Английский загородный дом (помещичий и буржуазный)

Перед вами отрывок из книги «Искусство архитектуры» (1946 г.) А. Г. Циреса. Глава «Английский загородный дом (помещичий и буржуазный)» посвящена архитектуре жилых загородных домов богатых англичан, как традиционного, так и более современного типа, а также их уникальным конструктивным особенностям и ноу-хау в интерьере. Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Старая Англия сделала значительный вклад в разработку проблемы зажиточного жилого дома. В Англии есть значительная церковная готика, но готика французская оригинальнее и свежее; в Англии есть неплохая архитектура в стиле Ренессанса, но в ней слишком сильны итальянские влияния. Традиционная английская архитектура жилого дома, наоборот, оригинальна и сама является богатейшим источником архитектурного опыта для других стран, в особенности для стран, расположенных в сходных с Англией климатических условиях.

Богатый английский помещичий дом XVI в. (рис. 165) дает представление о большом своеобразии этой архитектуры, охотно прибегавшей к деревянным конструкциям в форме так называемого фахверка.

Фахверк — конструкция из деревянных балок, соединенных в рамы, заполненные другим материалом, например кирпичом или крупным битым камнем (бутом), замазанным глиной или известкой. Наиболее простая форма фахверковых рам — прямоугольная, но встречаются и другие формы, в особенности треугольники, получающиеся от пересечения прямоугольных рам диагональной балкой. Треугольник вообще обладает особым конструктивным преимуществом по сравнению с четырехугольником и многоугольником с большим количеством сторон. Четырехугольная или многоугольная рама легко расшатывается в углах и затем скашивается, меняя свою форму. Треугольная рама обладает особой «жесткостью»: она не изменяет своей формы даже в том случае, если три стороны ее соединены «шарнирно». Жесткий треугольник поэтому — чрезвычайно распространенный архитектурный элемент во всех рамных конструкциях: в фермах металлических мостов, в деревянной мебели, в стропилах, во всевозможных подпорках и т. д.

Фахверковая рамная архитектура резко отличается от архитектуры каменной, потому что дерево допускает применение конструктивных форм, не достижимых в камне. Деревянными балками легко и удобно перекрываются сравнительно большие пролеты, которые в камне потребовали бы сводов или каменных балок огромной толщины. Это свойство дерева позволяет, в частности, заменять обычные вертикальные окна каменных зданий горизонтальными окнами, протянутыми в ширину целой стены комнаты или даже целого этажа. Легче, чем каменная, выглядит обычно и фахверковая стена, в которой видимые снаружи деревянные балки свидетельствуют о ее сравнительно незначительной толщине.

Вместе с толщиной стены отпадает и видимая тяжесть конструкции: легкое каменное заполнение фахверкового деревянного каркаса распределяется по отдельным рамам и не сливается в общий вес целой стены; в самом же деревянном каркасе момент его тяжести не играет, по большей части, никакой художественной роли. Художественный образ взаимоотношения тяжести и опоры, который имеет такое значение в каменных неоштукатуренных сооружениях, заменяется в фахверке специфической выразительностью рамных конструкций. В каменных сооружениях мы имеем дело с наглядно выраженной тяжестью и твердостью камня, с рациональной перевязью каменной кладки (т. е. взаиморасположением слоев камней или кирпичей относительно друг друга) и сцементированностью камней (в особенности кирпичей) в общую каменную толщу. В рамных же конструкциях на первый план выступают крепость, в частности несгибаемость и нерастяжимость стоек, перекладин и т. д. и прочность их скрепления в углах и крестовинах рам.

Прекрасный фахверк, изображенный на рис. 165, это прежде всего прочная вещь, добротная плотничная и столярная работа. Обильное применение дерева и специфическая плотнично-столярная «сделанность» фахверкового дома придают ему особую теплоту, прекрасно гармонирующую с назначением здания служить уютным жилищем для традиционной английской семьи, быть ее семейным очагом. Умелое художественное выявление фахверковой конструкции придает большую живописность и привлекательность фасадам фахверкового дома. При этом все здесь своеобразно: и разбивка стен на рамы, и оригинальный динамический взор с обильным применением косых перекладин, и пестрый ритм темного дерева и светлой штукатурки, и характер вытянутых по горизонтали окон, и ряд других интересных архитектурных и декоративных деталей.

Немалой долей привлекательности английский дом обычно обязан своей тесной связи с уютной площадкой двора и заботливо выхоженной зеленью сада. Чтобы попасть из дома во двор или в сад, достаточно переступить порог, расположенный почти на уровне земли: низко поставленные горизонтальные окна в стенных выступах (эркерах) говорят о доступности интерьеров снаружи и о доступности наружного пространства изнутри.

Эркеры — вообще излюбленный мотив английской архитектуры, придающий особое значение интимной связи здания с природой. Эркер — кусок интерьера, вынесенный за линию стены в наружное пространство. В небольшом жилом доме эркер распространяет «домашнюю атмосферу» в окружающей его части двора или сада, внутри же превращает часть комнаты в открытый застекленный балкон, где человек чувствует себя находящимся одновременно и в комнате, и во дворе или в саду. Эту своеобразную привлекательность эркерного интерьера хорошо передает рис. 164, иллюстрирующий вместе с тем и спокойный уют внутреннего архитектурного оформления старинного английского фахверкового дома. Обращают на себя внимание обилие в комнате света и воздуха, красивая простота и теплота стен, обитых панелями из темного дерева, уютная скамья в стене под окном (в правом углу), прочная основательность дубовых оконных рам и легкий, воздушный рисунок старинных свинцовых оконных переплетов.

 

164. Усадьба Мортон Олд Холл. Интерьер. Англия. XVI в.  

Все внутри дома рассчитано на покой и удобство, на то, что в наше время во всех странах называется английским же словом комфорт. Без учета практической стороны английского жилого дома нельзя понять и его архитектурно-художественную композицию. Исходным пунктом при проектировании традиционного английского дома служат не наружные фасады, а наиболее целесообразное внутреннее его расположение и устройство. Фасады и вся вообще наружная объемная композиция дома оказывается следствием тщательно продуманной внутренней его планировки. И отражение внутренней планировки, устройства и характера интерьеров дома на его наружных объемах и фасадах составляет главное содержание его внешнего художественного облика. Английский дом строится не снаружи, как итальянское палаццо, а изнутри. Внутри английского дома невозможно провести границу, где кончается практическая целесообразность и комфорт и где начинается художественная сторона архитектуры. Больше того, самая практическая целесообразность общего устройства дома и рациональность и комфортабельность его отдельных частей и деталей входит неотъемлемым составным элементом в его художественный образ.

Проходной характер жилой комнаты и другие неудобства лишают комнату тех или иных ее художественных качеств: ее интимности, уюта, ее общей привлекательности. Наоборот, хорошая освещенность, целесообразная расстановка окон и дверей, удачно поставленная печь и т. д. способствуют тому, что комната выглядит веселой и уютной, спокойной и интимной и настраивает находящегося в ней человека на соответствующий лад.

165. Усадьба Мортон Олд Холл  

Чтобы понять всю сложность жилищной архитектуры и все бесконечное многообразие ее возможных утилитарно-художественных мотивов, полезно на минуту превратиться в архитектора и начать обдумывать наиболее желательное архитектурное устройство, например, небольшой дачи. При этом сейчас же возникает множество «мелких», но трудных вопросов: с какой стороны расположить террасу, где устроить кухню, как изолировать одну комнату от другой, какую выбрать форму окон, какая высота наиболее желательна для комнат, где устроить в комнате двери, чтобы можно было удобно поставить кровати, стол и шкаф, делать ли дачу одноэтажной или двухэтажной и т. д.

Пример продуманного решения такого рода вопросов представляет собой приводимый современный богатый загородный английский дом (рис. 166). В плане этого дома обращают на себя внимание прежде всего полнейшая его асимметрия, совершенно непринужденное расположение различных его интерьеров (рис. 167). План дома построен углом. Дом в основном двухэтажный, причем все спальни и детская расположены во втором, более спокойном этаже. В вершине угла первого этажа расположена кухня с прилегающими к ней чуланами и второстепенными помещениями. В кухню ведет особый наружный выход с наиболее удаленной от главных комнат стороны. От этих комнат кухня изолирована коридором. Из комнат ближе всего к кухне расположена столовая, затем гостиная, дальше всего библиотека, т. е. рабочий кабинет для занятий, и общая комната с биллиардом — обычной принадлежностью зажиточного английского дома. При этом библиотека, в целях большей тишины и интимности, наиболее удалена от шумной биллиардной. Интимности комнат англичане придают большое значение, стараясь делать жилые комнаты по возможности непроходными, изолированными от соседних. В то же время одну из наиболее интересных сторон английского дома составляет связь его интерьеров друг с другом, органическое единство всех его внутренних помещений. В английском буржуазном доме чувствуется заботливое отношение к узловым помещениям: коридорам, площадкам, лестницам и т. п., а также холлу, т. е. сеням (иногда проходу), служащим в то же время уютной общей комнатой, из которой открывается доступ в различные жилые комнаты и части дома. Холл (обычно с камином и с деревянной лестницей на второй этаж), площадки, коридоры и т. п. второстепенные помещения и переходы нередко представляют собой в английском богатом доме помещения, не менее привлекательные и уютные, чем спальни, столовая, гостиная и кабинет.

166. Усадьба Гэблс. Англия. Конец XIX в.

167. Усадьба Гэблс. План 

1 — холл, 2 — библиотека, 3 — гостиная, 4 — столовая, 5 — кухня, 6 — биллиардная  

Из различных деталей внутреннего устройства зажиточного дома особое место занимает в Англии камин, который выполняет роль не только согревающей печи, но и мощного вентилятора, необходимого в условиях исключительно сырого английского климата. Около камина устраивается специальный уютный уголок.

Общий дух и характер внутреннего устройства английского дома отражается, как сказано выше, и на внешнем его облике. Изображенный на рис. 166 фасад английского дома хорошо передает и живое многообразие внутренних помещений, и свободу их группировки и примыкания друг к другу, и их сопринадлежность к единому целому, и тесную связь дома с природой, и интимность верхних спален, и обособленность библиотеки. Впечатление опрятности, покоя и комфорта неразрывно связывается с чистыми простыми стенами и широкими окнами, над которыми поднимаются уютные кровли и высокие каминные трубы, оживляющие и без того непринужденный и живописный общий силуэт дома.

Описанный комфорт и привлекательность внешнего облика характерны, конечно, лишь для жилища состоятельной буржуазно-помещичьей верхушки английского общества.

Статья из этой книги:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: