируют наши проекты. Я занимаюсь всеми этапами процесса создания видео, от исследования проекта и создания сценария, до проведения интервью и съемок на месте.

Я также принимаю окончательное решение в процессе монтажа. Я тщательно просматриваю материалы, чтобы выбрать наиболее воздействующие кадры, и использую свои навыки монтажа, чтобы рассказать убедительную историю, которая понравится нашей аудитории.

Я горжусь тем, что являюсь частью команды, которая ценит визуальное повествование как мощный инструмент для продвижения миссии и проектов нашей компании. Я также посвящаю себя развитию своих навыков в этой области, чтобы создавать еще более убедительные фильмы в будущем.

Второй текущий проект — исследовательская работа. Этот проект я осуществляю в сотрудничестве с архитектором из Индии. Ее исследование посвящено «визуальному рассказыванию историй как средства выражения в красных улицах Мумбаи — Индии». Мы решили расширить тему и исследовать рассказы бездомных людей в Америке. Основной целью исследования является выявление закономерностей, как архитектурное проектирование может захватывать и улучшать дух места (как в Америке, так и в Мумбаи) — как здания и улицы могут формировать эмоции и восприятие людей.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: