Все великие мастера архитектуры, по сути, были создателями новой типологии пространственных форм. Если появление зданий с универсальным пространством можно назвать общей тенденцией конца XIX — начала ХХ века, то железобетонный и металлический каркас в интерпретации Ле Корбюзье был положен в основу всей современной архитектуры. Одну из главных своих задач зодчий видел в его художественном осмыслении, причем независимо от функциональной конкретики, и ему удалось это сделать. Под «гипнозом» профессиональной логики Ле Корбюзье был весь профессиональный мир вплоть до второй половины ХХ века, когда под напором широкой публики, возмущенной бескомпромиссностью модернизма, начался крен в другую сторону, и речь зашла о взаимосвязи современной архитектуры с историческим контекстом.
- Текст:Елена Овсянникова 8 августа 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Пять свойств (принципов) современной архитектуры по Ле Корбюзье (дом на столбах, крыша-терраса, свободный план, свободный фасад, ленточное окно) были синонимами не только прогресса в строительстве, но и универсальной художественной концепции. Так, из чисто эстетических соображений плоская кровля трактовалась как единственно возможное завершение здания любой этажности и в любой климатической зоне. Ле Корбюзье высмеивал наклонные кровли и чердачные перекрытия, и едва ли не всем архитекторам казалось, что скатные кровли больше не вернутся в современную архитектуру как анахронизм.
Напомним, что античный ордер также казался давно ушедшим в прошлое, хотя оба эти постулата были дискредитированы эпигонами модернизма и резко раскритикованы постмодернистами к концу ХХ века.
Жорж Кандилис (Georges Candilis) и партнеры. План жилого дома для цыган Авиньона
Тем не менее, несомненно, что универсальные пространства, введенные в практику мастерами современной архитектуры, явно не могут потерять актуальность, хоть это и не единственный вариант организации структуры зданий. В промышленности такие пространства способствуют развитию производства и его модернизации, в общественных сооружениях они незаменимы как залог возможной трансформации функции, в жилище дают возможность для перепланировки. Известный афоризм Ле Корбюзье «дом — машина для жилья» отражает не только функциональность, но и стилистику, основанную на любовании подчеркнутой технологичностью форм (следами опалубки на бетоне, колоннами каркаса в интерьере, стеклом, сталью, керамикой в их самом естественном виде).
Еще одним важным концептуальным аспектом творческой деятельности Ле Корбюзье была разработка универсальной системы пропорций, связанных с размерами человеческой фигуры, в отличие от метрической (метр — это астрономическая величина). Свою собственную систему пропорций он назвал «Модулор».
Ганс Шарун. Интерьер квартиры в Шарлоттенбурге. Берлин. 1954–1961
Если предыстория массовой профессиональной архитектуры
началась с «Домино» Ле Корбюзье — типового конструктивного модуля
жилой застройки (1914), а также
с его проекта «Многоэтажная вилла» (1922–1925), то далее идеи мастера
развивали ученики и последователи. Наверное, самым известным из них
в нашей стране стал Жорж Кандилис, осуществлявший со своими коллегами
Жосиком и Вудсом постройку «Марсельского блока» Ле Корбюзье
в 1950-е годы. Далее этот коллектив, вышедший из мастерской Ле
Корбюзье, создал огромную серию проектов массового жилища, таких, как
«дома-соты» в Марокко, дома-гостиницы на юге Франции, жилые дома
в Иране, блокированные дома для цыган в Авиньоне, жилые кварталы «Тулуз-Мирай»
и др. Тем самым идеи, обозначенные Ле Корбюзье, пережили годы
и десятилетия в творчестве его учеников и последователей.
Фрэнк Гэри (Frank OwenGehry). Собственный дом-мастерская. Санта-Моника. Лос-Анжелес. 1978–1979
Очень технологичной явилась современная архитектура по Людвигу Мису ван дер Роэ, с детства досконально знавшего специфику каменной и кирпичной кладки, первостепенное значение придававшего технологиям как основе очень логичного формообразования. Он — сын производителя работ по камню — стал авторитетнейшим зодчим, философски трактуя архитектурную форму, продиктованную спецификой конструкции. Сам же создал моду на полностью остекленные фасады, металлические колонны крестовидного сечения и легкие, простые и криволинейные стены-перегородки.
Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ создали непревзойденные предметы дизайна — до сих пор не вышедшую из моды мебель, так как проектировали не только собственно здание, но и всю его предметно-пространственную среду как единый организм. Такой «органично-технологичный» принцип, несомненно, можно назвать ведущим в формообразовании ХХ века. Поэтому интернациональный стиль, созданный этими и другими выдающими зодчими, часто называют «эпохой мастеров», отдавая дань уважения предтечам новейшей архитектуры.
Ханс Холляйн (Hans Hollain). Индивидуальный модуль-капсула. 1967–1969
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: